Дмитриев Андрей Петрович


ДМИ́ТРИЕВ Андрей Петрович [12.6.1963, Урюпинск Волгоградской обл.] - литературовед, библиограф, краевед.

Отец - выходец из крестьян Белгородской губ., военнослужащий, мать - медсестра. В трехмесячном возрасте был привезен в Л-д, где отец в 1963–67 обучался в Военной артиллерийской академии. В связи с частыми переездами семьи Д. сменил семь школ (в т.ч. в 1971–73 три школы в Чехословакии). Закончил Моск. суворовское училище (1980), затем до 31.12.1883 обучался в Симферопольском высшем военно-политич. строительном училище и полгода служил рядовым в воинской части под г. Запорожье.

В 1984 поступил на русское отд. филол. фак-та ЛГУ. Занимался в семинаре Г. В. Иванова. Тема дипломной работы: «“Роман” А. О. Осиповича-Новодворского ». По окончании ун-та (1989) был направлен на работу учителем средней школы № 1 в г. Приозерск Лен. обл., с 1997 преподавал в школе № 5 и Православной гимназии во имя прп. Сергия и Германа Валаамских.

В 1992–95 обучался в заочной аспирантуре ИРЛИ РАН; 12.2.1996 защитил канд. дис. «Духовные писатели как литературные критики (1850–1900)» (науч. рук. В. А. Котельников). Перв. научные публ. - статьи «Духовные пастыриXIXв. об А. С. Пушкине» и «Митрополит Московский Филарет и культура пушкинского времени» (Пушкинская эпоха и христианская культура. СПб., 1994. Вып. 2, 6). Д. занимался исследованием лит. критики ряда ныне малоизвестных, а на деле весьма значимых для русской культуры писателей-богословов: «Дух Христов в мирском делании: религиозное оправдание культуры в деятельности архимандрита Феодора (А. М. Бухарева)» (Сфинкс. 1995. № 1), «А. М. Бухарев (архимандрит Феодор) как лит. критик» (Христианство и русская лит-ра. СПб., 1996. Сб. 2), «“Отцы и дети” И. С. Тургенева глазами духовных критиков» (Лит-ра в школе. 1996. № 5), «Портрет в церковной проповеди как литературно-критический жанр: О “поучениях” архиепископа Никанора (Бровковича)» (сб. «Русский лит. портрет и рецензия». СПб., 1999), «“Продолжатель дела Христова на земле” (А. С. Пушкин в оценке профессора А. П. Лопухина)» (Христианская культура. Пушкинская эпоха. СПб., 2000. Вып. 12), а также изучением проблемы филологич. «христианизации» русской классики: «Письма к Гоголю. О книге Ю. Барабаша “Гоголь. Загадка «Прощальной повести»”» (Кн. обозрение. 1994. 7 июл.), «Тема “Православие и русская лит-ра” в публикациях посл. лет» (Русская лит-ра. 1995. № 1), «Притяжение Оптиной: американский исследователь об “иконном видении” в русской лит-ре» (Там же. 1997. № 2) и др.

Занимаясь библиографич. изысканиями, Д. составил указатели: «Библиография трудов А. М. Бухарева (архимандрита Феодора). Библиография работ об А. М. Бухареве (архимандрите Феодоре) (1860–1996)» ( Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): рro et contra: СПб., 1997 ) ,«Христианство и новая русская лит-ра XVIII–XX вв. 1800–2000» (СПб., 2002; в соавт. с Л. Дмитриевой), «Постатейная роспись журнала “Русская беседа”» (сб. «“Русская беседа”: история славянофильского ж-ла». СПб., 2010), «Борис Федорович Егоров. 1951–2016» (СПб., 2016) и др.

Д. принимает участие в подготовке ряда Полн. собр. соч.: с 1997 Н. С. Лескова в 30 т. (М., 1996–), с 2009 свт. Феофана Затворника в 42 т. (М., 2011–), с 2010 С. Т. Аксакова в 12 т., с 2011 А. К. Толстого в 5 т., с 2014 В. В. Розанова в 35 т. и И. С. Аксакова в 12 т., с 2016 К. С. Аксакова в 7 т., с 2017 Ап. А. Григорьева в 12 т., с 2018 А. С. Хомякова в 10 т.

В 1999–2006 работал ст. науч. сотрудником Гос. музея-крепости «Корела» в Приозерске, был экскурсоводом, лектором и организатором научно-просветительских занятий, науч. консультантом и участником ряда радио- и телепрограмм. С 1995 опубл. в центр. и региональной печ. более 600 ст., заметок, книг и буклетов по краеведению Карельского перешейка. Среди них «Кякисалми–Корела–Кексгольм–Приозерск» (Приозерск, 2000), «”Праотечественная крепость”: история и культура» (СПб., 2002), «Первый карельский епископ» (Петрозаводск, 2004), «Приозерская земля: история и культура» (СПб.-Приозерск, 2004; 3-е изд.: 2009; в соавт. с А. Лихим), «Старый Кексгольм: взгляд сквозь время» (СПб., 2006), «Петр I и Кексгольм» (СПб., 2010). Был ред.-сост. «приозерского краеведческого альм. «Вуокса» (1999–2003. Вып. 1–3), где публ. ист. и лит.-критич. статьи и стих-я. Продолжал изучение темы «христианство и лит-ра» в ст. «Теодицея в религиозной поэзии декабристов А. П. Барятинского и В. К. Кюхельбекера в свете их духовной биографии» (сб. «14 декабря 1825 года». СПб.-Кишинев, 2002. Вып. 5), «Православная Мнемозина (Религиозные мотивы в тв-ве Ларин Параске)» (сб. «Нет родной сторонки краше…». СПб., 2006) и др.

В 2000–07 работал ст. преподавателем (с 2005 доцент) СПб. Академии управления и экономики: читал лекции по культуре речи, этике и эстетике, речевым коммуникациям, истории СПб., религиоведению, истории педагогики, этике и эстетике.

С 1.3.2006 ст. науч. сотрудник ИРЛИ РАН, возглавил Отд. библиографии и источниковедения; с дек. 2008 зав. Центром по изучению традиционалистских направлений в русской лит-ре Нового времени.

Изучая тв-во незаслуженно забытого славянофила Н. П. Гилярова-Платонова, опубл. его соч.: «Из пережитого. Автобиографич. воспоминания» ( СПб., 2009. Т. 1–2 (Лит. памятники); в соавт. с И. Птушкиной и Л. Дмитриевой ) ; «Последние дни Помпеи. Семинарские опыты в стихах и прозе (1837–43)» (СПб., 2009), «Нечто о Русской церкви в обер-прокурорство К. П. Победоносцева» (Разумевающие верой. СПб., 2011) и переписку Н. П. Гилярова-Платонова с К. П. Победоносцевым (Там же), Рцы (И. Ф. Романовым) (сб. «Возвращение Н. П. Гилярова-Платонова». Коломна, 2007), Т. И. Филипповым (Историко-философский ежегодник'2008. М., 2009), А. М. Гальперсон (Ежегодник РО ПД на 2007–2008 гг. СПб., 2010), А. М. Бутлеровым (Пчеловодство. 2011. № 7), Н. В. Шаховским (Христианство и русская лит-ра. СПб., 2012. Сб. 7), И. С. Аксаковым (Люди русской правды. СПб., 2018) и др., а также монографию «Н. П. Гиляров-Платонов и русская лит-ра 1850–80-х» (СПб., 2018) и более 100 статей о нем, среди кот. «Жизнь есть подвиг или наслаждение? Православная социология и “русская идея” в оценке “либерального консерватора”: Н. П. Гиляров-Платонов versus И.-К. Блюнчли» (Вестник РХГА. 2007. № 1), «Становление речевой личности христианина (на мат-ле дневников и писем молодого Н. П. Гилярова-Платонова)» (Dzienniki, notatniki i listy pisarzy rosyjskich. Warszawa, 2007), «Н. П. Гиляров и его газета» (Москва. 2008. № 5), «Филаретовский юбилей 1867г. и кончина святителя в оценках “триумвирата” моск. консерваторов (И. С. Аксаков, Н. П. Гиляров-Платонов, М. Н. Катков)» (Филаретовский альм. М., 2009. Вып. 5), «Н. П. Гиляров-Платонов и С. Т. Аксаков (к истории знакомства и взаимоотношений)» (Русская лит-ра. 2010. № 4), «Н. П. «Гиляров-Платонов и Катков: публицисты-антиподы в полосе взаимного тяготения» (Литературоведч. журнал. 2013. № 32), «Н. П. Гиляров-Платонов и цензура» и «Мат-лы для биографии Н. П. Гилярова-Платонова из петерб. архивов» (Н. П. Гиляров-Платонов: Исследования. Материалы. Библиография. Рецензии. СПб., 2013), «А. С. Хомяков и Н. П. Гиляров-Платонов (к истории знакомства и творч. взаимоотношений)» (Исследоват. Ж-л русского языка и лит-ры. Тегеран, 2015. № 2), «Н. П. Гиляров-Платонов - критик педагогических идей Л. Н. Толстого» (Острова любви БорФеда. СПб., 2016), «Пастырское богословие в публицистике Н. П. Гилярова-Платонова» (Вестник РХГА. 2017. № 2), «Ап. А. Григорьев и Н. П. Гиляров-Платонов в спорах о назначении искусства и творчестве Пушкина и инока Парфения (Аггеева)» (Печать и слово Петербурга (Петерб. чтения–2018). СПб., 2018).

Подготовил сб. непереиздававшихся очерков Н. С. Лескова «Иродова работа. Русские картины, наблюдения, опыты и заметки. 1882–85» (СПб., 2009) и ряд статей о нем, в т.ч. «Н. С. Лесков и Остзейский вопрос: треволнения этнорелигиозной неангажированности» (Христианство и русская лит-ра. СПб., 2010. Сб. 6), сб. ст. и писем Ю. Н. Говорухи-Отрока «Во что веровали русские писатели?» (СПб., 2012. Т. 1–2; в соавт. с Евг. Ивановой), сб-ки: «1900 год в неизвестной переписке, статьях, рассказах и юморесках В. Розанова, И. Романова-Рцы и П. Перцова» (СПб., 2014), «Воспоминатели мгновений: переписка и взаимные рецензии В. Розанова и П. Перцова. 1911–16» (СПб., 2015), собр. соч. Рцы (И. Ф. Романова) (СПб., 2016. Т. 1–2), «Крымская война в истории России и в жизни славянофильского семейства: переписка В. Аксаковой и М. Карташевской, 1853–56» (СПб., 2016; все в соавт. с Д. Федоровым), «Полн. собр. стихотворений» А. К. Толстого (СПб., 2016. Т. 1–2 (Лит. памятники); в соавт. с В. А. Котельниковым), «Переписка старших Аксаковых с детьми и внуками (1816–36)» (М., 2016; в соавт. с С. Н. Волковым и Т. Е. Петровой), «Ю. М. Лотман, З. Г. Минц - Б. Ф. Егоров. Переписка. 1954–93» (СПб., 2018; в соавт. с. Б. Ф. Егоровым) и др.

Опубл. ст. о рецепции религиозной критикой тв-ва Х. Ибсена: «“Ибсен… приближает нас к Богу…” (Тв-во норвежского драматурга в оценке русской духовной критики нач. ХХ в.)» (сб. «Тв-во Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте». СПб., 2007), «“Росмерсхольм” как явление “христианского театра”: актриса И. Аполлонская-Стравинская и ее книга о драме Х. Ибсена» (Вопросы лит-ры. 2009. Вып. 6) и Ф. Достоевского: «“Муж Креста Христова” или “плоть от плоти общества”? (Духовные писатели и религиозные мыслители 1880-х - нач. 1890-х гг. о Достоевском)» (альм. «Достоевский и мировая культура». М., 2009. № 25), а также ст. о неизв. страницах церковной жизни XIX в.: «Святитель Филарет в годы Крымской войны (по неизданным мат-лам архива Аксаковых–Карташевских)» (Филаретовский альм. 2010. № 6), «Спор о русской жертве за болгарских братий» (София: Альм. Уфа, 2013. № 3), «Славянофилы и немецкие старокатолики в ситуации вероисповедного размежевания (по неизданной переписке И. С. Аксакова с Ф. И. Тютчевым и И. Т. Осининым)» (Межэтнические и межконфессиональные отношения в русском фольклоре и русской лит-ре. СПб., 2013), « Столоверчение в усадьбе Абрамцево (по неопубликованной переписке В. С. Аксаковой с М. Г. Карташевской и К. С. Аксакова с Н. П. Гиляровым-Платоновым)»(Абрамцево: мат-лы и иссл. 2017. Сб. 13) и др.

Д. занимается публ. архивных мат-лов: печ. переписку Н. Т. Карташевской с С. Т. и О. С. Аксаковыми (Аксаковские чтения. Уфа, 2009), И. С. Аксакова с К. С. Аксаковым, Б. И. Ордынским, М. П. Петровским (сб. « “Русская беседа”: история славянофильского журнала ». СПб., 2010) и Рцы (И. Романовым) (Историко-философский ежегодник'2009. М., 2010), свт. Феофана Затворника с А. В. Горским (Православное кн. обозрение. 2011. № 2), П. П. Перцова с Рцы (И. Романовым) и В. Л. Кигном-Дедловым (Ежегодник РО ПД на 2009–10 гг. СПб., 2011; То же на 2011–12 гг. СПб., 2012), И. С. Аксакова с Ф. И. Тютчевым (Ежегодник РО ПД на 2013 г. СПб., 2014), а также обширный «Дневник. 1906–80» Р. Ивнева (М., 2012).

Д. сотрудничает со справочными изд., где напеч. ст. о еп. Иоасафе (Хотунцевском) (Православная энц. М., 2011. Т. 25), М. М. Кралине и Рцы (И. Романове) (Лит. СПб. XX в. СПб., 2011. Т. 1–2), А. С. Хомякове (Московская энц. М., 2012. Т. 1. Кн. 5), о Корельской и Орешской епархии и Корельском викариатстве (Православная энц. М., 2015. Т. 37), об архиеп. Филарете (Гумилевском) и А. С. Хомякове (Русские писатели. 1800–1917. М., 2018. Т. 6).

Был отв. ред. книг: «Прогулка в Тригорское» М. И. Семевского, «Всемирная история в лит-ре Др. Руси (на мат-ле хроногр. и палейного повествования XI–XV вв.)» Е. Г. Водолазкина, «Портретная миниатюра в России XVIII - нач. XX в. Из собрания Лит. музея Пушкинского Дома» и «Приютино. Антология русской усадьбы» (все - СПб., 2008), «Персонализм как поэтика: Лит. мир глазами его обитателей» О. А. Меерсон и «“Революционное христовство”. Переписка Мережковских с Борисом Савинковым» (обе - СПб., 2009), «“Так некогда поэт...” Проблемы науч. биографии Пушкина» С. В. Березкиной и «Жанр романа и тв-ва Алексея Ремизова (1910–50-е гг.)» А. М. Грачевой (обе - СПб., 2010), «Любовь со второго взгляда» М. М. Кралина (СПб., 2011), «Н. П. Гиляров-Платонов: Исследования. Мат-лы. Библиография. Рецензии» (СПб., 2013), «Острова любви БорФеда: сб. к 90-летию Б. Ф. Егорова» (СПб., 2016; в соред. с П. С. Глушаковым), «Русская классика. Сб. <…> к 85-летию <…> Н. Н. Скатова» (СПб., 2017; в соред. с Ю. М. Прозоровым), «“День” И. С. Аксакова. История славянофильской газеты» (СПб., 2017), «Люди русской правды. Переписка И. С. Аксакова (1855–86)» (СПб., 2018; обе в соред. с Б. Ф. Егоровым) и др.; активно занимается изд. редактированием.

Член СП СПб. (2013).

Лит .: Пантин В., диакон. Светская лит-ра с позиции духовной критики (совр. проблемы) // Христианство и русская лит-ра. СПб., 1999. Сб. 3; Егоров Б. Ф. Новинки из глубинки // Филол. записки. 2001. Вып. 17; Терпелова Т. О родной земле с любовью // Вести. 2005. 8 дек.; Исаченко Гр. Ист. энц. края на берегах Вуоксы и Ладоги // Красная звезда. Приозерск, 2006. 27 апр.; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории: 1905–2005. СПб., 2005; Викторович В. Коломна - «город полосатый» // Коломенская правда. 2010. 2 апр.; Славацкий Р. [Гацко Р.] Научный подвиг // Благовест. 2010. № 4; Давыдов Д. 1) Вторая публикация // Кн. обозрение. 2010. № 13; 2) Начало тв-ва // Там же. 2010. № 15; Зиновьева Е. [Рец. на кн.: Лесков Н. Иродова работа] // Нева. 2010. № 10; Кто есть кто в российском литературоведении: биобиблиогр. словарь-справочник. М., 2011; Тесля А. А.: 1) [Рец. на кн.: Разумевающие верой] // Вестник РГНФ. 2012. № 1; 2) «Афорист, мечтатель и вспоминатель мгновений» // Вестник ПСТГУ. Сер. I. 2016. № 3; Щербакова М. И. Книга «Из пережитого» Н. П. Гилярова-Платонова в серии «Лит. памятники» // Н. П. Гиляров-Платонов: Иссл. Мат-лы. Библиография. Рецензии. СПб., 2013.

Д. Федоров

  • Дмитриев Андрей Петрович