Державин Константин Николаевич
ДЕРЖÁВИН Константин Николаевич [23.1(5.2).1903, Батуми - 2.11.1956, Л-д] - филолог, переводчик, сценарист, режиссер, театр. критик.
Родился в семье филолога Н. С. Державина, в будущем акад. АН СССР. По окончании школы Д. поступил к Вс. Мейерхольду на Курсы мастерства сценич. постановок, кот. в 1920 был привлечен к работе по организации Театрального техникума, отрывшегося осенью 1921 как Высшие режиссерские курсы. Для Д. этот альянс завершился общей ст., напис. совм. с Вс. Мейерхольдом и В. Бебутовым « О драматургии и культуре театра » (Вестник театра. 1921. № 87–88), перепеч. во 2 т. сб. «Статьи. Письма. Речи. Беседы» Вс. Мейерхольда (М., 1968). Но, благодаря учебе по режиссуре, Д. стал работать в кинематографии. Был одним из реж. фильма «Взятие Зимнего дворца» (1920), режиссировал фильмы «Торговый дом “Антанта и К°”» (1923; по сценарию Н. Агнивцева) и «Самый юный пионер» (1924; по сценарию, написанному в соавт. с А. Литваком). Написал неск. сценариев - «Счастливые черепки» для реж. Э. Иогансона (1927; по либретто В. Шкловского), «Косая линия» для реж. А. Иванова (1928; в соавт. с Б. Фельдманом), «Сосны шумят» для реж. Л. Молчанова (1929; в соавт. с А. Вольпиным), «Иудушка Головлев» (1933; в соавт. с реж. А. Ивановским). Впоследствии привлекался консультантом фильмов, ставящихся по западной классике; в т.ч. «Дон Кихота» Евг. Шварца и Г. Козинцева (1957). Написал кн. о немецком актёре экспрессионистского кино Конраде Вейдте и американском актере Джекке Кугане (обе - 1926); « Масса, как таковая » (Жизнь искусства. 1920. 12 нояб.) и « Советская комическая » (Рабочий и театр. 1927. № 28).
Одновременно Д. увлекла стезя ученого-филолога. После окончания романо-германского отд. фак-та обществ. наук ЛГУ (1924) в 1927 он продолжил учебу в аспирантуре ун-та, в 1930–32 - в аспирантуре АН СССР. Подгот. канд. дис. (защищена не была) « Образ плутовского героя в испанской лит-ре XVI–XVII вв. » (1933). Одновременно с 1927 по 1931 работал уполномоченным Всесозн. об-ва культурных связей с заграницей (ВОКС) по Л-ду.
В 1930-е преподавал историю зарубежной лит-ры и театра в вузах Л-да. В 1933–36 был зав. лит. частью Акад. театра драмы им. А. С. Пушкина; в 1936–38 писал очерки и кн. о театре (Рабочий и театр. 1936. № 3) или об актерах - Б. Горине-Горяинове (1933), В. Мичуриной-Самойловой (1936), Е. Корчагиной-Александровской (1937) и др. Получил назначение пом. начальника Обл. управления по делам искусств. Чл. ССП с 1939. С 1940-го - и.о. ст. науч. сотрудника Сектора западноевропейских лит-р ИРЛИ и НИИ театра и музыки. С июля 1941 - ученый секр. ИРЛИ, в 1942–44 эвакуирован в г. Молотов (Пермь), зав. каф. всеобщей лит-ры Молотовского гос. пед. ин-та, затем вновь в ИРЛИ и по совместительству и.о. проф. каф. романо-германской филологии ЛГУ. В 1950 уволен из ИРЛИ в связи с упразднением Сектора и переведен в ИМЛИ, а позднее в Ин-т славяноведения. В 1955 вновь принят в ИРЛИ в новый Сектор взаимосвязей лит-р в должности ст. науч. сотрудника.
Печ. начал в 1919. Обл. науч. интересов: лит-ра и драматургия Испании, Португалии, Франции XV–XVIII вв., русский театр, болгарская культура, взаимосвязи русской и зарубежных лит-р. Литературовед-западник, владевший 6 иностр. яз. Перв. кн.: « О трагическом » (1922), « Шекспир » (1926), « Эпохи Александринской сцены » (1932) и др. Писал об испанской и латиноамериканской лит-ре и театре, об истории франц. лит-ры и театра, о лит-ре славянских народов, ст. и кн. о лит-ре Испании, о В. Шекспире (1937), М. Твене (1937), В. Сарду (1940), Аларконе (1941), Г. Ибсене (1951) и др. Огромной любовью Д. стал Сервантес и его «Дон Кихот». Участвовал в колл. трудах ИРЛИ (ПД): «Сервантес и Дон Кихот» (Л., 1933); «Испанская культура» (М.-Л., 1939); «Французская буржуазная революция» (М., 1941); «Западный сборник» (Л., 1946); «Вольтер» (Л., 1946); «История испанской лит-ры» (М.-Л., 1946–47); «История французской лит-ры». Т. 1 (М.-Л., 1946); «Лит. архив». Т. 3 (М.-Л. 1951); «История Болгарии». Т. 2 (М., 1955) и др. Перевел такие классич. произведения мировой лит-ры, как плутовская повесть «Лосарильо с Тормеса» (1931), роман Фр. Де Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (1950), «Парадокс об актере» Д. Дидро (1938) и др.; писал предисл. к переводу М. Лозинского «Божественной комедии» А. Данте (1946), к «Саламскому алькальду» Кальдерона.
В 1945 читал лекции в Софийском ин-те и вел научно-консультативную работу. Избран чл.-корр. Болгарской АН (1946). После 1945, продолжая дело отца, обратился к изучению славянской культуры, результатом кот. стали монографии о болгарском театре, о тв-ве Л. Стоянова (1949), И. Вазова (1951) и Х. Ботева (опубл. в 1962).
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.».
Архив: ИРЛИ РАН. Ф. 859; РНБ. Ф. 1028.
Соч .: О трагическом. Пг., 1922; Кино и его перспективы // Театр. 1923. № 6; Взятие Зимнего дворца в 1920 г. // Жизнь искусства. 1924. № 45; Шекспир. Харьков, 1926; Джеки Куган и дети в кино. Л., 1926; Конрад Вейдт. Л., 1926; Японский театр «Кабуки» // Жизнь искусства. 1928. № 30; Испано-американская лит-ра // Лит. энц.: В 11 т. Т.
Лит .: Мокульский С. Книга о болгарском театре // Театр. 1951. № 9; Плавскин З., Смирнов А. К. Н. Державин (Библиография осн. трудов) // Известия АН СССР. ОЛЯ. М., 1957. Т. 16. Вып. 2; Штейн А. Монография о Сервантесе // Вопросы лит-ры. 1959. № 4; Степанов Г. Ценное исследование о Сервантесе // Звезда. 1959. № 1; Ан. А. Державин К. Н. // Театр. энц. Т.
Евг. Биневич