Дельмас Любовь Александровна


ДЕЛЬМÁС Любовь Александровна (наст. Андреева; урожд. Тыщинская или Тещинская или Тищинская) [17(29).9.1884, Чернигов - 30.4.1969, Л-д, похоронена на Красненьком кладб.] - арт. оперы (меццо-сопрано), концертная певица и вокальный педагог, автор воспоминаний.

Родилась в семье банковского служащего Александра Амфиановича Тещинского и Зелины Францевны Дельмас, преподавательницы музыки и иностр. языков.

Пению обучалась в 1898–1905 в Петерб. консерватории (класс Н. Ирецкой ), по окончании кот. была принята в петерб. «Новую оперу» ( антрепренер А. А. Церетели ), где пела один сезон. В то же время совершенствовала мастерство под рук. М. Славиной .

В 1907 гастролировала в Казани, Екатеринбурге, Самаре. В 1908–09 пела в Киевской опере (вместе с мужем - Павлом Захаровичем Андреев ым). Киевский художник А. Мурашко написал портрет певицы (частная коллекция, СПб.). В 1909–11 блистала на сцене петерб. Народного дома ( антреприза Н. Н. Фигнера ), на сцене кот. создала прекрасный образ Марины Мнишек. Увидя Д. в этой роли, восхищенный Ф. И. Шаляпин предложил ей принять участие в «Русских сезонах» в Монте-Карло (1912, антреприза Р. Гюнсбурга ) и Париже (?1913–14). В 1913–19 была солисткой пг. Театра музыкальной драмы , в 1919–22 - ГАТОБа . В 1923 гастролировала по городам Сибири: Ново-Николаевск, Иркутск, Красноярск (с большим успехом выступила здесь в партии Кармен в составе Оперной труппы под упр. М. Н. Риолли-Словцовой и П. Словцова), Минусинск (здесь поставила «Пиковую даму» и «Черевички» П. И. Чайковского), в 1926 - в Уфе и Самаре. В 1928 принимала участие в гастрольных концертах с артистами МХАТа , в 1930 - с артистами моск. Большого театра (по южной и средней полосе России). Обладала красивым звучным голосом, актер. темпераментом, её отличала яркая внешность. Создала на оперной сцене ряд запоминающихся муз.-сценических образов. Репертуар Д. насчитывал свыше 60 партий, различных по характеру (лирич., драм. и комедийные). Лучшие партии - Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского), Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Лель («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского), Графиня и Полина («Пиковая дама» П. Чайковского); Амнерис («Аида» Дж. Верди), Кармен (одноим. опера Ж. Бизе, эту партию готовила под рук. М. Славиной и выступила в ней 400 раз).Др. партии: Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского), Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Хозяйка корчмы («Борис Годунов» М. Мусоргского), Груня («Вражья сила» А. Серова), Лия («Маккавеи» А. Рубинштейна), Боярыня Морозова («Опричник» П. Чайковского), Солоха («Черевички» П. Чайковского), Миловзор («Пиковая дама» П. Чайковского), Любовь Кочубей («Мазепа» П. Чайковского), Иоанна д'Арк («Орлеанская дева» П. Чайковского), Весна-красна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Ганна («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), Ткачиха («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова); Маддалена («Риголетто» Дж. Верди), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Лаура Адорно («Джоконда» А. Понкьелли), Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Гертруда («Гамлет» А. Тома), Женевьева («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси). Выступала также в опереттах «Сильва» И. Кальмана и «Красное солнышко» Э. Одрана.

Записала на грампластинки 7 произв. в СПб. («Граммофон», 1906, 1914).

Важное место в биографии Д. занимала педагогич. деятельность, кот. она посвятила 16 лет. Начиная с 1933 преподавала в Муз. училище при Лен. консерватории, с 1934 - в самой консерватории, куда была зачислена ассистентом на каф. проф. П. З. Андреева. Работая в кач-ве сотрудницы проф. Андреева, Д. одновременно вела собств. класс пения и подготовила к выпуску ряд одаренных студентов, кот. впоследствии пели во мн. изв. театрах СССР. В 1938 получила звание доц. Была награждена грамотами за актив. участие в массовой работе.

В годы Великой Отеч. войны принимала участие в организации шефских концертов для фронта. В 1944 награждена медалями «За оборону Л-да» и «За доблестный труд в годы Великой Отеч. войны» (за непрерывные занятия со студентами во время блокады Л-да ).

В марте 1914, увидев Д. в роли Кармен (одноим. опера Ж. Бизе), потрясенный А. А. Блок писал ей: «Я смотрю на Вас в „Кармен“ третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас... Ваша Кармен совершенно особенная, очень таинственная…» Блок посвятил Д. лирич. цикл «Кармен» (1914).Блок не пропускал ни одного спектакля и концерта с участием певицы. Особенно любил в её исп. романс А. Бородина «Для берегов отчизны дальной». В 1918 поэт подарил на память певице экземпляр поэмы «Соловьиный сад» с надписью: «Той, которая поёт в соловьином саду». Свидетельством глубокой дружбы явилась шестилетняя (1914–20) переписка между ними. За неск. месяцев до смерти Блок вновь посвятил певице одно из последних своих стих.

Д. оставила воспоминания: « Мой голос для тебя... » (Аврора. 1971. № 1, илл.).

Талант певицы высоко ценили Н. А. Малько, А. К. Глазунов, К. Станиславский, В. Каратыгин, О. Книппер-Чехова, К. Чуковский.

На доме в СПб., где жила Д., установлена мемориальная доска .

Соч.: Моя ученица // Муз. кадры (Л.). 1940. № 20–21; «Мой голос для тебя...» // Аврора. 1971. № 1, илл.

Лит.: Андреева О. Замечательная певица // Веч. Ленинград. 1969. 16 июня; Шилов Л. Кармен: По страницам блоковских дневников и писем // Юность. 1969. № 10; Турков А. Александр Блок. М., 1969; Турков А. Творческие сны // Неделя. 1969. № 32. 4–10 авг.; Горелов А. Цикл «Кармен» А. Блока // Звезда. 1969. № 11; Письма А. А. Блока к Л. А. Дельмас // Звезда. 1970. № 11; Горелов А. Александр Блок и его Кармен // Аврора. 1971. № 16; Горелов А. Гроза над соловьиным садом: А. Блок. Л., 1973; Клинко Т. Л. А. Дельмас-Андреева // Музыка и жизнь. Л.; М., 1973. Вып. 2; Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Л., 1974; Емельянова В., Стенюкова А. Любовь Андреева-Дельмас // Лит. Россия. 1980. 7 март.; Хопрова Т., Дунаевский М. Блок и музыка. Л.: Сов. композитор, 1980; Казанков Е. "Царице песен и весны!.." // Нева. 1981. № 3; Лесс Ал. Л. Титта Руффо. М., 1983; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. Л., 1984; Горелов А. Среди бушующих созвучий // Муз. жизнь. 1984. № 8; Отеч. певцы: Словарь. М., 2008.

Е. Богданова

  • Дельмас Любовь Александровна