Щёголев Александр Геннадиевич


ЩЁГОЛЕВ Александр Геннадиевич [2.4.1961, М.] - прозаик.

С 1961 безвыездно живет в Л-де (СПб.). Писать начал рано: в перв. классе школы сочинил перв. стихотворение, в восьмом - перв. фантастич. рассказ. Выпускник ЛИАП, окончил с «красным» дипломом. Из ранних писательских опытов известна повесть « Сумерки » (вперв. опубл. в 1991 в сб. «Третий глаз»), развивающая темы, затронутые А. и Б. Стругацкими в «Гадких лебедях». По Щ., ни могущественным «паукам», разыскивающим живые души среди людской плесени (читай, мокрецам), ни властям, ни борцам за счастливое будущее человечества нет дела до обычных людей: они ни что иное, как мягкое удобное сырье.

Получив диплом инженера-системотехника, Щ. остался в ЛИАПе, где долгое вр. работал на кафедре бортовых ЭВМ. Увлекся журналистикой и рок-музыкой, закончил Ун-т рабочих корреспондентов при Союзе журналистов, организовал рок-группу, но понял, что не журналист и не музыкант, и сосредоточился на прозе.

С 1984 Щ. - актив. участник лит. семинара, рук. Б. Стругацкий, старостой кот. был в теч. 8 лет. В 1987 состоялась перв. публ. - три коротких рассказа в ж. «Аврора», один из кот. (« Смешной ты, папа! ») сотнями копий разлетелся по интернету. В 1991 вышла перв. кн. Щ. - дилогия « Клетка для буйных », написанная в соавт. с А. Тюриным (повести « Клетка для буйных » и « Программируемый мальчик »); получ. в 1992-м премию «Старт» за лучший дебют. Кн. включена практически во все совр. списки лучших книг для детей на русском яз.

С 1992 - профес. писатель, член СП СПб., с 2008 - член Союза российских писателей. Для произведений Щ. характерны острый сюжет, предельная достоверность мат-ла, ирония и сарказм в его подаче, яркий, афорист. язык. Сюжетная увлекательность органично сочетается с психологизмом, наследуя традициям русской классики.

Щ. считается одним из основоположников российского (тогда еще сов.) киберпанка, кот. начался с повести « Сеть » (напис. в 1989 в соавт. с А. Тюриным, опубл. в 1992). Многие причисляют к киберпанку и дилогию «Клетка для буйных» и повесть « Драма замкнутого пространства » (напис. в 1987, опубл. в 1993).

После выхода романа Щ. « Свободный Охотник » с подзаг. «Кибер-фэнтези» (1997) в обиход вошел термин киберфэнтези . То же произошло с назв. кн. « Мания ничтожности » (1992), ставшим присловьем даже у профессиональных психологов.

Сфера творч. интересов Щ. широка. Здесь и фантастика, и детективы-триллеры, и лит-ра ужасов, и историко-приключ. лит-ра, и др. Повесть « Двое на дороге » (напис. в 1986, опубл. в 1991) - предысток нынешнего российского фэнтези. Повесть « Кто звал меня » (1992) - возможно, перв. сов. зомби-хоррор. Повесть « Хозяин » (2006) - хулиганская политсатира, фантасмагория и одновременно довольно жесткий боевик. Одновременно это римейк «Носа» Гоголя: однажды поутру прапорщик Ковалев не обнаружил на привычном месте нечто очень важное и нужное - от него сбежало мужское достоинство. Сбежавшие гениталии не бедствовали и делали недурную карьеру, пока не стали наконец Президентом России… Попытка осиротевшего прапора вернуть своего «хозяина» на место отнюдь получила премию ж. «Полдень, XXI век» за лучшую публикацию года.

Щ. - яркий представитель петерб. лит. традиции с ее иррационализмом и склонностью к мистике; это писатель, чьи фантазии рождены словно бы самим городом, выросшим из болот на человеч. костях. Петерб. топография и лит. история обязывают, и именно потому соседствуют в произведениях Щ. романтика и ужас, научная фантастика и мистика, трагическое и комическое.

Важное место в тв-ве Щ. занимают детективы и триллеры « Любовь зверя », « Ночь,придуманная кем-то », « Ночь навсегда », « Инъекция страха », « Жесть » - все они связаны с городом на Неве как сюжетно, так и по духу. Роман «Жесть» включен русской Википедией в top-list «Книги 2006 года». Роман « Как закалялась жесть. Ужасы любви » (2007), кот. писатель считает своей лучшей кн., номинирован на премию «Нац. бестселлер», а поклонники хоррора признали его лучшим отеч. «ужастиком» года.

Почему Щ. интересна лит-ра экстремальных ситуаций? «Когда начинаешь копаться в душах людей, кот. сам же и придумал, неожиданно выясняется, что там - сложнейшая смесь из темного и светлого, вне логики и здравого смысла, - объясняет автор. - В точности, как у нас с вами. Вот и приходится помещать персонажей в острые, опасные, а то и кошмарные условия, чтобы всё иррациональное, что есть в их (и в наших) головах, естественным образом выползло наружу. Триллеры и хоррор ― это испытательный стенд, помогающий нам познать себя...» При этом Щ. пишет о тьме, сам оставаясь на свету. О зле - с позиций добра. «Если угодно, - поясняет он, - я разведчик добра, заславший сам себя в тыл врага. Никогда я не стану изображать порок обаятельным и с помощью этого немудреного приема лезть на вершину успеха, как делают многие писатели. Обаятельный порок разрушает мир, я в этом не участвую...».

Начав с более или менее традиц. историй, где зло преобладает или играет важную роль (« Три кита Его земли », « Паутина », « Моль », « Как я провел лето »), через сатирико-психиатрич. фантасмагории, где зло в той или иной степени высмеяно (« Отрава с привкусом дзен », « Записки сумасшедшегоXXI », « Чего-то не хватает »), Щ. пришел в итоге к позитивной мистике, в кот. в явном виде присутствует добро и оно сильнó (« Река », « Вать машу! », « Песочница »). Внимательный читатель вместе с писателем идет от тьмы к свету, от безысходности к надежде, от нечисти к чистоте.

Особняком стоит роман Щ. « Львиная охота » - утопия. Коммунистич. завтра с человеч. лицом наступает по всему фронту, однако непримиримая борьба различных ведомств не угасает ни на день. Бывший агент спецслужб, а ныне модный писатель, возвращается в страну, где семь лет назад он уничтожил жуткую технич. новинку, что обладала способностью погружать сознание жертвы в мир управляемых галлюцинаций, неотличимых от реальности. Теперь возникла новая угроза: описанное средство мутировало. Стало возможно выстроить мир чьих-то личных фантазий непосредственно в самой реальности...

Братья Стругацкие - любимые писатели Щ., те, кого он наз. учителями. И в этой книге Щ. отдает учителям долги. «Я поставил перед собой задачу, как ни нагло это звучит, написать новую книгу Стругацких, на обложке кот. значилась бы фамилия “Щёголев”. Безумная, конечно, затея. И вместе с тем - высшее проявление любви», ― признался он в предисл. к перв. изд.

Кроме авторских книг Щ. публ. в колл. сб.: «Я летаю во сне» (М., 1991), «Третий глаз» (Симферополь, 1991), «Миссионеры», (Алма-Ата, 1991), «Аманжол» (СПб., 1992), «Смерть в до мажоре» (М., 1995), «После апокалипсиса» (СПб., 2009), «Лучшее за год» (Вып. I, II и III. СПб., 2006–09) и др. Повести и рассказы Щ. выходили в различных период. изд.: «Аврора», «Нева», «Костер», «Nowa_Fantastyka» (Польша), «Родник» (Рига), «Уральский следопыт», «Лит. Киргизстан», «Пульс», «Полдень, XXI век» и др. Повесть « Ночь навсегда » выходила с продолжениями в газ. «Новое русское слово» (Нью-Йорк, США). Рассказы Щ. переводились на венгерский и польский яз.

Лауреат неск. лит. премий в обл. фантаст. лит-ры: «Старт» (Свердловск, 1991), «Бронзовая улитка» (СПб., 1995), премия ж. «Полдень, XXI век» (СПб., 2007), «Астрея (СПб., 2008). Бóльшая часть произведений Щ. регулярно входила в short-list разл. премий.

Соч .: Клетка для буйных / В соавт. с А. Тюриным. Л., 1991; Сеть / В соавт. с А. Тюриным. СПб., 1992; Мания ничтожности. Рига, 1992; Инъекция страха. СПб., 1995; Доктор Джонс против Третьего рейха / В соавт. с А. Тюриным. СПб., 1996; Любовь зверя. М., 1996; Ночь, придуманная кем-то. М., 1996; Свободный Охотник. М., 1997; Пик Жилина // Время учеников – 3. М., 2000; Зверь-баба. СПб., 2001; Львиная охота. М., 2002; Новая инквизиция / В соавт. с В. Точиновым. М., 2003; Жесть. М., 2006; Как закалялась жесть. Ужасы Любви. М., 2007; Отрава. СПб., 2009.

Лит. : Тюрин А. Про автора. Правда // Щёголев А. Мания ничтожности. Рига, 1992; Борисов М. Сказочники из киберпространства // ЛГ. 1997. № 49; Арно С. Наедине со зверь-бабой // Питерbook. 2000. № 11; Шаповалов Е. Дас ист фантастиш: Инт. // Собака.ru. 2005. № 6; Владимирский В. ...И мальчики кровавые в глазах // FANтастика. 2008. № 2; Трюдо И. Тёмные времена // Кн. витрина. 2008. № 8; Бережной С. Сталкер Темной Стороны // Щёголев А. Отрава. СПб., 2009.

З. Баранов

  • Щёголев Александр Геннадиевич