Щербацкой Фёдор Ипполитович


ЩЕРБАЦКÓЙ Фёдор Ипполитович [19.9. 1866 (в ряде источ. встречается дата рождения 11 сент., однако во всех академ. биографиях указана дата 19 сент. Дата рождения по ст. ст. в источ. отсутствует (по-видимому, в связи с тем, что Польша перешла на новый стиль), Кельце Царство Польское - 18.3. 1942 , Боровое Акмолинской обл. Казахской ССР ] - филолог- востоковед , переводчик.

Родился в Польше, где в то время служил его отец. Получил прекрасное домашнее образование. Учился в Царскосельской Николаевской мужской гимназии, кот. закончил в 1884 (в «Кратком ист. очерке Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870–95)» (СПб., 1895) он значится как «Феодор Щербатский»). В том же году поступил на историко-филологич. фак-т СПб. ун-та, где изучал санскрит и общее языкознание у лучших отеч. индологов - И. Минаева и С. Ольденбурга, германские яз. у Ф. Брауна, славянские у И. Ягича, а также философию, классич. филологию, всеобщую историю, историю и теорию искусств. На посл. курсе начал заниматься индийскими рукописями. Выпускная работа посвящ. общей индоевропеистике - « О двух рядах гортанных в индоевропейских языках » (1889).

Сразу после окончания ун-та командирован на неск. лет в Вену, где проходил подготовку к профессор. званию под рук. крупнейшего индолога того вр. Г. Бюлера, в семинаре кот. работал до 1893. Одновременно посещал в Вене славянский семинар переехавшего туда Ягича и лекции по общему языкознанию Ф. Мюллера. Уже тогда осознавал трудность совмещения индоевропеистики с индологией и отдал предпочтение второй.

Вернувшись в Россию, временно прервал науч. занятия, обращаясь к общ. деятельности, но после смерти Бюлера в 1898 возвратился в Европу – в Бонн – для работы с др. крупным индологом, экспертом во мн. шастрах, Г. Якоби. Написал ст. « Теория поэзии в Индии ». В Бонне изд. средневековую ист. поэму «Хайхайендрачарита» Харикави (с комм. и немецким переводом), работал над надписями царя Шиладитьи II (VII в.).

По возвращении в 1900 в СПб. начал преподавание санскрита, пали и тибетского на кафедре санскритской словесности фак-та восточных яз. За вр. последующей сорокалетней преподавательской деятельности создал целую школу буддологов и востоковедов широкого профиля.

В 1904, канд. историко-филологич. фак-та, Щ. защитил в кач-ве магистерской дис. свой исследовательский перевод трактата буддийского логика и эпистемолога Дхармакирти «Ньяя-бинду» («Учебник логики») с комм. Дхармоттары и изд. тибетскую версию текста в основанной Ольденбургом (в 1897) серии «Bibliotheca Buddhica», в кот. впоследствии пост. публиковался. С целью изучения живой буддийской традиции и ее живого яз. совершил в 1905 поездку в Монголию (много общался в Угре с тогдашним далай-ламой), а в 1907 - в Бурятию. В 1909 вышел второй том его иссл. по трактату Дхармарирти-Дхармоттары и двухтомник « Теория познания и логика по учению позднейших буддистов », кот. стал его перв. фундаментальным трудом, принесшим ему международное признание. В 1910 он был избран член-корр. СПб. АН по разряду восточной словесности. В том же году посетил Индию (Бомбей, Барода, Бенарес, Махабалешвар, Калькутта и др.), изучая тексты философии ньяйи с пандитами и участвуя в традиц. диспутах. По возвращении приступил к реализации международного проекта по изданию «Абхидхармакоши» Васубандху (в рамках «Bibliotheca Buddhica»), привлекая к его реализации С. Леви, Л. де ла Валле Пуссена, др. буддологов и своего выдающегося ученика О. Розенберга.

В 1918 избран действительным членом Российской АН. В 1920-е работал в Англии по заданию сов. дипломат. миссии с лордом Керзоном. В 1923 в Лондоне издал перв. кн. большой трилогии по буддийской философии « Центральная концепция буддизма и значение термина “дхарма” », в 1927 в Л-де вторую - « Концепция буддийской нирваны » (обе на английском яз.), кот. тематически соответствовали первым двум из трех стадий развития буддийской мысли по периодизации тибетского историка Будона (XIV в.) и осмыслялись Щ. как стадии классич. плюрализма и махаянского монизма. С 1928 он возглавляет Ин-т буддийской культуры, реорганизованный в 1930-е вместе с др. востоковедными учреждениями в Ин-т востоковедения, в кот. он заведовал Индо-тибетским кабинетом. В 1930–32 издал завершающую часть трилогии - двухтомную « Буддийскую логику » (также на английском яз.), кот. можно рассматривать как фундаментальную разработку мат-лов «Теории познания и логики по учению позднейших буддистов» на новом теоретич. уровне и с привлечением новых – санскритских и тибетских – источников. В 1936 в серии «Bibliotheca Buddhica» опубл. частичный английский перевод основополагающего текста буддийской школы йогачаров «Мадхьянта-вибханга или Рассуждение о различении крайностей и средины».

В 1937 науч. школа Щ. подверглась разгрому и репрессиям, он (несмотря на заслуги) стал мишенью идеологич. кампании по борьбе с идеализмом в востоковедении. С нач. войны, в 1941, эвакуирован в Сев. Казахстан.

При жизни стал классиком историко-философской буддологии. Единственное его монографич. исследование на русском яз. (большинство работ напис. на западных яз.) « Теория познания и логика по учению позднейших буддистов » переведено в 1923–24 на немецкий (индологом О. Штраусом) и в 1926 на французский (И. Манциарли и философом-компаративистом П. Массон-Урселем) яз. Перевёл и изд. ряд памятников санскритской и тибетской лит-ры, труды по буддийской логике и философии. Опубл. и ввел в науч. оборот значительное число письменных памятников на санскрите и тибетском яз. Автор свыше 60 науч. работ, из них 6 монографий. Труды Щ. переведены на многие иностр. яз.

К столетнему юбилею Щ. в Индии, усилиями Д. Шастри, одного из многочисленных учеников Щ., вышла его биография, а затем два выпуска английских переводов его русскоязычных работ. Юбилею Щ. целиком посвящен и один из перв. номеров солидного международного периодич. изд. по индийской философии «Journal of Indian Philosophy» (Dordrecht, 1971. Vol. 1. N. 3).

Соч.: Теория познания и логика по учению позднейших буддистов: В 2 ч. (Ч. I. СПб., 1903; Ч. II. СПб., 1909); Избр. труды по буддизму. М., 1988.

Лит.: Аникеев И. Выдающийся русский индолог Ф. И. Щербатской // Вестник истории мировой культуры. 1958. № 3; Федор Ипполитович Щербатской: К столетию со дня рождения // Народы Азии и Африки. 1966. № 6; Кальянов В. Академик Ф. И. Щербатской. Его жизнь и деятельность // Буддийская культура и буддизм. Сб. ст. М., 1972; Торчинов Е. Очерк истории изучения буддизма в России и за рубежом // Введение в буддизм. СПб., 2005; Сидорова Е. Интерпретация буддизма средствами философской компаративистики: вклад Ф. И. Щербатского в формирование языка межкультурного диалога // Восток. Афро-Азиатские об-ва: история и современность. 2008. № 3.

  • Щербацкой Фёдор Ипполитович