Детков Юрий Леонидович


ДЕТКÓВ Юрий Леонидович [13.6.1938, г. Бологое Тверской обл.] - прозаик.

Родился в семье служащих. В 1964 закончил Ин-т физич. культуры (ГДОИФК им. П. Лесгафта). Преподавал на кафедре гимнастики. Защитил канд. дис. (1972). В 1978 присвоено звание доцента; в 1996 - звание проф. Член-корр. Международной АН высшей школы. С 1982 по 2000 - зав. кафедрой «Физвоспитания и валеологии» ЛИТМО. С 2000 по 2006 - директор «Валеологического центра». Засл. работник физич. культуры и спорта РФ. Награждён медалью «300-летие Военно-морского флота».

Перв. публикация - рассказ « Тёплый хлеб » (ж. «Работница». 1977. № 8). Повесть « Волчьитропы » вошла сб. «Молодой Л-д» (1978). Перв. кн. - « Сказы Большого леса » (1995) - составили небольшая повесть и рассказы.

Обращение к одному из ключевых моментов истории государства Российского - времени Ивана Грозного - послужило толчком к созданию ист. романа « Осадныйколокол » (2002). В предисл. чл.-корр. В. Старцев писал: «Д. создал впечатляющее произведение, отображающее политические события, быт и нравы эпохи XVI века. Центром своего повествования он сделал героическую оборону Пскова от войск польского короля Стефана Батория. Автор изучил огромное количество документов. В его романе действуют исторические личности, а также вымышленные герои - представители знати и простых людей Московской Руси, Польши, Ватикана, Англии. Автор передаёт самобытность эпохи, используя диалектные особенности речи различных русских местностей. <...> Законы исторических исследований и создания исторической прозы различны, но главное, что их объединяет, - реализм изображаемых событий. И автор со своей творческой задачей справился. Он даёт почувствовать общий мрачный колорит отображаемой эпохи, и осознать испытания, выпавшие на долю государства и народа во время Ливонской войны. <...> Его рукопись - лучший аргумент против идеализации истории Московской Руси и восхваления самодержавной монархической власти».

Под одной обложкой с романом была изд. повесть « Ванька-Встанька », посвящ. памяти русских городов, первыми принявших на себя удар полчищ Батыя, и рассказ « Человек летающий », повествующий о дерзновенных попытках русских умельцев взлететь в небо с помощью крыльев, изготовленных из пергамента, бересты. В нем Д. проявил себя мастером стилизации старорусского яз., введя в повествование вставки от лица монастырского летописца.

В романе « Императрица» (2003) в центре повествования оказываются жизнь и деятельность Екатерины II, с момента ее приезда в Россию в качестве невесты, молоденькой Фике. Предисл. к роману написал проф. В. М. Акимов: «Автор умеет передать внутреннее состояние любого из персонажей. Видишь всё так, словно сам при сём присутствуешь. <...> Всё есть в романе… - дворцовые интриги, дипломатические хитросплетения, картины многих сражений, кот. вела Россия в войнах второй половины XVIII века. Перед нами зримая “широкоэкранная” панорама истории - с вниманием к подробностям, с крупными планами, с неожиданными интимными отступлениями: соблазнами, искушениями, стихийными взрывами безудержных страстей... В романе множество сильно, рельефно, захватывающе написанных сцен. И движущая сила всех главных событий и судеб - неизбежность того сложного пути, каким шла тогда Россия... роман написан своеобразно, свободно, нередко выходя за рамки канонического жанра. Хороши, смелы и непосредственны авторские комментаторские вторжения в ход событий. Так возникает новое слово, новое зрение, и мы начинаем видеть многое заново».

Ист. панорама ключевых событий гос. устроения России кон. XVI - нач. XIX вв. составляет зерно цикла романов « От Святой Руси к России Великой », перв. из кот. « Осадный колокол » (2002) и роман-трилогия (2008) « Русь. Крещение огнём » (« Псковская твердыня », « Государь ты наш, батюшка », « Великая смута »). В трилогии представлена многоликая жизнь России кон. XVI - нач. XVII вв. (от драматич. эпизодов Ливонской войны, посл. лет жизни царя Ивана IV (Грозного) до восшествия на престол Михаила Романова). В предисл. В. М. Акимов пишет: «Автор показывает, с большой художественной силой, как зреет в глубине народной национальное духовное пробуждение и самоочищение, когда нужно отстоять, спасти Россию. Но автор не идеализирует свершающееся духовное обновление. Оно даётся великим напряжением ума и воли, ибо “страшен демон лукавства”, провозглашающий - “Всё дозволено!”. Мучительно трудно наступает прозрение - “великодушная смерть лучше жизни срамной”. Так сегодня автор, с чувством оправданной тревоги, напоминает о том, каких трудов и каких жертв, стоил путь спасения России и призывает не сбиваться с этого пути».

Роман « Скипетр самодержца » (2008) охватывает исторически значимый период, когда Русь мучительно расставалась с патриархальным укладом, дабы шагнуть «склонениям и нравам вопреки, в иную жизнь, в неведомые дали...». Д. описывает жизнь Петра I с самого рождения, времён «потешных марсовых забав» и последующего перехода к всеобъемлющей преобразовательной деятельности, реорганизации армии и гос. устроения, участия в затяжной Северной войне, победа в кот. далась огромным напряжением силы народной - всего того, что стало основой создания могущественного государства России в пределах старой, коснеющей в невежестве патриархальной Руси. Автор далёк от идеализации государя Петра. По мысли Д., царь, помазанник Божий, хотя и считался наместником Бога на земле, но был человеком, сполна наделённым как добродетелями, так и пороками, уживавшимися в нём самым противоестественным образом.

Роман-апокриф « Звезда Иисуса » (2009) стоит особняком от ист. цикла. В нем автор представил период развития человечества, ознаменованного крутой ломкой религиозных воззрений. Следуя концепции отождествления Иисуса с простым смертным, средствами худож. жанра показывает, как этот человек силою внушения заставляет соплеменников уверовать в божественное первородство - гибнет как сын человеческий и воскресает как Христос.

Общим в ист. романах Д. является раскрытие значимых тем, событий в судьбоносные периоды развития Российского государства, лиц и народов, в них участвующих. Смелое вторжение автора в сюжетный ход повествования, когда он оказывается действующим персонажем и со своих позиций предлагает разобраться в существе возникающих противоречий, составляет черту своеобразия прозы Д. «Выразительный, одухотворённый русский язык, слово наших предков, воспринимаемое нами как живая вода, как воскрешённое звучание великой души народа» звучит в романах писателя (В. Акимов).

Член СП России с 2004. Лауреат лит. премии «Невский проспект» (2008), грамота губернатора «За выдающийся вклад в развитие искусства СПб.» (2008).

Соч .: Сказы Большого леса: Повести и рассказы. СПб., 1995 (2009); Скажи мне, Диоген: Пьеса // Связь времён: Сб. СПб., 2000; Осадный колокол: Роман, повесть, рассказ. Псков, 2002; Императрица: Ист. роман. СПб., 2003; Русь. Крещение огнём: Ист. трилогия. СПб., 2008; Скипетр самодержца: Ист. роман. СПб., 2008; Звезда Иисуса: Роман-апокриф. СПб., 2009; Чаша неопитая: Повести, рассказы, пьесы, сценарии. СПб., 2013.

Лит. : Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

Г. Кром

  • Детков Юрий Леонидович