Д`Актиль Анатолий Адольфович
Д'АКТИЛЬ (наст. Френкель) Анатолий Адольфович (до перехода из иудаизма в католичество (1909) - Носон-Нохим Абрамович Френкель) [3.6.1890, Иркутск - 23.11.1942, Пермь, похоронен в Перми на Егошихинском кладб.] - поэт, сатирик, переводчик, драматург.
Отец, будучи фармацевтом, держал аптекарский магазин в Чите, где Д. провел детство. В 1903, когда он учился в 3 классе местной гимназии, отец умер, и оказалось, что, кроме долгов ничего не осталось. «Семья моего отца, - вспоминал впоследствии Д., - (мать, брат и сестры) задолго до того эмигрировали в Америку. Теперь они решили прийти на помощь, и мой дядя (тогда адвокат в Нью-Йорке) перевез меня к себе продолжать образование. Четыре последующих года я учился в Нью-Йорке <…> В 1907 году… вернулся в Сибирь… Пришлось поступить в 7-й класс иркутской гимназии, каковую в 1909 году я благополучно закончил. Первый семестр я прослушал в Томском университете (юридический факультет), затем перевелся в Петербургский» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 371).
В 1910 зачислен в СПб. ун-т, слушал лекции на юридическом и на ист.-филол. фак-тах, но экзамены не сдавал, диплома об окончании высшего учебного заведения не получил.
В 1911 начал печ. в ж. «Сатирикон», «Ж-л журналов», «Стрекоза», «Солнце России», «Бич» и др. В 1913 становится ред. еженедельника «Жизнь и суд».
Мн. сатирики пользовались псевд., но о псевд. Д. ничего не изв., ни в одной «Автобиографии» он этого не объяснил. Когда под одной обложкой печаталось неск. его сатир, он подписывался Д'А, д'А, д'А-ъ, Д-ъ, А.А.А., Три А. Встречаются его произведения, подписанные «Желчный поэт» или «Ж-ый п-ъ», позже - «Поток-Богатырь» и проч.
С 1914 самой актуальной темой стала война Д. не приемлет ее, но более всего ему омерзительны «патриоты», кот. зарабатывали миллионы, распродавая страну «поверстно и поидеально» (« Походное »), «паразиты войны», жирующие на бедствиях народов. Ему отвратительны кинематографисты, снимавшие не сами воен. события, а инсценирующие их в тех местах, кот. были уже освобождены (« Культура »: «Села – в пепел, жатвы скосят. / И, создав былое вновь, / На экран, ликуя, бросят / Обесцвеченную кровь». С горестным сарказмом он пишет в « Трехгодах » об участии русской печати в этих событиях: «Безумству трех кровавых лет, / Что мы блуждаем без дороги, / Уныло подвели итоги обозреватели газет: / “Да, да, мы знаем: были беды! / Но близок час, но тщатен страх…” / Ах, им-то с перьями в руках, / Легко сражаться до победы».
Как и большинство представителей худож. интеллигенции того времени, Д. принял Февральскую революцию с энтузиазмом. Отменена цензура, стало возможно писать обо всем: «Когда-то мне заткнули б рот, / Содрали б шкуру, / Теперь чего бояться? Вот: / Долой цензуру!!!» (Новый Сатирикон. 1917. № 18).
В 1918 выходит отд. изд. написанная в соавт. с В. Князевым « История лома Романовых ». Появляется перв. сб. « Желчью по бумаге ».
На лето 1917 жена Д. уехала к родителям в Ахтырку Харьковской губ. В сент. следом выехал из Пг. и Д. 25 окт. (7 нояб.) у них родилась дочь. Остались там на зиму, ехать в Пг. с грудным ребенком казалось нереально. Весной 1918 Украину заняли немцы. «Работая в харьковской прессе, я заострял свои фельетоны преимущественно против гетманского и оккупационного режимов, - писал он в «Автобиографии», – и в конце концов был арестован по обвинению в “большевистской агитации”». Чудом ему удалось освободиться, и от греха подальше они всей семьей переехали в Ростов-на-Дону. Здесь Д. предложили организовать художественно-агитационный отдел «Донроста». Печатался в газ., писал для эстрадного театра «Кривой Джимми» скетчи и пьесу « Семь зятьев у Антанты » (1920–21). Служил в Политотделе Первой Конной. По заданию С. Буденного напис. слова к « Маршу конников Буденного » (муз. Д. Покрасс). В 1930 Д. опишет этот период в поэме « Первая Конная в боях: История в частушках ».
Осенью 1922 Д. с семьей удается вернуться в Пг. Ж-лы «Мухомор», «Красные огни», «Дрезина», «Заноза», «Смехач», «Крокодил» и «Красная газ.» охотно предоставляли ему свои страницы; он организовал и ред. ж. «Красный ворон», переименованный позже в «Бегемот». Прекрасно владея языками, Д. выполнял большую переводч. работу. В 1923 в его переводе с немецкого выходит сатирич. поэма В. Буша «Святой Антоний Падуанский»; с английского - «Сердца трех» Дж. Лондона, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (1924) и «Постскриптумы» О'Генри (1925), роман У. Синклера «Жизнь на развалинах» (1925) и пьеса О. Гольдсмита «Ночь ошибок» (1937). Испытывая слабость к близкой ему по духу драматургии У. Синклера, он переводит его пьесы «Ад», «Налетчик» и «Обжигатели горшков».
В 1928 Д. пародирует «Песнь буревестника» М. Горького: «Напророчил Буревестник несказанные событья… Буря грянула сильнее и скорей, чем ожидалось. И в зигзагах белых молний опалив до боли перья, притащился Буревестник, волоча по камням крылья: так и так, мол, Буревестник. Тот, который… Честь имею. И сказали буйной птице: “Мы заслуги ваши ценим. Но ответьте на вопросы общепринятой анкеты: что вы делали, во-первых, до семнадцатого года?” Вздыбил перья Буревестник и ответил гордо: “Реял”».
В 1934 принят в СП СССР.
В 1930-е осн. жанром, в кот. работает писатель, становится драматургия. В 1931 театр «Крокодила» сыграл его обозрение « Шутки в сторону », Мюзик-холл – обозрение « Отцы города », а в 1932 Театр муз. комедии оперетту « Шоколадный солдатик », переделанную из комедии Б. Шоу (все в соавт. с А. Бухновым). В 1935 инсценирует «Трубку коммунара» И. Эренбурга, пишет пьесу « В старом-старом Нюрнберге » (сб. «Одноактные пьесы». М.-Л., 1938) и в соавт. с Ю. Вольпиным - « Большой день будущего губернатора » (сб. «Пьесы, рассказы, стихи». Л.-М., 1937).
В предвоен. годы Д. создает либретто оперетты « Дорога к счастью » (1938) и оперы « Красная стрела » (1940), тексты песен к кинофильмам «Моя любовь» и «Светлый путь» (оба - 1940, муз. И. Дунаевского); либретто балета по « Ашику-Керибу » по М. Лермонтову для Б. Асафьева (1939) и «джаз-водевиль» « Много шума из тишины » для оркестра Л. Утесова (1939) и др. Автор песен «Пароход» («Ах не солгали предчувствия мне / Да мне глаза не солгали» в соавт. с Н. Эрдманом и М. Вольпиным; муз. Н. Минха), «Всё хорошо, прекрасная маркиза» - перевод на русский и адаптация под муз. (по др. данным, перевод А. Безыменского).
Фашизм, как идейное и социальное явление попал под прицел сатирика сразу в нач. войны. В авг. 1941 ж. «Л-д» печатает его большое стих. « Не отдадим! ». Слагает « Сказку о золотой рыбке » на новый лад: в ролях деда и бабки выступают Гитлер - «полоумный фельдфебель» и Геббельс - «щукин сын».
Д. пережил самую страшную – первую – блокадную зиму. Летом 1942-го его эвакуировали в Пермь. Но его дистрофия оказалась смертельной, восстановить его здоровье не удалось. Похоронен на Егошихинском кладб. на участке нового православного кладб. в Перми.
Соч .: Februm Patrioticum – Миленькое время // Ж-л журналов. 1916. № 17; Так было, так будет // Бич. 1917. № 1; Неистовый Корней // Ж-л журналов. 1917. № 9; Уездное. Эпитафия. Сказка о генерале Иванове и еще кое-о-чем // Новый Сатирикон. 1917. № 33; Блаженство // Там же. № 42; Бабушкины сказки про коммуну. Харьков, 1919; Высшая политика. Желтая книга // Мухомор. 1922. № 11; Петушиное искусство // Красный ворон. 1923. № 3; Поэма о ножницах. Сфера в сфере // Дрезина. 1923. № 15; Без пяти минут идиллия // Смехач. 1925. № 16; Синяк под глазом. Л., 1926; Никаких настроений. Л., 1927 (Рига, 1927); Как Сережа за один присест 50000 рублей пропил. Л., 1927; Переполох на Парнасе // Смехач. 1927. № 36; О вопросе ребром. Харьков, 1928; Первая Конная в боях: История в частушках / Послесл. С. Аслибекяна. М.-Л., 1930; Частушки безбожные М., 1930; Песней по богу: Стихи М., 1931; Город под водой: Пьеса (в соавт. с Ю. Вольпиным). Л., 1939; Золотистый, золотой // Москва с точки зрения. М., 1992.
Лит .: Поляков В. Товарищ смех. М., 1976; Писатели Л-да: биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Биневич Евг. Возвращение желчного поэта // Крокодил. 1990. № 8; Биневич Евг. Трехсложная стопа // Голоса из блокады. СПб., 1996; Клигман Л. «Народные песни» и их создатели // Мигдаль Times. 2006. № 73; Русских Е. Д'Актиль – поэт // Копейка. 2009. № 17.
Евг. Биневич