Деген Георгий Евгеньевич
ДЕГЕН Георгий (Юрий) Евгеньевич [20.7.1896, Варшава – июль 1923, Баку] - поэт, прозаик, литературный критик.
Отец, Евгений Викторович Деген, - дворянин, коллежский секретарь, начальник Архива бывшего финансового управления в губерниях Царства Польского, автор публицистического очерка «Воспоминания дерптского студента» («Miр Божiй», 1902, № 3). Погиб под Ляоляном в августе 1904 года. Мать (вторая жена Евгения Викторовича Дегена) - Людмила Юрьевна (в девичестве Кашкина) - дворянка. В семье было четверо детей: Георгий и Борис - от первого брака отца, Георгий и Ольга - от второго брака.
Детство (после 1906 года) Д. провел в Тифлисе, где окончил Четвертую тифлисскую гимназию. В 1916 году поступил на юридический факультет Петроградского ун-та. Дебютировал как поэт, став членом второго петербургского «Цеха поэтов» (зима 1916/17), посещал «творческие среды» Н. В. Дризена. По свидетельству Л. Ю. Брик, в петроградской квартире Д. Владимир Маяковский познакомился с Сергеем Есениным (см.: Катанян В., Маяковский. Хроника жизни и деятельности. 5-изд., М., 1985. С. 524).
В апреле 1917 Д. вместе с Моисеем Бамдасом основал художественное общество «Марсельские матросы», по образцу экипажа корабля - сухопутного и умозрительного, капитаном которого был М. Кузмин, Д. и Берман - штурманами. Название общества восходило к «Пироскафу» Е. А. Баратынского. Среди членов общества - Г. В. Адамович, Л. В. Берман, Б. Е. Евгеньев (Рапгоф), Г. В. Иванов, Р. Ивнев, В. В. Курдюмов, Л. Д. Радлова и др.
Тогда же в стихотворении, посвященном М. Кузмину, прозвучал основной в лирике Д. мотив скитальчества («Путешествовать к тяжелым странам / Мне на пapоходе странном»), вызванный главным образом ощущением всеобщей потери культурной оседлости в процессе революции.
Тема разрыва и конца («откажись от всего, что было») - в приветствующей Февральскую революцию 1917 года «Поэме о сонце» (март 1917), вошедшей в одноименный сборник [два изд.- Пг., 1918; на обложке и в тексте - «сонце» (!), что, как и другие «ошибки» в орфографии и синтаксисе,- результат отмеченной А. Е. Кручёных тяги Д. к «новому правописанию и новой творческой сноровке», которая, однако, не имела программного характера, так как Д. культивировал кузминскую «ясность» с налетом рафинированного эклектизма (отзвуки поэзии А. Белого, В. Маяковского, О. Мандельштама) и, по словам Кручёных же, стремился к «простоте», доходя до «выразительности примитива» (газета «Тифлисский листок», 1918, от 11 дек.)
Череда драматических событий в жизни Д. (смерть маленькой дочери, уход любимой) привели к тому, что осенью 1917 г. он уехал из Петрограда в Тифлис. Эти обстоятельства отразились и в немногих стихотворениях того времени, резко изменив едва сложившийся образ поэта, открыв в «лице, напудренном, как сердце», детски-беззащитные черты, в отчетливости голоса - надломленную интимность.
Осенью 1917 Д. вернулся к родителям в Тифлис, где стал одной их ключевых фигур досоветской литературной реальности города. В газете «Республика» появились его статьи о футуризме, в частности, две статьи о В. Хлебникове. В ноябре 1917 года поэт принимает участие в большом вечере футуристов, который проходил в зале консерватории.
Если ранняя поэзия Д. выдержана в рамках акмеистической школы и отмечена влиянием раннего Кузмина, то всё последующее его творчество относится к футуризму и к зауми. Критика эпохи сближала творчество Д., Терентьева и Крученых.
В ноябре 1917 в Тифлисе Д. стал одним из учредителей (вместе с композитором Александром (Сандро) Короной) легендарной «Студии поэтов», получившей название «Фантастический кабачок» (где, среди прочих, бывали Т. Табидзе, П. Яшвили, Г. Робакидзе, Л. Гудиашвили), выступал с докладами и чтением стихов. Артистический клуб «Фантастический кабачок», «Фантачка», стал центром литературной и артистической жизни Тифлиса 1917–1919 гг. Был основан поэтами по образцу петербургского литературного кафе «Бродячая собака».
Планировался выход «Альманаха [Фантастический кабачок]», который был составлен Д.. Отпечатанный в 1918 г., в продажу он не поступал, так как у Д. не было денег, чтобы оплатить типографские расходы. Сохранились лишь отдельные сброшюрованные экземпляры этого уникального издания, выкупленные его участниками (см.: Никольская Т. Л. Авангард и окрестности. СПб., 2002. С. 17).
Весной 1918 г. (март или апрель) Д. вошел в тифлисский «Цех поэтов», организованный С. М. Городецким. Д. публикует некоторые свои произведения в альманахе «Арс (Ars)», издаваемым Городецким. В 1918 г. в журнале «Ars» публикуется проза Д., в которой выделяются «Петербургская повесть», «Розовые верблюжата» (повесть) - травестия мифа о продаже души дьяволу и насмешка над «воздушными замками» (1918, № 1–3; рец.: Н.К.Р. – «Кавк. Слово», 1918, от 31 авг.).
«Выходит из печати первый альманах стихов Цеха Поэтов, который предположено издавать периодически. Председателем Ц. П. является Юрий Деген, членами жюри по приему новых членов и заменяющими председателя - Т. Вечорка, Б. Корнеев, И. Терентьев» («Ars». 1919. № 1).
Из-за творческих разногласий с С. Городецким отколовшаяся от «Цеха поэтов» группа молодежи, тяготеющая к авангарду, складывается по инициативе Ю. Дегена в цех (художественное сообщество) «Кольчуга».
После выхода из журнала «Арс» Д. выпустил в 1918–1919 годах альманахи стихов «Нева» и журнал «Феникс», на страницах которого печатались футуристы, в том числе Игорь Терентьев, глава тифлисского «Цеха поэтов» при художественном обществе «Кольчуга» [Игорь Герасимович Терентьев (1892–1941; расстрелян в сталинских застенках) - футурист, теоретик, искусствовед, один из творцов русского авангарда начала ХХ века]. В «Фениксе» Д. печатал как свои статьи, посвященные ХIХ веку, так и рецензии на сборники Крученых и Ильи Зданевича (Ильязд). В этом журнале помимо того, что поэты цеха «Кольчуга» публиковали стихи и рассказы, печатались научные статьи о грузинской культуре, о Руставели, в то же время, о современном грузинском художественном авангарде.
После того как журнал «Феникс» закрылся (вышло три номера, нехватка денег), Д. основал вместе с поэтом Борисом Корнеевым газету «Искусство». Она тоже была любопытна. Например, в Тбилиси поэт Василий Каменский решил отметить 10-летие своей творческой деятельности. К этому юбилею Д. выпустил газету, один экземпляр которой был отпечатан на флаге. И во время чествования Каменского материя была посажена на древко, и этот флаг вручили Каменскому.
В период пребывания в Тифлисе Д. издал 5 книг. В Тифлисе печатал стихи и прозу в журналах (помимо уже названных) «Карусель», «Игла», «Мой журнал», «Русская дума», статьи о литературе, в т.ч. о поэзии и творчестве В. Хлебникова («Республика», 1917, от 22 окт.) и М. Кузмина («Кавказское Слово», 1918, от 26 янв., «Куранты», 1919, № 3–4). Известно, что в ежемесячнике литературы и искусства «Куранты» (№ 1) под редакцией Бориса Корнеева в декабре 1918 года были помещены произведения А. Крученых, Ю. Дегена, А. Порошина, Т. Вечорки, Б. Корнеева и других (<Тифлис>: <Типо-литография Грузинских железных дорог>, 1918. 24 с., с иллюстрациями, в издательской оранжевой печатной обложке; цена 3 рубля).
В 1920 году Д. вместе с семьей переехал из Тифлиса в Баку и продолжил активно участвовать в литературной жизни Кавказа. Поступил на историко-филологический (с восточным отделением) факультет Бакинского университета. Одновременно с обучением работал в издательском отделе Университета, входил в круг знакомых Вяч. Иванова, активно работал в «Цехе поэтов». Выступал на диспутах и вечерах поэзии, продолжал писать стихи. Теперь в них появились новые нотки - предчувствие близкой гибели. В этот период тема «скитальчества», неотступно звучащая в стихах Д., оборачивается то пародийно-идиллической «прогулкой», в духе М. Кузмина, то Колумбовым «плаваньем», то «покаянным скитаньем».
Баку стал городом, где в 1922 году вышла последняя прижизненная стихотворная книга «Волшебный улов», проиллюстрированная работами молодого С. Телингатора, будущего светила советской книжной иллюстрации. В нескольких стихах сборника, отмеченных глубиной и действенным внутренним диалогом с Баратынским (см. статью Дегена о нем: «Феникс», 1918, № 1), эти мотивы внезапно получают трагическое значение «бегства», как в стихотворении-вариации на тему «Медного всадника» А. С. Пушкина: «Остановись, читай, Евгений, / Декрет, измышленный тобой…»
В 1923 арестован по обвинению в создании антиреволюционной организации «Орден пылающего сердца». По версии секретаря ЦК КП Грузии В. В. Ломинадзе, Д. был «расстрелян по решению Чрезвычайной Комиссии за то, что создал организацию “Орден пылающего сердца”, поджигавшую промысла за солидный гонорар» («На посту», 1923, № 4, стб. 221).
В жизнеописании Д., составленном Т. Л. Никольской, приводятся два источника сведений о мученической гибели поэта:
1) Наследники его убийц, КГБ Азербайджана, писали в 1991 году в ответ на запрос ИРЛИ, что «поводом для ареста послужили изъятые при обыске черновики устава мистического ордена “Рыцари пылающего сердца”, целью которого являлось “воскрешение рыцарской доблести в подвигах любви и ненависти в современной обстановке”».
2) Рюрик Ивнев в романе «У подножия Мтацминды» предлагает другой вариант: «<…> так как ему вечно нужны были деньги, он связался с какими-то подонками и получил от них довольно крупный аванс за… обещание поджечь один из нефтепромыслов. Конечно, он и не думал осуществлять свой план. <…> Но где-то на промыслах случился пожар, и его осенила мысль выдать это за дело своих рук. Он потребовал полной оплаты. Ему поверили и отвалили кучу денег. Но когда о его обмане узнали те негодяи, которые поручили ему совершить поджог, то они заманили его под предлогом “нового заказа” (а, следовательно, и денег) в какой-то темный уголок в окрестностях Баку и там пристрелили ».
Последнюю версию отчасти поддерживает и письмо В. В. Ломинадзе в журнал «На посту» .
После казни в местном издании рабочей газеты «Труд» Азербайджанского совета профсоюзов (№ 175, 8 августа 1923 г.) был опубликован большой материал, посвященный аресту и смерти Д.
Д. расстрелян в Баку не позднее июля 1923 года. Реабилитирован официально не ранее 1991 года.
Соч.: Поэма о сонце [sic!]. [Рис. в духе авангардного искусства работы известного поэта-футуриста и художника-авангардиста И. Г. Терентьева]. Петроград, 1918; Этих глаз: Стихи. Петроград: Феникс, 1919; Оттепель: поэма. Тифлис: Куранты, 1920 ; Волшебный улов: Четырнадцать стихотворений. Город ветров. Баку, 1922; О золотой Ленор. Тифлис, 1926.