Днепров Владимир Давыдович


ДНЕПРÓВ (наст. Резник) Владимир Давыдович (Давидович) [11.6.1903, Киев - 14.4.1992, СПб.] - философ, литературовед.

В 1918 закончил ср. школу. Участник Гражданской войны. Шестнадцатилетним юношей ушел добровольцем в Красную Армию. В 1919–21 участвовал в боях против Деникина, польском походе, согласно личному делу инвалид Гражданской войны. Был тяжело ранен, затем направлен на руководящую комсомольскую работу (1921–25), учился. В 1920-х работал в Губкоме комсомола в Одессе. В 1923 вступил в РКП(б).

Оконч. философское отд. Ин-та красной профессуры в М. С 1929 преподавал в вузах М. и Л-да. В 1931–34 заведовал каф. истории философии и эстетики Саратовского гос. ун-та.

В 1935 был первый раз арестован, приговорен к 5 годам строгой изоляции. В 1940 освобожден из заключения и, не имея возможности вернуться в М., получил место преподавателя истории лит-ры в Воронежском пед. ин-те. По осень 1941 преподавал в Воронежском ин-те, участвовал в жизни Воронежской писательской организации. В Воронеже созрело решение перейти к литературоведению.

В 1942, когда ЛГУ был эвакуирован в Саратов, декан философского фак-та М. В. Серебряков и ректор А. А. Вознесенский пригласили Д. работать в ЛГУ для чтения курсов логики и истории эстетики. Преподавал в ЛГУ с 1942 по 1949. В 1942–47 - доц., в 1943–44 - зам. декана философского фак-та. В ЛГУ была написана канд. дис. « Проблема трагедии в эстетике Г.-Э. Лессинга » (канд. философ. наук - 1944), затем докт. исследование логики «Капитала» К. Маркса, однако защитить не пришлось, т.к. в 1949, накануне т.н. «ленинградского дела», секретарь Горкома партии П. С. Попков потребовал от ректора ЛГУ увольнения бывшего оппозиционера. Д., уволенный из ун-та, некоторое время преподавал в Лен. Театральном ин-те (1944–49) и в Консерватории, после ареста выслан в Красноярский край, где работал в рабочем поселке ночным сторожем.

Семнадцать лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке. После отбытия ссылки был амнистирован, получил возможность вернуться к преподавательской деятельности, но не в Л-де, а в Борисоглебске (с осени 1954), где опубл. первые статьи по проблемам эстетики. Преподавал в Борисоглебском гос. пед. ин-те.

Выйдя на пенсию, переехал в Л-д в 1960, перешел на профессиональное лит. положение. Был принят в СП СССР в 1959. Лит. псевдоним «В. Днепров» был взят Резником в кон. 1950-х, по возвращении из ссылки, т.к. только при этом условии он мог публиковать свои науч. статьи.

Осн. сфера интересов - русская классическая и совр. зарубежная лит-ра, проблемы поэтики романа ХIХ и ХХ вв. Однако Д. рассматривал произведения романистов и драматургов не в традиционном для литературоведения ключе, а в широком культурологич. контексте, в сопряжениях искусства слова с изобразительными искусствами, музыкой, философией, с проблемами нравственности, религии, политики, и каждое из таких исследований открывало и в самой лит-ре, и в культуре в целом новые стороны, нераскрытые до того глубинные процессы. В совр. науку прочно вошли результаты исследований Д. по вопросам реализма и модернизма, динамики взаимоотношений творч. метода и стиля в истории худож. культуры, связи нравственного и эстетического в искусстве, его значения как образного человекознания, выявление родившегося в искусстве ХХ в. нового жанра, названного им «романом культуры». При этом поразительной была органичность связи филигранного анализа конкретных худож. произведений - достаточно выразителен один только перечень имен: Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, М. Пруст, Ф. Кафка, Т. Манн, Г. Грин, Д. Стейнбек, Э. Хемингуэй, А. Камю, Б. Брехт, Т. Манн, Л. Арагон, В. Вулф, П. Пикассо, И. Стравинский, Д. Шостакович - и широких теоретич. обобщений. Д. был едва ли не единственным ученым, кот. решался полемизировать с М. М. Бахтиным, иначе трактуя соотношение диалогичности и авторской позиции в тв-ве Достоевского, и делал это весьма убедительно.

Автор книг, в т.ч. «Вопросы реализма» (1959), « Проблемы реализма » (Л., 1960, 1961), « Черты романа XX века » (М.-Л., 1965), « Литература и нравственный опыт человека» (1970), « Идеи времени и формы времени » (Л., 1980), « С единой точки зрения » (Л., 1989).

Особенно ярко своеобразие исследовательск. взгляда Д. на искусство слова проявилось в двух его монографиях, особенность кот. точно сформулирована в их названиях - « Литература как человековедение » (1978) и « Идеи. Страсти. Поступки » (1985), где романы Ф. Достоевского и Л. Толстого рассмотрены как формы образного познания психологии и поведения человека, кот. способно вскрывать недоступные научному, теоретич. познанию закономерности духовной жизни личности, соотношение рациональных и эмоциональных процессов, сознания и подсознания, мотивов и поступков.

Научная ценность работ Д. становится все более очевидной в наши дни, когда в сфере гуманитарного знания вырастает значение междисциплинарных исследований, преодолевающих доходящий до абсурдной крайности процесс специализации познания, т.е. за отдельными произведениями лит-ры, искусства, философии неумение видеть целостное бытие культуры. Именно в преодолении этого направления и вел свои исследования Д., в этом направлении его вели острота философско-культурологического зрения, талант и эрудиция.

Печатался в ж-лах «Вопросы лит-ры», «Иностранная лит-ра», «Новый мир», «Звезда», «Лит. обозрение» и др. Автор многочисленных оригинальных и ярких статей о лит-ре, музыке, живописи, эстетике - « О муз. эмоциях», «К понятию “модернизм”» (Иностранная лит-ра. 1973. № 3), «Матисс - весь солнце » (Лит. обозрение. 1979. № 2), «Старая истина осталась новой », «Судьбы новых форм» (Иностранная лит-ра. 1975. № 4), «Нужно разобраться», «Как спасись от потопа» (Лит. обозрение. 1977. № 10) и др. Много писал о Толстом - « Изобразительная сила толстовской прозы », « Толстой-художник: изменчивость характеров», «Толстой как писатель ХХ века» и др.

В посл. годы работал над мемуарами, но не успел завершить.

Жена - лит. критик Е. Д. Трощенко.

Архив: ОА СПбГУ. Оп. 26. ППС 1942–49. Св. 32. Д. 1492.

Соч. : Проблемы реализма. Л., 1060; Черты рмоана ХХ века. М.-Л., 1965; Лит-ра и нравственный опыт человека: Размышления о совр. зарубежной лит-ре. Л., 1970; Идеи, страсти, поступки: Из худож. опыта Достоевского. Л., 1978; Идеи времени и формы времени. Л., 1980; Строй противоречий в искусстве Достоевского: Стеногр. лекции, прочит. в Музее Ф. М. Достоевского. Л., 1980; Искусство человековедения: Из худож. опыта Л. Толстого. Л., 1985; С единой точки зрения: Лит.-эстетич. очерки. Л., 1989.

Лит .: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Каган М. С. Памяти большого ученого // СПб. университет. 1997. № 13; БЭС. М., 2000.

М. Каган

  • Днепров Владимир Давыдович