Данилов-Ивушкин Игорь Александрович


ДАНИ́ЛОВ-И́ВУШКИН (наст. Данилов) Игорь Александрович [5.4.1938, Л-д] ― прозаик.

Отец ― служащий; мать ― работница ателье. После окончания средней школы (1955) поступил в Лен. судостроительный техникум, кот. закончил в 1959, совмещая учебу с работой на судостроительном з-де. Закончил лен. Кораблестроительный ин-т (1965). Работал ведущим инженером в ЦНИИ «Лот» (1967–78). С 1978 ― проф. литератор.

Как свидетельствует сам Д.-И. склонность к юмору проявилась у него с детства, но стала осознанной тягой к профессиональному тв-ву с нач. 1970-х. Перв. рассказ « Договорились » (1972) переиздается и поныне. Вскоре последовали многочисленные публикации в газ. и ж., выступления с эстрады и по радио, но по преимуществу тв-во Д.-И. имеет лит., а не сценич. характер.

В 2008 в двух кн. выходит собр. его юмористич. произведений, кот. охватывает подавляющее большинство его сочинений в этой обл. за более чем 30 лет.

Особенности дарования Д.-И. сближают его тв-во с традицией, отмеченной именами А. Чехова, А. Аверченко, В. Дорошевича. Его стилистика опирается на совр. разговорную речь и далека от сказовой манеры, свойственной, напр., М. Зощенко. Образная структура рассказов Д.-И. восходит к повседневности, реалиям обыденного существования нашего современника, понятыми и преображенными в комич. ключе. Однако в целом автор стремится сквозь призму комичных положений и ситуаций увидеть характеры, типажи героев, свойственных советско-российскому об-ву, постоянно подчеркивая их актуальность, что делает его героев своеобразными и запоминающимися.

Излюбленный прием автора ― гротеск. Так, герой одного из его рассказов (« Каталепсия ») впадает в некое оцепенение, принимаемое окружающими за смерть. Тем не менее он слышит все, что говорят о нем близкие, бывшие друзья и знакомые. Говорят же они такое, что по замыслу Д.-И., позволяет весьма критически оценить моральную сторону нашего общества. Рассказ имеет счастливый конец, но заставляет читателя призадуматься «о времени и о себе», демонстрирует яркие образы персонажей.

Один из наиболее излюбленных героев Д.-И. ― как бы доверчивый, но лукавый простак, своего рода Иванушка-дурачок из народных сказок, почти юродивый, образ которого позволяет автору дать нравственную оценку изображаемого им общества.

Со временем Д.-И. отходит от легкой иронии, игры слов, комизма сюжетов и положений, кот. так или иначе были свойственны его ранним рассказам. Решительный перелом в мировоззрении автора произошел в сер. 1980-х ― он от чистой юмористики обращается к гораздо более серьезным проблемам жизни и смерти, человеческого и божественного. Выше уже отмечалось, что такого рода эволюция исподволь уже готовилась в мировоззрении и творч. манере Д.-И., но все же переход к новому уровню осмысления реальности был непростым. Перв. опыты в новом, оригинальном жанре, сочетающем юмор и метафизику стали появляться в печ. на рубеже веков. Это были книги, с характерными назв.: « Кто придумывает анекдоты, или Как душа устроена? » (1996); « Запутанный манускрипт (метафизическаясказка )» (2002). Автор отталкивается от понимаемой в философском плане проблемы комического, кот. с той или иной стороны затрагивали все крупные мыслители, работавшие в области эстетики, начиная с. античности. Свидетельство тому ― не только философские труды, но и сочинения литературоведов, отдельные выступления писателей. Д.-И. исходит из парадоксальной и отчасти тоже иронич. предпосылки, что комическое начало зарождается в высших духовных сферах, а потом проходит своеобразную «обработку» в человеческом обществе, обогащаясь конкретным содержанием, применительно к условиям места и времени. Более того, юмористич. произведение, рассказ и даже анекдот, обладают, по мнению Д.-И. своеобразным духовным содержанием, душой, благодаря кот. имеют возможность жить в социуме, приобретая все новые и новые смыслы и оттенки. Вместе с тем, человек, будучи потребителем и отчасти «производителем» юмора, оказывается в некоем «смеховом» пространстве, наделенном насыщенным духовным содержанием. Суть комического, по предположению Д.-И., в том, чтобы постоянно освобождать человеческое об-во от избыточного напряжения, отрицательной энергии, гармонизировать его, повышая жизненный тонус, а значит, увеличивать степень его выживаемости в борьбе за существование.

Впоследствии Д.-И. еще более развил эту самобытную теорию в оригинальных философско-иронич. романах « Собака в косынке » (2000) и « Бумеранг небеснойканцелярии » (2006). Работа над циклом этих масштабных произведений продолжается. Высказанные уже ранее идеи о происхождении, значении и назначении юмора дополняются здесь более широкими размышлениями о феноменологических проявлениях активности высших сил в различных обл. материального мира, о виртуально-актуальной деятельности Добра и Зла как в этническом, так и в метафизическом понимании, проблематике взаимоотношения Макро- и Микрокосмоса, др. важных аспектах, исследуемых в традиции пифагорейской и герметической философии.

Чрезвычайно существенно то, что Д.-И. сочетает подобные рассуждения с комическим, сатирическим и отчасти даже детективным сюжетом, кот. объединяет эти романы, являясь не только и не сколько дополнительной «нагрузкой», сколько одним из осн. сюжетообразующих конструкций. Это в чем-то сближает автора с эстетикой постмодернизма. Идейное содержание произведений, с композиционной точки зрения, распределено автором между отдельными отступлениями и философемами, излагаемыми от лица героев.

В худож. форме, как говорит Д.-И, «по наитию», в тексте излагаются самые разнообразные вопросы, от гипотез о строении космоса, до изложенных в «карнавальном» (термин М. Бахтина) духе представлений об особенностях различных нац. культур, взаимоотношений мужчины и женщины, в т.ч. затрагивающих проблематику психоанализа в его различных аспектах. Определенный, опять-таки иронич. акцент на эротических и сексуальных сценках позволяет автору дать широкий психологический, социальный срез об-ва, прежде всего советско-российского, поскольку действие романов начинается еще во время «застоя». Это придает позднему тв-ву Д.-И. особую глубину и выразительность. Парадоксальность, неожиданность сочетания реалистических и модернистских компонентов ярко характеризуют эту новую лит. манеру писателя.

Поиски и обретение отправной философской точки, кот. обозначила бы опору духовных открытий Д.-И., становится осн. содержанием его посл. романов. Одновременно они означают и определяют место Д.-И. в худож. исканиях новейшей русской прозы, кот. является очень значительным. Произведения автора переводились на мн. иностранные яз., в т.ч. польский, словацкий, болгарский, французский и др.

Награжден медалями, знаками отличия, в т.ч. почетным знаком «Житель блокадного Л-да», «В память 300-летия СПб.», «За выдающийся вклад в отеч. культуру», «За заслуги в сфере образования», «За вклад в воспитание» и др. Лауреат лит. фестиваля «Невский проспект» за продолжение традиций Н. В. Гоголя. Обладатель диплома ТВ (канал ВОТ) «За личное участие в прямом эфире».

Член СП СССР с 1984, член СП России. Действительный член ПАНИ (2002). Нередко выступает как автор-исполнитель.

С 2014 - гл. ред. интернет-ж-ла «Бумеранг Небесной канцелярии» ( http://danilovivushkin.livejournal.com )

Соч.: Говори, да знай меру: рассказы. М., 1978; Типун на язык: рассказы. М., 1981; Шиворот-навыворот: рассказы. Л.: Сов. писатель, 1989; Щелчком по лбу: рассказы. Л., 1990; Будни и праздники: рассказы. М., 1990; Кто придумывает анекдоты? СПб., 1996; Косолапая балерина: рассказы. СПб., 1998; Петух в очках: рассказы. СПб., 1999; Запутанный манускрипт: повесть. СПб., 2002; Козья морда: рассказы. СПб., 2003; Собака в косынке: роман. СПб., 2000; Бумеранг небесной канцелярии: роман. СПб., 2006; Поперек горла: рассказы. СПб., 2008; Обухом по голове: рассказы. СПб., 2008; Собр. избр. произв.: в 4 т. СПб., 2008; Юмор из этого возраста. СПб., 2011; Через пропасть в два прыжка. СПб.: «Петрополис», 2013; Формула жизни Макрокосмоса. СПб.: «Петрополис», 2013.

Лит.: Альбенин В. Отличный дебют // Моск. комсомолец. 1978. № 13; Николаев В. «Говори да знай меру…» // Веч. Л-д. 1978 22 сент.; Альбенин В. Типун на язык // Моск. комсомолец. 1982. 21 февр.; Воробьев В. Что дальше? // Гудок. 1982. № 62; Иванов А. Рассказы И. Данилова-Ивушкина // Телевидение, радио. 1990. № 16; Генин Г. «Вы знаете, как пишут книги?» // Авангард. 1990. 18 мая; Кундышева Э. О Данилове-Ивушкине // Пчела. 1995. № 13; Иванов А. «Быть писателем ― миссия ответственная» // Телевидение. Радио. 2002. 15 янв.; Нутрихин А. Без улыбки жить нельзя // Телевидение. Радио. 2003. 31 март.; Александров И. Юмор от Данилова-Ивушкина // Невский альм. 2008. № 2; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник. СПб., 2013; Родосский А. «Многия лета» // http://dompisatel.ru/?p=10421

Г. Муриков

  • Данилов-Ивушкин Игорь Александрович