Дар Давид Яковлевич


ДАР (собств. Рывкин) Давид Яковлевич [11(24).10.1910, СПб. ― 16.9.1980, Иерусалим] ― прозаик.

Отец ― инженер, мать ― бухгалтер. В 1927 окончил 7 классов школы, работал слесарем на Балтийском судостроительном з-де и учился в Техникуме печати. С 1929 ― журналист. Работал в газ. Л-да, М., Карелии, Урала; по заданию редакций побывал в Сибири, Заполярье, на Дальнем Востоке. В 1934 в числе 120 сов. писателей совершил поездку по строящемуся Беломорканалу. Дружил с Б. Пастернаком и К. Чуковским, встречался с О. Мандельштамом, А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Ойстрахом, акад. А. Иоффе, К. Проффером, Э. Колдуэллом, Р. Фростом, Н. Саррот и др. Беседовал с К. Циолковским, от кот. воспринял идеи биокосмизма.

Во время Великой Отеч. войны был командиром взвода разведки, получил тяжелое ранение на Невском пятачке, имел боевые награды. В санитарном поезде познакомился с начинающей писательницей В. Пановой.

До нач. 1970-х печ. в офиц. изд., выпустил неск. книг прозы, лучшей из кот. считал кн. « Богиня Дуня ». На лен. ТВ по кн. Д. был снят и показан телеспектакль с участием актеров БДТ.

В 1948 организовал ЛИТО «Голос юности» при ДК Профтехобразования («Дом культуры трудовых резервов»), кот. в 1950–70-е приобрело популярность среди молодых поэтов и прозаиков. В 1957 выпустил со своим предисл. одноименный сб. Пропагандировал конкретность и достоверность языка, говорил об эротической мотивации худож. тв-ва, что сближало его с некот. представителями «молодой лит-ры». По словам Г. Горбовского, он «предал анафеме литературные рассуждения о любви, о патриотизме, о войне и мире <...> словоблудие и пресловутую риторику». Занятия в ЛИТО посещали В. Соснора, А. Кушнер, В. Марамзин, И. Ефимов, Б. Вахтин, Д. Бобышев, О. Охапкин, К. Кузьминский и мн. др. литераторы, в дальнейшем получившие известность. Принимал лит. молодежь у себя дома, рецензировал рукописи начинающих авторов, писал для них рекомендации в изд-ва и СП, организовывал материальную помощь нуждавшимся и подключил к этой деятельности свою жену ― влиятельную сов. писательницу Веру Панову. С. Довлатов писал: «Дар <….> внушал… что литература ― занятие подпольное, глубоко личное, требующее от художника особого психического склада. Из всех наших литературных наставников Дар был единственным убежденным модернистом, хотя в конце концов из его объединения вышли не только такие экстравагантные поэты, как Виктор Соснора, но и такие традиционные, как Глеб Горбовский» (Довлатов С. «Мы начинали в эпоху застоя»). «Дар был ― как Сократ ― акушеркой, родовспомогательницей, помогавшей молодому писателю разродиться собой, своей эстетикой, своим мировоззрением» (В. Британишский) .

Один из активных участников кампании в защиту И. Бродского. 19 мая 1967 напис. открытое письмо к IV Всесоюзному съезду СП с требованием «назвать своим подлинным именем такое явление, как бюрократический реализм, кот. у нас стыдливо и лицемерно называется социалистическим реализмом». 13 нояб. 1969 обратился в секретариат СП с открытым письмом против исключения А. И. Солженицына из рядов Союза.

Был первым сов. байкером, объездил на мотоцикле почти всю страну. В нач. 1970-х посещал подпольные концерты лен. рок-музыкантов и колл. прослушивания песен группы «Битлз», о кот. собирался написать повесть (по мат-лам, предоставленным коллекционером Колей Васиным). В 1972 напис. предисл. « К другу стихотворцу » для поэтич. антологии К. Кузьминского «Живое зеркало». Его кн. « Маленькие завещания » расходилась в машинописи; отрывки из нее в 1977 опубл. в ж-ле «Часы». И. Бродский в одном из инт. заметил: «Я его считаю прозаиком не прочитанным <...>. Для ленинградцев его писательское дарование заслонялось гениальностью его личности». К этому можно добавить, что философские размышления Д. о смысле жизни, любви и свободы, об одиночестве творч. личности, хотя и напис. простым языком (и в жанровом плане в чем-то сходные с розановскими), далеки от беллетристики и изначально не рассчитаны на легкое восприятие. «Много рецептов было уже предложено человечеству для излечения всех бед. Много рецептов еще будет предложено, и много будет поднято новых знамен, и много новых истин взойдет и закатится на горизонте человеческих надежд, и много будет пролито крови во имя этих кратковременных истин» (Размышления // ДАР. СПб., 2005).

«Любая идея, по Дару, борясь за главенство, уничтожает не др. абстрактные идеи, но живых людей. И Разум, и Вера, и любой “изм” это, в первую очередь ― армейское знамя, барабанная дробь и стук копыт неофитов (“стук наших копыт”). Любой школьный начетчик возразит с подковыркою, что это, мол, тоже “идея”, а поскольку мир тотально семиотичен, то и выхода нет. (И будет, конечно же прав). Но ― Дар исповедовал “мягкие моды”, даосский подход: “да” значит “нет”, и только поэтому “да”. Выбирая “слабое”, “молодое” и “плотское”, т.е. жизнь , в противовес “жесткому”, “абстрактному”, “старому” ― смерти, он действовал по принципу “давать”, а не “брать” и чувствовал себя при этом много счастливее своих выдающихся учеников… Дар безжалостно отсекал от индивида идеи, как неживое от живого, дискредитировавшее себя общее от природно “невинного” частного … Он поддерживал в каждом веру в себя, т.е. веру в то, что пока еще не реализовалось ― в “заявку”, в “росток”, парадоксальным образом пытаясь оградить этот росток и от мертвящей экспансии “Духа” и от самог о дальнейшего природного роста, неизбежного будущего окостенения. Как тут не вспомнить евангельское “будьте как дети!”… Но рано или поздно ученики уходили в большой мир с его более понятными законами. Лучше хоть какая-то социальная воплощенность, нежели пугающая “материнская бездна” чистых потенций… Гении любой эпохи в первую очередь ― живые люди. Поэтому для того, чтобы на деле противостоять всякой “публичности” нужно быть чем-то б о льшим, чем “просто гений”. Таких людей история знает немало ― монахи, хасиды, дервиши, суфии, Сократ, Чжуан-цзы… В иронических “подколках” Дара, что, мол, истинный гений должен творить на чердаке, а закончить жизнь в сумасшедшем доме, прочитывался не один только юмор. На глубинном уровне у заботливого защитника личности проявлялась негуманитарная, свойственная Природе жестокость, т.е. надличностная , чисто космическая мораль… Действительно, не лжет новейшая физика: постоянно “дарить”, отдавать, никогда не исчерпываясь, способен только бесконечный “динамический хаос”. Позднее, в публикации писем Дара В. Губину (Звезда. 2002. № 8) я с изумлением обнаружил слова Д. Дара, обращенные им к молодому адресату (1955 год): “Только из хаоса может быть создан мир... Только хаос, в своем стремлении к порядку, есть движение, творчество, созидание”» (В. Лапенков).

В 1977 под нажимом КГБ был вынужден эмигрировать в Израиль. Перед отъездом вернул властям боевые награды и членский билет СП. В Израиле продолжал писать, печ. в ж-ле «Континент», выпустил кн. « Исповедь безответственного читателя ». Участвовал в работе зарубежных русских изд-в и содействовал публикациям рукописей, переправленных из СССР.

Болел астмой, скончался в больнице от сердечного приступа.

Наиболее полное собр. лучшей прозы Д. и воспоминаний о нем собраны в кн. « ДАР » (СПб.: «Петербург – XXI век», 2005. Сост. А. Майзель, В. Лапенков).

Соч.: Ошибка доктора Пиккеринга: Рассказ // Вокруг света.1934. № 4; Утопия: Рассказ // Вокруг света. 1935. № 5; Москва: Рассказ // Вокруг света. 1935. № 11; Господин Гориллиус. Л., 1941; Рассказы о боевых друзьях. Молотов, 1944; В добрый час: Повесть о Циолковском. Л., 1948; Дорога мечтаний: Романтич. драма / в соавт. с Г. Ягдфельд. М., 1956; Камень на камень: Повесть. М., 1959; 10 000 км на велосипедах / в соавт. с А. Ельяновым. Л., 1960; Там, за поворотом. Л., 1962; Богиня Дуня и др. невероятные истории. М.-Л., 1964; Баллада о человеке и его крыльях. Л., 1966; Книга чудес, или Неск. маловероятных историй. Л., 1968; Прекрасные заботы юности / в соавт. с А. Ельяновым. Л., 1972; Кувшин. Стук наших копыт. Воспоминание о войне. Парк. Часовня в огне: Из книги «Маленькие завещания» // Часы. 1977. № 5; Речь, кот. я хотел бы произнести у своего гроба // Континент. 1977. № 14; Из писем Д. Я. Дара его лен. друзьям // Евреи в СССР. 1978. № 19; Мой старый корабль: Из кн. «Маленькие завещания» // Эхо. 1978. № 2; Ленинград. Судьба. Поэт // Грани. 1978. № 110; Посл. любовь. Часовня в огне // Время и мы. 1978. № 27; Стук наших копыт: Рассказ // Скопус: Антол. поэзии и прозы. Иерусалим, 1979; Исповедь безответственного читателя. Иерусалим, 1980; Пять писем поэтам // У Голубой лагуны / сост. К. Кузьминский. Ньютонвилль, 1980–86. Т. 2А, 4Б; Проза и письма // Звезда. 1994. № 5; [Письма к А. Л. Майзель] // Вопросы лит-ры. 1996. № 2; Письма Д. Я. Дара к В. А. Губину / публ., вст. заметка и прим. В. Губина // Звезда. 2002. № 8; ДАР / сост. А. Майзель, В. Лапенков. СПб., 2005.

Лит. : Абрамова В. Дар Давид Яковлевич // КЛЭ. Т. 2. М ., 1964; Свирский Г. На лобном месте. Лит-ра нравств. сопротивления. 1946–1986. Лондон, 1979; Свирский Г. Ветка Палестины. Ч. 3. Бегство. 1994; Мацуев Н. Русские сов. писатели. 1917–67. М., 1981; Кузьминский К. Дар, Человек Божий // У Голубой лагуны. Ньютонвилль, 1980–86. Т. 4Б; Некролог // Эхо. 1980. № 2; В. Л. [Лапенков В.], Холоденко В. Памяти Д. Я. Дара // Часы. 1980. № 28; Трифонов Г. Слово о счастливом человеке (К 75-летию со дня рождения Д. Я. Дара) // Обводный канал. 1985. № 8; Лапенков В. Д. Я. Дар (Воспоминания) // Звезда. 1994. № 5; Лапенков В. «Слово о Даре» Г. Трифонова // Обводный канал. 1986. № 9; Дар Д. // Энц. фантастики: Кто есть кто / gод ред. В. Гакова. Минск, 1995 ; Британишский В. <Рец.> // Вопросы лит-ры. 1995. № 4; Довлатов С. Посл. чудак // Малоизвестный Довлатов. СПб., 1996; Довлатов С. Мы начинали в эпоху застоя. Малоизвестный Довлатов. Сб-к ; Бешенковская О. Пунктирная дружба // Октябрь. 1998. № 6, 1998; Трифонов Г. Д. Я. Дар и Валерий Холоденко // ИЛНЛ. СПб., 2000; Бобышев Д. Я здесь. Глава «Дар и одаренные» // Октябрь. 2002. № 7; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. М., 2003; Лапенков В. 100 лет со дня рождения и 30 лет со дня смерти Давида Дара // Квадрига Аполлона. 2010. № 3; Лапенков В. Пара меморий. СПб., 2011.

Сайты и эл. публ. : Дар, Давид Яковлевич - Википедия ; http://kkk-bluelagoon.ru/ ; http://www.belousenko.com/books/litera/dar_1.rar ; Alib.ru - Название книги: повесть циолковском ; https://profilib.net/kniga/87315/david-dar-boginya-dunya-i-drugie-neveroyatnye-istorii.php ; https://profilib.net/kniga/50363/david-dar-gospodin-gorillius.php ; https://profilib.net/kniga/978/david-dar-kniga-chudes-ili-neskolko-maloveroyatnykh-istoriy.php ; http://www.labirint.ru/books/528085/?p=11352

В. Лапенков

  • Дар Давид Яковлевич