Чурилин Александр Сергеевич


ЧУРИ́ЛИН Александр Сергеевич [6.3.1941, Л-д] - прозаик, критик, издатель.

Отец – воен. инженер; мать – инженер-электрик. В нач. войны отец Ч. после окончания Политехнич. ун-та был мобилизовал, на фронте - офицер по фортификации. Мать Ч. с его бабушкой оставались некот. время в блокадном Л-де. Ч. вспоминает свои детские годы так: «Нам удалось эвакуироваться на катере через Ладогу лишь осенью 1942 года. <…> Вполне отчетливо помню, как катер швыряло на волнах, как люди и тюки перекатывались от борта к борту, выли сирены, а вокруг вздымались горы воды от взрывов бомб. Потом, почти месяц, мы ехали в теплушках до Вятки. Также хорошо помню смрад керосинок, горелой каши и мочи, вопли, стоны умирающих, крик детей и полумрак теплушки, где в три ряда громоздились люди. Привезли нас и расселили в деревне Опушни под Вяткой, когда уже лежал снег».

По возвращении из эвакуации, не пройдя по конкурсу в ЛИИЖТ, Ч. поступил в техникум железнодорожного транспорта (законч. в 1961). Заочно учился в лен. Ин-те киноинженеров, получил специальность звукорежиссера (1970). Работал культмассовиком (1966–69), инженером (1969–74), преподавателем, ст. научным сотрудником (1974–80), доц. (1980). Канд. технич. наук, автор трех монографий и более 200 ст. по вопросам экологии, акустики, техники безопасности.

В 1960–70-е при актив. участии Ч. (и художника Мих. Копылкова) было организовано культурно-просветительское об-во «Малая Садовая», собиравшееся в кафе на этой улице. В сообщество в разное время входили В. Ильин, Ю. Иванов, Е. Британишский, религиозные православные проповедники - Вадим и Сергей Танчики, К. Вовк, А. Прокофьев, Дм. Макринов, Н. Николаев, поэты А. Миронов, Б. Аракчеев, А. Гайворонский, Вл. Эрль, писатель Е. Звягин, ученый-филолог В. Петрунин, поэтессы Т. Буковская и Т. Славина и мн. др. К сер. 1970-х их число достигает почти трехсот человек (хотя не все литераторы, многие - слушатели, зрители, собеседники). Ч.: «Если посмотреть шире, то нас, ищущую молодежь, на этом диполе (Малая Садовая - площадь Искусств) объединяло желание не просто тусоваться, но иметь культурную дружескую среду, с желанием (в потенции) профессионально проявить себя в поэзии, литературе или живописи, в религиозных и философских изысканиях, что для многих реализовалось».

Как вспоминает Ч., их «в те годы гнала из мерзкого быта коммуналок <…> жажда общения с возможными единомышленниками». В 1963–65 при участии Ч. возникла идея лит.-худож. альм. «Fioretti», позволившего молодым поэтам Малой Садовой почувствовать себя включенными в совр. лит. процесс. После перв. публикаций в «Fioretti» мн. участники этого поэтич. круга сделали успешную карьеру на лит. поприще. Ч. стал ред. и сост. альм., написал два предисл. к изд. (одно - анонимное, другое - под псевд. Вас. Иванов), опубл. фрагмент автобиографич. романа « Исцеление » (под псевд. А. Чурлянис). В романе отразился пережитый автором случай клинической смерти; впоследствии философское переосмысление этого события Ч. развивал в поздних произведениях - «Плацебо» ( 2000), «Комплекс Шахарезады» (2007). Альм. «Fioretti» оказался в поле зрения КГБ, второй выпуск не был изд. Предполагавшаяся перепечатка материалов альманаха в ж. «Грани» была сорвана. В воспоминаниях современников о «Малой Садовой» Ч. упоминается как «первооткрыватель» кафетерия, «чем-то неуловимо похожий на молодого Достоевского, мягкий и добродушный» (А. Гайворонский), как «культуртрегер», приобщавший общество Малой Садовой к «истокам западной лит-ры» (А. Миронов).

С весны 1966-го проходил лечение от туберкулеза в больницах и санаториях Лен. обл. В это вр. много писал - стихи, пьесы, очерки, рассказы, отсылал их в молодежные газ. и ж.: часто получал хвалебные отзывы и одновременно, как правило, отказы в печати по причине несоответствия работ требованиям времени. К этому периоду относится перв. офиц. публ. - в местной газ. Валдайского р-на: несколько лирич. стих. и очерк на краеведч. тему. Поскольку официальные изд-ва принимали рукописи крайне редко, Ч. начал ставить театр. постановки (в т.ч. в санаториях), организовал рок-группу «Фердыщенки».

В 1995–2000 пишет роман «Плацебо». С 1997 по 2000 работает над романом из трёх частей «Происки Мефодия Исаевича», кот. позднее переделывает в дилогию «Новый-новый Робинзон и русалка» и «Веллингтот» . В 2007 составляет сб. «Баден-Баден,Fioretti и…» , куда вошли повести, рассказы и эссе периода 2000–07. В 2009–10 появляется роман «Рыба» , замысел кот. возник ещё в 1967 (не опубл.). По строению фабулы посл. произведения Ч. могут быть отнесены к приключ. прозе, но одновременно проникнуты религиозно-философскими идеями об устройстве мироздания, назначении человека и его пути к Богу, о любви, как совершенной форме проникновения в скрытую сущность бытия.

Соч.: Исцеление: Фрагмент // Fioretti. 1965. Вып. 1.

Лит.: Эрль Вл. Несколько дополнений // Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. М.-Мн., 1997; Гайворонский А. Поэты Малой Садовой // Ленинград. 70-е. В лицах и личностях / Сост. Л. Скобкина. СПб., [1999]; Самиздат Ленинграда. 1950-е – 80-е. Лит. энц. М., 2003; Гайворонский А. Сладкая музыка вечных стихов. Малая Садовая: Воспоминания. Стихотворения. СПб., 2004; Автобиография // Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

Л. Евграфова

  • Чурилин Александр Сергеевич