Щепотьев Сергей Иосифович


ЩЕПÓТЬЕВ Сергей Иосифович [2.1.1947, Одесса] - поэт, прозаик, переводчик, литературовед, киновед.

Родился в семье видного врача-гомеопата, члена Моск. науч. гомеопатич. об-ва И. Л. Щепотьева. Окончил укр. среднюю школу с препод. ряда предметов на англ. яз. (1964), филологич. фак-т Одесского ун-та им. И. Мечникова (1970) и аспирантуру ЛГИМиК (1974) по спец. «киноведение». В студенч. годы делал сообщения на университетских научных конференциях, начинал сотрудничать с одесскими русско- и украиноязычными газетами, писал стихи. В университетской самодеятельности выступал в инструментальном ансамбле: играл на ударных инструментах, пел, иногда собств. песни, к исп. которых вернулся спустя 30 лет. Выступал в самодеят. театрах. Сыграл три роли в радиоспектакле Одесского радио «Горький в Одессе» (1967). В 1977 после удачно сыгранной роли Рассказчика в спектакле по рассказам В. Шукшина (театр-студия «Дебют», реж. В. Рыбченко) был приглашён на роль Гоголя в спектакле Одесского ТВ, но этой работе помешал переезд Щ. в Л-д. На одесском ТВ успел только стать автором двадцатиминутной передачи об Одесском театр. училище.

Обучаясь в ун-те, прослушал факультативный курс истории сов. кино, после чего окончил двухгодичные курсы ассистентов режиссёра при Одесской киностудии (1969). После окончания ун-та работал администратором съёмочной группы и позже ассистентом реж. на Одесской киностудии. Снялся в эпизодич. роли в фильме К. Муратовой «Долгие проводы» (1971). Принимал участие в озвучивании укр. версий неск. одесских фильмов. В тот же период регулярно сотрудничал с местными газетами, публ. мат-лы по истории студии в сб-ках ЛГИТМиКа «Вопросы истории и теории кино». На республиканской межвузовской науч. конференции, посвящ. тв-ву Миколы Бажана (1975) выст. с д-дом о кинематографической деятельности корифея укр. культуры (тезисы д-да « М. Бажанi кiно » опубл. в сб. «Про Миколу Бажана» - Киев, 1976). В 1975 был спец. корр. «Веч. Одессы» на IХ МКФ в Москве.

Живя в Л-де, работал администратором на «Ленфильме», позже - ред. «Леннаучфильма», принимал участие в создании более 30 фильмов. В 1980–90-х работал в образовательных и культурно-просветительных учреждениях, вёл актив. обществ. деятельность. Был депутатом Павловского городского совета. В 2000 стал одним из учредителей и членом правления СП Лен. обл. и СПб.

В 2004 дал большое интервью РС «Открытый город» (СПб.), в рамках той же передачи выст. со своими стихами и песнями. В 2010 одесское радио «Гармония мира» опубл. очерк о Щ., тезисы кот. впоследствии вошли в сб. «Душа поэта» (автор В. Фролова). К 65-летию Щ. студия «Доквидео» сняла о нём часовой фильм «Исповедь литератора» (2012).

Щ. публиковал мат-лы по вопросам лит-ры и кино в газ., альм. и сб. Перми, Л-да. Статьи о тв-ве Э. М. Ремарка «Русские в романах Э. М. Ремарка» («Russiansin E.M.Remarque'Novels») ,«Э. М. Ремарк и некот. мотивы сов. военной прозы» («E.M.Remarque and Some Motifs of the Soviet War Prose»), «Ремарковская концепция добра и её восприятие в России сегодня» («E.M.Remarque'Conception of Goodness and Its Perception in Russia Today») , напис. на английском яз., напеч. в 1995–98 в изданиях Ремарковского центра и ун-та г. Оснабрюк (Германия). Был участником Первого междунар. симпозиума памяти Ремарка в Оснабрюке (1997).

Автор литературоведч. кн. «Краткий конспект истории английской лит-ры и лит-ры США» (2003), «Диккенс и Теккерей» (2006), кн. очерков о польской лит-ре «Маленькие рыцари большой лит-ры» (2010), «Пионеры и потерянные» (2013) - об американских писателях-романтиках и представителях «потерянного поколения» в лит-ре США и Великобритании. Анализируемым в работах произведениям Щ. часто дает собств. перевод. Перевёл кн. английского историка В. Кронина «Людовик ХIV». В интернете размещена работа Щ. о романах А. Голон об Анжелике («Супруги Голон о супругах Пейрак» ). Часть этой работы включена в новое изд. романов на русском яз. (А. Голон. Анжелика. Кн. 2. Тулузская свадьба. Харьков, 2009). Критич. работам Щ. свойственны простой яз., независимость суждений, ненавязчивый юмор. Автор постоянно подчёркивает связь классич. произведений лит-ры с современностью.

С 1999 печ. как поэт. Издал 5 сб. стихов: «Осеннее танго ушедшего века» (2001), «Тема» (2003), «Домосед» (2006), «Пути творчества» (2008), «Дарю вам этот мир» (2011). В поэзии Щ. открывается как тонко чувствующий лирик. Свободно владея стих. формой (им напис. 7 венков сонетов), он, однако, избегает усложненных образных конструкций. Его язык прост. Умудренный взгляд на жизнь соседствует с лукавым юмором, с любовью к жизни и к человеку. Часть (более ста) стих. явл. авторскими песнями, кот. он исполняет на творч. вечерах, где порой звучат и зарубежные тексты в переводах Щ.

Щ. напис. роман «Преданья русского семейства» (1973–2000), 6 кн. кот. («Перебежчик», «Пока сердца для чести живы», «Пора унылых сожалений», «Ангелы ночи, демоны рассвета», «Поколение», «Путь» ) охватывают жизнь русской интеллигенции с сер. XVIII до кон. XX в. Для прозы Щ. характерны ист. достоверность, чёткость гражданской позиции, широта охвата мат-ла, соединение патетики с лиризмом и иронией, живость диалогов и яркость зрительного ряда. Каждый из романов цикла – самостоятельное произведение, жанры их меняются соответственно описываемой эпохе. Так, в «Ангелах ночи…», действие кот. происходит на рубеже XIX–XX вв., заметны черты символизма. В «Поколении», где сам автор насчитывает пять эпох (дорев. период, революция и гражданская война, 1920–30-е, Вторая мировая война, ранний послевоен. период), язык повествования меняется от периода к периоду. Сюжетные линии, связанные с гл. и второстепенными персонажами, выстраиваются поначалу независимо друг от друга, чтобы в какой-то момент переплестись, образуя полифонич. звучание, подкреплённое едва ли не гл. темой эпопеи - человек и государство. Наряду с трудами историков и мемуарами ист. деятелей Щ. пользовался дневниками и письмами частных лиц. В «Поколении» живо излагаются подробности профессиональной деятельности врачей, биологов, музыкантов, актёров, художников. Показателен в этом смысле образ Осипа Алфёрова, в кот. автор изобразил судьбу и черты своего отца.

В 2014 изд. книгу по истории Одесской киностудии « Павильоны над морем ».

Соч.: Одесская кинофабрика ВУФКУ. 20-е годы // Вопросы истории и теории кино. Л., 1973; Одесская киностудия в 30-е годы //Вопросы истории и теории кино. Л., 1975; Осеннее танго ушедшего века. СПб., 2001; Перебежчик. Гл. 1–4 // Отеч. записки. Т. 1. СПб., 2001; Краткий конспект английской лит-ры и лит-ры США. СПб., 2003; Тема: стихи о любви. СПб., 2003; Ангелы ночи, демоны рассвета / вст. ст. Н. Солохина. СПб., 2005; Поколение (в 4-х т.). / вст. ст. М. Швец; послесл. Т. Лимба. СПб., 2005–06; Диккенс и Теккерей. СПб., 2006; Домосед. СПб., 2006; Пути тв-ва. СПб., 2008; Маленькие рыцари большой лит-ры. СПб., 2010; Дарю вам этот мир. СПб., 2011; Пионеры и потерянные. Очерки о писателях США и Великобритании. СПб., 2013; Павильоны над морем. Одесская киностудия от П. Чардынина до К. Муратовой. СПб., 2014. Преданья русского семейства. Кн. 1–3. СПб., 2016; Путь. СПб., 2017.

Лит .: Гурбо Н. Настоящая лит-ра // Отеч. записки. Т. 1. СПб., 2001; Фролова В. Пути творчества Сергея Щепотьева // Душа поэта: сб. Одесса, 2012; Стрельникова Н. Роман С. И. Щепотьева «Преданья русского семейства». Жанр. Композиция. Интертекстуальность // Аксиологический диапазон художественной лит-ры. Сб. научных статей. Витебск, 2017.

Т. Лимба

  • Щепотьев Сергей Иосифович