Державин Константин Николаевич


ДЕРЖÁВИН Константин Николаевич [23.1(5.2).1903, Батуми - 2.11.1956, Л-д] - филолог, переводчик, сценарист, режиссер, театр. критик.

Родился в семье филолога Н. С. Державина, в будущем акад. АН СССР. По окончании школы Д. поступил к Вс. Мейерхольду на Курсы мастерства сценич. постановок, кот. в 1920 был привлечен к работе по организации Театрального техникума, отрывшегося осенью 1921 как Высшие режиссерские курсы. Для Д. этот альянс завершился общей ст., напис. совм. с Вс. Мейерхольдом и В. Бебутовым « О драматургии и культуре театра » (Вестник театра. 1921. № 87–88), перепеч. во 2 т. сб. «Статьи. Письма. Речи. Беседы» Вс. Мейерхольда (М., 1968). Но, благодаря учебе по режиссуре, Д. стал работать в кинематографии. Был одним из реж. фильма «Взятие Зимнего дворца» (1920), режиссировал фильмы «Торговый дом “Антанта и К°”» (1923; по сценарию Н. Агнивцева) и «Самый юный пионер» (1924; по сценарию, написанному в соавт. с А. Литваком). Написал неск. сценариев - «Счастливые черепки» для реж. Э. Иогансона (1927; по либретто В. Шкловского), «Косая линия» для реж. А. Иванова (1928; в соавт. с Б. Фельдманом), «Сосны шумят» для реж. Л. Молчанова (1929; в соавт. с А. Вольпиным), «Иудушка Головлев» (1933; в соавт. с реж. А. Ивановским). Впоследствии привлекался консультантом фильмов, ставящихся по западной классике; в т.ч. «Дон Кихота» Евг. Шварца и Г. Козинцева (1957). Написал кн. о немецком актёре экспрессионистского кино Конраде Вейдте и американском актере Джекке Кугане (обе - 1926); « Масса, как таковая » (Жизнь искусства. 1920. 12 нояб.) и « Советская комическая » (Рабочий и театр. 1927. № 28).

Одновременно Д. увлекла стезя ученого-филолога. После окончания романо-германского отд. фак-та обществ. наук ЛГУ (1924) в 1927 он продолжил учебу в аспирантуре ун-та, в 1930–32 - в аспирантуре АН СССР. Подгот. канд. дис. (защищена не была) « Образ плутовского героя в испанской лит-ре XVI–XVII вв. » (1933). Одновременно с 1927 по 1931 работал уполномоченным Всесозн. об-ва культурных связей с заграницей (ВОКС) по Л-ду.

В 1930-е преподавал историю зарубежной лит-ры и театра в вузах Л-да. В 1933–36 был зав. лит. частью Акад. театра драмы им. А. С. Пушкина; в 1936–38 писал очерки и кн. о театре (Рабочий и театр. 1936. № 3) или об актерах - Б. Горине-Горяинове (1933), В. Мичуриной-Самойловой (1936), Е. Корчагиной-Александровской (1937) и др. Получил назначение пом. начальника Обл. управления по делам искусств. Чл. ССП с 1939. С 1940-го - и.о. ст. науч. сотрудника Сектора запад­ноевропейских лит-р ИРЛИ и НИИ театра и музыки. С июля 1941 - ученый секр. ИРЛИ, в 1942–44 эвакуирован в г. Молотов (Пермь), зав. каф. всеобщей лит-ры Молотовского гос. пед. ин-та, затем вновь в ИРЛИ и по совместительству и.о. проф. каф. романо-германской фи­лологии ЛГУ. В 1950 уволен из ИРЛИ в связи с уп­разднением Сектора и переведен в ИМЛИ, а позднее в Ин-т славяноведения. В 1955 вновь принят в ИРЛИ в новый Сектор взаимосвязей лит-р в должности ст. науч. сотрудника.

Печ. начал в 1919. Обл. науч. интересов: лит-ра и драматургия Испании, Португалии, Франции XV–XVIII вв., русский театр, болгарская культура, взаимосвя­зи русской и зарубежных лит-р. Литературо­вед-западник, владевший 6 иностр. яз. Перв. кн.: « О трагическом » (1922), « Шекспир » (1926), « Эпохи Александринской сцены » (1932) и др. Писал об испанской и латиноамериканской лит-ре и театре, об истории франц. лит-ры и театра, о лит-ре славянских народов, ст. и кн. о лит-ре Испании, о В. Шекспире (1937), М. Твене (1937), В. Сарду (1940), Аларконе (1941), Г. Ибсене (1951) и др. Огромной любовью Д. стал Сервантес и его «Дон Кихот». Участвовал в колл. трудах ИРЛИ (ПД): «Сервантес и Дон Кихот» (Л., 1933); «Ис­панская культура» (М.-Л., 1939); «Французская бур­жуазная революция» (М., 1941); «Западный сбор­ник» (Л., 1946); «Вольтер» (Л., 1946); «История испанской лит-ры» (М.-Л., 1946–47); «История французской лит-ры». Т. 1 (М.-Л., 1946); «Лит. архив». Т. 3 (М.-Л. 1951); «История Болгарии». Т. 2 (М., 1955) и др. Перевел такие классич. произведения мировой лит-ры, как плутовская повесть «Лосарильо с Тормеса» (1931), роман Фр. Де Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (1950), «Парадокс об актере» Д. Дидро (1938) и др.; писал предисл. к переводу М. Лозинского «Божественной комедии» А. Данте (1946), к «Саламскому алькальду» Кальдерона.

В 1945 читал лекции в Софийском ин-те и вел научно-консультативную работу. Избран чл.-корр. Болгарской АН (1946). После 1945, продолжая дело отца, обратился к изучению славянской культуры, результатом кот. стали монографии о болгарском театре, о тв-ве Л. Стоянова (1949), И. Вазова (1951) и Х. Ботева (опубл. в 1962).

Награжден медалью «За доблестный труд в Ве­ликой Отеч. войне 1941–45 гг.».

Архив: ИРЛИ РАН. Ф. 859; РНБ. Ф. 1028.

Соч .: О трагическом. Пг., 1922; Кино и его перспективы // Театр. 1923. № 6; Взятие Зимнего дворца в 1920 г. // Жизнь искусства. 1924. № 45; Шекспир. Харьков, 1926; Джеки Куган и дети в кино. Л., 1926; Конрад Вейдт. Л., 1926; Японский театр «Кабуки» // Жизнь искусства. 1928. № 30; Испано-американская лит-ра // Лит. энц.: В 11 т. Т. 4. М ., 1930; Лосарильо с Тормеса / Пер. с исп., вступ. ст. М.-Л., 1931 (2 изд. - 1955); Февраль и Октябрь в театре // Сто лет: Александринский театр - Театр госдрамы. Л., 1932; Эпохи Александринской сцены. Л., 1932; Театр Французской революции. Л., 1932 (1937); Б. А. Горин-Горяинов // Рабочий и театр. 1933. № 13; Тургенев на Александринской сцене // Там же. № 26; Драматургия М. Горького на русской сцене // Горький и театр. Л., 1933; Сервантес и «Дон Кихот». Л., 1933 (1934); Книга о Камерном театре. Л., 1934; Творч. путь Камерного театра // Правда. 1935. 2 янв.; Встреча с Барбюсом // Рабочий и театр. 1935. № 18; Мичурина-Самойлова. Л., 1936; Гамлет // Шекспир В. Гамлет. Л.-М., 1937; Е. П. Корчагина-Александровская. Л.-М., 1937; Жизнь и тв-во Марка Твена // О похождениях Тома Сойера. Л., 1937; Гербстман А. Театр Бальзака / Предисл. К. Державина. Л.-М., 1938; Дидро Д. Парадокс об актере / Пер. К. Державина. М.-Л., 1938; Викторьен Сарду и его драма «Фландрия». Л., 1940: Комедия А. Н. Островского «Лес» // «Лес». К постановке в Акад. театре им. А. Пушкина. Л., 1940; Антоний и Клеопатра / Вст. ст. К. Державина. Л.-М., 1940; «Дон Кихот» Сервантеса // Культура Испании. М., 1940; Хуан Луис де Алакрон и комедия характеров // Аларкон. Сомнительная правда. Л.-М., 1941; Под игом фашизма. М.-Л., 1941; Вольтер и балет // За сов. искусство. 1945. № 1, 2; Вольтер. М.-Л., 1946; Сердце не камень. Л., 1946; Словяне в древности. Л., 1946; В. А. Мичурина-Самойлова. М.-Л., 1948; «Дон Кихот» в русской драматургии // Сервантес. Ст. и мат-лы. Л., 1948; Фр. Де Каведо. История пройдохи по имени дон Паблос / Пер. К. Державина. М.-Л., 1950; Болгарский театр: Очерки истории. М.-Л., 1950; А. Н. Островский. М.-Л., 1950; Иван Вазов. 1850– 1921. М .-Л., 1951; Хендрих Ибсен // Ибсен Г. Избр. соч. М.-Л., 1951; Драматургия Лопе де Вега // Лопе де Вега. Избр. драматич. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1954; Сервантес: Жизнь и тв-во. М., 1958; А. Н. Островский // Русские драматурги. Т. 3. Л .-М., 1962; Христо Ботев. М., 1962; Драматургия Лопе де Вега // Лопе де Вега. Избр. драм. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1994.

Лит .: Мокульский С. Книга о болгарском театре // Театр. 1951. № 9; Плавскин З., Смирнов А. К. Н. Державин (Библиография осн. трудов) // Известия АН СССР. ОЛЯ. М., 1957. Т. 16. Вып. 2; Штейн А. Монография о Сервантесе // Вопросы лит-ры. 1959. № 4; Степанов Г. Ценное исследование о Сервантесе // Звезда. 1959. № 1; Ан. А. Державин К. Н. // Театр. энц. Т. 2. М ., 1963; Альтшуллер А. София: О русско-болгарских театр. связях… // Театр. 1968. № 4; Плавскин З. Державин К. Н. // Сов. энц. Т. 2. М ., 1969; Березарк И. Лен. эрудиты // Звезда. 1976. № 10; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Альтшуллер А. Дядя Ко (К. Н. Державин) // Петерб. театр. 1996. № 10.

Евг. Биневич

  • Державин Константин Николаевич