Данини Майя Николаевна
ДАНИ́НИ Майя Николаевна [18.10.1927, Новочеркасск - 22.2.1983, Л-д] - прозаик.
Из семьи петерб. интеллигентов Вологдиных. Всю жизнь прожила в Л-де. В годы войны пережила здесь перв., самую трудную, блокадную зиму. Была сандружинницей. В апр. 1942 эвакуирована в Молотов (Пермь). В 1954 закончила ЛГПИ им. А. И. Герцена (фак-т русского яз. и лит-ры), недолго преподавала в школе, затем более 20 лет сотрудничала в ред. вещания для детей Лен. радиокомитета.
Печ. с 1966. Очерки и рассказы Д. впервые опубл. в альм. «Молодой Л-д» («Дождь и солнце» - о поездке в Узбекистан, 1964; «Садострой», 1964; «Живые деньги», 1965).
Перв. книга ― «Живые деньги» ― вышла в 1967. Рассказы о простых женщинах, об их заурядных судьбах (героиня рассказа «Живые деньги» - старуха, торгующая семечками на базаре) отличались психологич. проницательностью и вместе с тем непривычным сочувствием, пониманием их обыденных судеб. Психологизм и живописность бытописания обратили на себя внимание критики, как и абсолютный, сродни музыкальному, слух на живую разговорную речь, где естественность интонации неотделима от безусловной правдивости в изображении характера.
В 1973 вышла повесть о детстве «День рождения»; богатство эмоциональной памяти сочетается в ней с достоверностью присущего детству способа выражения чувств. Здесь нет имитации детской речи: автор видит прошлое как бы со стороны, с оттенком взрослой ироничной наблюдательности. Своеобразие стиля Д. тонко анализирует критик Т. Хмельницкая: «Слова во фразе расставлены как будто наивно и неловко, но необыкновенно конкретно и точно, так, что крупным планом выступает главное, что хочет подчеркнуть говорящий».
Д. всю жизнь писала по сути одну кн. - некий бесконечный роман о прожитой жизни, составленный из множества разрозненных с виду историй, встреч и «домашних портретов», представляющих несколько поколений большой семьи. Это своего рода трагическая история старой питерской интеллигенции - лирическая и героическая проза повседневности, в кот. смешались и довоенное детство, и ужасы блокады, и будни городской жизни, и встречи на дальних дорогах. Как замечает Т. Хмельницкая, «необыкновенная чувственная достоверность памяти заставляет нас непосредственно разделять с героиней физич. реальность ощущений каждой минуты жизни».
Написанные от первого лица повести «День рождения» и «Два Новых года» (1976) похожи на циклы рассказов о многолюдной семье, о доме, в кот. ценят иронию, уважают свое и чужое достоинство (в детях - тоже), где интеллигентность не показная, как бывает иногда, но - врожденная, с малых лет воспринятая бесспорно и безальтернативно. В книгах Д. господствует, говоря словами Л. Толстого, «мысль семейная».
Д. с большим искусством выписывает живые человеч. характеры, выхватывая из памяти лица как бы случайно, интуитивно,- она признавалась, что «с детства ощущала человека без слез и общений с ним, просто ощущала самого человека, его мысли и чувства». Эти люди плотно окружены бытом, вещами, словно бы запечатлевшими на себе их манеры, привычки. Не только горожане живут в кн. Д., но и деревенские женщины, и старики откуда-то с севера. Она и в случайно встреченном человеке способна подметить что-то родственное.
Посл. повесть Д. ― «Ладожский лед» (1983) ― напеч. посмертно. Она была напис. смертельно больным человеком и только на перв. взгляд может казаться беззаботной и радостной: летняя дачная жизнь на берегу Ладоги. Это повесть о радости жить, о жизни, кот. сама по себе чудо, и люди, живущие рядом, - «чудаки». Чудак - это человек духовно свободный, забывший про суетный интерес; он делает все как хочет и все умеет; он не идет в открытую дверь и не соблазняется протоптанными путями; он живет по закону своей, никому не подвластной душевной жизни.
Соч.: Живые деньги: повести и рассказы. Л., 1967; День рождения: повесть о детстве. Л., 1973; Синий лес: повесть // Костер. 1973. № 6; Два Новых года. Л., 1976; Ладожский лед: повести и рассказы. Л., 1983.
Лит.: Рощин М. Радостная встреча // Москва. 1968. № 1; Дончич А. Живые деньги // Новый мир. 1968. № 7; Андреева И. Кот, я люблю тебя! // Лит. обозрение. 1975. № 2; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Рахманов Л. Живой голос // Нева. 1984. № 3; Кузьмичев И., Цурикова Г. Контрасты осязаемого времени. Л., 1988; Хмельницкая Т. В глубь характера. Л., 1988.
Г. Цурикова