Щепкина-Куперник Татьяна Львовна
ЩЕ́ПКИНА-КУПЕ́РНИК Татьяна Львовна [12(24).1.1874, М. - 27.7.1952, М.] - прозаик, поэт, драматург, переводчик, мемуарист.
Родилась в семье киевского адвоката. Прадедом Щ.-К. по материнской линии был знаменитый актер М. Щепкин, и свое лит. имя писательница составила из двух фамилий - материнской и отцовской. После развода родителей жила с отцом в Киеве, в 1891 окончила киевск. гимназию и переехала к матери в М., где поступила на сцену Моск. частного театра Ф. Корша. Оказавшись в центре театр., лит. и худож. жизни М., познакомилась с М. Ермоловой, Ф. Шаляпиным, И. Репиным, М. Горьким, А. Чеховым. Попробовав себя в роли актрисы, в 1892 начала пис. для театра. Перв. ее драматич. произведение - одноактный водевиль « Летняя картинка » (1892), поставленный Малым театром и имевший большой успех. Вслед за ним Щ.-К. напис. целый ряд одноактных пьес: « В детской », « На станции », « Ирен », « Месть Амура » и др., в кот. играли В. Качалов, В. Комиссаржевская. Оставив сцену, Щ.-К. начала заниматься только лит. трудом. Сотрудничала в газ. «Русские ведомости», ж. «Русская мысль», «Артист», «Детское чтение» и др.
На рубеже веков вышли отд. изданиями повесть Щ.-К. « Счастье » (1897) и сб. рассказов « Странички жизни » (1898), « Незаметные люди », « Ничтожные мира сего » (оба - 1900), « Трудящиеся и обремененные » (1903). Герои рассказов Щ.-К,- люди различного соц. положения, но обязательно страдающие и одинокие. Многие рассказы из ранних сб. отличались излишним морализированием, дидактизмом, склонностью автора к сентиментальности, филантропич. мотивами. Сама Щ.-К. признавала, что в начале творч. пути испытывала сильное влияние Диккенса. Повесть «Счастье» и некоторые из рассказов дали повод критике упрекать писательницу в феминизме, называть ее творчество «бурным походом против мужского рода» (РБ. 1900. № 11), а ее саму - «проповедницей и художником русского феминизма» (Неделя. 1900. № 11). Упреки были оправданы, поскольку Щ.-К. настойчиво отстаивала в произведениях независимость женщины, для кот. главным в жизни является не любовь, а свобода, самостоятельность, труд, материнство. Таких женщин, к кот. она причисляла себя, Щ.-К. называла «первыми ласточками раскрепощения женщины». К худож. недостаткам ранних рассказов Щ.-К. относилась и некот. растянутость в повествовании, что позволило критике обвинить Щ.-К. в том, что она «не умеет быть краткой» (П. Гриневич). В 1903 вышел сб. рассказов « Около кулис », посвящ. хорошо знакомой писательнице жизни актеров.
В 1904 Щ.-К. переехала в СПб., в этом же году вышел сб. « На солнце и в тени », а в 1906 - « Неотправленные письма », составленный из «писем неотправленных», напис. в порыве чувств, и «писем отправленных», разумных и официальных. Во вр. революции 1905–07 выпустила сб. рассказов « Это было вчера » (1907; уничтожен цензурой). Цикл новелл - переложений старинных легенд - « Сказания о любви » (1910) получил почетный отзыв им. А. С. Пушкина от АН. В рец. на него критик «Русской мысли» писал, что книга «дорога, как одно из напоминаний о забытой божественной красоте и таинственности природы любви» (Русская мысль. 1910. № 5). В этом же году вышла втор. повесть Щ.-К. « Некто ». Продолжала писать пьесы: « Одна из многих», «Барышня с фиалками » (1913). За драму « Счастливая женщина » (1911) о матери студента-революционера получила Грибоедовскую премию, кот. присуждалась лучшей пьесе сезона.
В 1912–13 вышла кн. Щ.-К. « Разрозненные страницы », в кот. писательница развивала темы первых сб.; вторая книга очерков путевых впечатлений от поездок по Зап. Европе « Письма из далека » (1-я кн.- 1903). Продолжала писать для детей: « Рассказы для детей » (1903), « Жизнь открывается » (1905), « Из детства Литы » (1914).
В своей поэзии Щ.-К. г.о. продолжала традиции некрасовской школы, развивая гражданские мотивы. Выпустила неск. сб. стихов: « Из женских писем » (1898), « Мои стихи » (1901), « Облака » (1912), « Отзвуки войны » (1915) и др. Критика отмечала, что «общий тон ее музы сохраняет характер проповеди и воззваний к лучшим чувствам читателей» (Мир Божий. 1901. № 11). По мнению П. Гриневича, Щ.-К., хотя и не «абсолютно лишена поэтического дарования», «вялыми и бесцветными стихами» изображает «ужасную долю женщины, гибнущей в вертепах порока», ее поэзию он называет «холодной и пресной». Тем не менее, в 1904 Щ.-К. получила почетный отзыв АН за стихотворения.
Наиболее ценная часть лит. наследия Щ.-К. - ее драматич. переводы. Перв. опытом в этой обл. был перевод стихотв. комедии Э. Ростана «Романтики» (1894), кот. Чехов оценил как «изящный». Впоследствии перевела все пьесы Ростана, перевод лучшей из них - «Сирано де Бержерак» (1898) - получил высокую оценку Горького. В 1903 изд. «Переводы Метерлинка», в 1910–14 - « Драматические переводы » (в 3 т.). Как переводчик Щ.-К. обращалась к драматич. произведениям, большей частью стихотворным, Софокла, Мольера, Шекспира (13 пьес), Лопе де Вега (4 пьесы), Кальдерона, Тирсо де Молина, Гольдони, Бомарше, Гюго и др., к лирике Бернса, Петрарки, Байрона и др. Всего Щ.-К. перевела 59 пьес западноевропейских драматургов, среди кот. ей наиболее удались комедии с их жизнерадостной речью.
С 1940 Щ.-К. жила в М. Оставила три кн. мемуаров: « Дни моей жизни » (1928), « О М. Н. Ермоловой » (1940), « Театр в моей жизни » (1948), в кот. проявился ее дар рассказчика, чувство эпохи и мастерство портретных характеристик, посвящ. А. Чехову, К. Станиславскому, О. Книппер-Чеховой, В. Качалову и др.
Проживала в 1920-е по адресу: ул. Кирочная, д. 12, кв. 24.
Соч .: Избр.: Воспоминания и портреты. Рассказы и очерки. Стих. Драм. переводы. М., 1954; Избр. переводы. Т. 1–2. M., 1957–58; Из воспоминаний. М., 1959; Разрозненные страницы. М., 1966.
Лит .: Гриневич П. (Якубович). Т. Л. Щепкина-Куперник // Гриневич П. Очерки русской поэзии. 2-е изд. СПб., 1911; Богуславский А., Дурылин С. Т. Л. Щепкина-Куперник // Щепкина-Куперник Т. Избр. М., 1954; Мокульский С. Мастер драм. перевода // Щепкина-Куперник Т. Избр. переводы. М., 1957; Эвентов И. [Вст. статья] // Щепкина-Куперник Т. Из воспоминаний. М., 1959.
Б. Макашина