Добролюбов Александр Михайлович
ДОБРОЛЮ́БОВ Александр Михайлович [27.8(8.9) 1876, Варшава ― 1945(?), ст. Уджары, Азербайджан] - поэт.
Сын действительного статского советника, непременного секретаря по крестьянским делам в Царстве Польском. Получил домашнее воспитание. Отличался превосходной памятью, много и увлеченно читал. Знание иностр. яз. позволяло ему знакомиться в подлиннике с западноевропейской лит-рой. В теч. 5 лет учился в Варшавской гимназии. Отставка отца в 1891 побудила семью вернуться в Россию. После окончания 6-й СПб. гимназии опубликовал первую кн. стихов « Naturanaturans.Naturanaturata » (« Природа порождающая. Природа порожденная ») (1895) и в этом же году был без экзаменов принят на историко-филол. фак-т СПб. ун-та. Победив искушение декадентства, Д. приходит к решению порвать с «жестоким развратом», изысканными ощущениями и доведенным до отвлеченности «безумием конечного мира». Об этом духовном перевороте Д. в письме к другу рассказывает: «Уже год совершался в глубинах моих новый переворот, и часто плакало сердце. Это время было самое тяжелое для меня» (РО ИРЛИ. Ф. 77). Идею своего опрощения и жертвенного подвижничества ради преодоления пропасти между «образованным» обществом и людьми труда он реализует в конкретных действиях: оставив ун-т и получив свидетельство о высшем образовании за 3 курса и отпускное удостоверение с правом на выезд, Д. раздает свои вещи, книги и рукописи, отрекается от дворянского звания в паспорте и весной 1898 начинает существование человека, живущего плодами своих рук. Такова была цель его ухода на Север, странствий по Олонецкой и Архангельской губ., пребывания в Соловецком монастыре, где он, будучи «трудником», носил вериги, готовясь принять послушание. Покинув монастырь для осмысления пути и обретения единомышленников в среде людей физического труда, Д. продолжает скитания. Через некоторое время, найдя сторонников, появляется в СПб. и в М. «Он был в крестьянском платье, сермяге, красной рубахе, в больших сапогах <...> Теперь он стал прост, теперь он умел говорить со всеми <...> И все невольно радостно улыбались на его слова. Даже животные шли к нему доверчиво, ласкались» (Брюсов В. Дневники. 1891–1910. М., 1927). «Уход» Д. в народ нес в себе религиозно-бунтарский характер, отождествляемый с грядущим социально-справедливым обновлением и коренным духовным преображением России. Он писал Н. Брюсовой в 1936: «Для меня всегда революция главным образом духовный переворот» (РО ГБЛ. Ф. 386). Д. последовательно осуществлял свое бескомпромиссное решение круто изменить всю жизнь не только свою, но и тех, кто соединится с ним. После мн. преследований, ложных обвинений в умственном расстройстве (см.: Рисунки из сумасшедшего дома (Лит. эссе) // Сев. цветы. 1902), проживания под надзором полиции, арестов, суда и даже краткого отбывания тюремного заключения Д. к 1906 перебирается к своим единомышленникам, попадает в среду крестьян на Урале, в Сибири, в Пермской, Рязанской, Самарской и Оренбургской губ. Становится авторитетным наставником для многих. Увлеченные возможностью независимого от властей труда, крестьяне объединяются в общины, именуя себя «добролюбовцами». Сам же Д., являя всем пример праведно-бескорыстной жизни, работает батраком преимущественно у самых бедных и отказывается от оплаты своего труда. Главным с момента «ухода» и опрощения стал для Д. принцип «невидимого делания», основой которого стал ручной труд. Д. ограничивался тем, что крестьяне кормили его, давали ночлег, иногда одежду. Важной частью принятого на себя добровольного протеста против «образованного» общества и людей умственного труда стал для него строжайший самозапрет на писательство, касающийся и писания стихов: «Несмотря на сильнейшее желание, не прикасаться к перу...» (письмо Д. к брату Г. М. Добролюбову (июль 1912), хранящееся в личном архиве Г. Е. Святловского). Период «невидимого делания», т.е. непрерывного ручного труда, охватывает примерно 1898–1944. Странствуя по России пешком, Д. то останавливался подолгу, то уходил и менял пристанище. Однако в действительности это не было бродяжничеством и скитанием нищего: Д. сам на себе выверял реальные возможности создания в России независимой общины земледельцев-крестьян - «свободных христиан». Он прошел со своей проповедью по Крайнему Северу и Зауралью, по средней полосе России (Рыбинск, Бологое, Самара), по некот. районам Азербайджана и Армении, изредка посещая М. и СПб.
Основу религиозно-философского учения Д. составляют заветы, отчасти повторяющие по форме Нагорную проповедь Иисуса Христа, но вполне оригинальные. Они включены в третий сб. « Из книги невидимой ». Фактическими сост. и издателями этой книги явились в отсутствие автора жена В. Брюсова Иоанна и его сестра Надежда (единомышленницы Д.; последняя в 1930-е - корреспондент и адресат лирики Д.), кот. Д. оставил все рукописи в полное распоряжение.
Сб. «Из книги невидимой» содержит духовные притчи, откровения, покаяния, стихи и письма Д., его обращения в ред. ж. «Весы», к известным писателям и знакомым, а также отречение от прежних заблуждений с осуждением «бывших единомышленников».
«Уход» Д. в «невидимое делание» не был сектантством; ошибочно утверждать и то, что будто бы Д. пришел к атеизму. Познав свободную волю своего «я» и признав «Бога как добро», веры (как он сам писал) Д. «не откинул», но стал видеть мир иначе. Д., как и др. харизматическим людям России, выпало пережить редчайшее озарение «светом своей личности», кот. был не чем иным, как продолжением света Творца (письмо Д. от 24 авг. 1940 к единоверцам // Прометей. М., 1980. Вып. 12).
Свежему осмыслению жизненного пути, тв-ва и философских исканий Д. как поэта и действенного склада мыслителя способствует новонайденная (с авторской правкой) копия его трактата « Миросозерцание » (РО Музея Л. Н. Толстого), переписанная одним из его последователей среди интеллигенции (Н. Брюсова, А. Колесниченко, Л. Семенов-Тян-Шанский, Н. Суткова, И. Ярков и др.). Д. то страстно утверждал, то осторожно советовал, то горько сетовал: «Человеку нужно только очиститься, и тогда для него будут возможны и откровение, и непосредственное общение с духовным, невидимым миром, и чудеса <...> как смерть - так тяжела мне ваша жизнь. Только телом и разумом занимаетесь все вы, а духа не знаете. Даже своего духа не знаете вы, а Дух Божий сокровенен от вас» («Из книги невидимой»). Романтический максимализм Д., его «ум, крайний в своем отрицании всего эмпирического» (Вл. Гиппиус), вели его через декадентско-анархический бунт и через ряд духовных кризисов к формированию цельного философско-религиозного миросозерцания, к осмыслению христианства и его православно-жизнестроительной основы. Д. шел по этому пути с присущей ему, как отмечали современники, волей всегда и во всем идти «до конца», не только проводить в жизнь, но и проверять на себе все крайности декадентства (индивидуализм с искусами эмансипации и эстетизма, с «ядами» небытия, с проповедями идей самоубийства или самообожествления и т.п.). А. Белый писал: «...путь Александра Добролюбова: уже девять лет вместе с Власом идет он к „светлому граду новой жизни”. Этот одинокий образ русского символиста, поборовшего нашу трагедию, не может не волновать нас: мы тоже пойдем, мы не можем топтаться на месте: но... куда пойдем мы, куда?» (Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994).
«Самозапрет» на тв-во позднее был самим Д. преодолен; в кон. 1930 он вернулся к поэзии. В ранний период Д., хорошо знавший в подлинниках французских символистов, стремился к проникновению в область сверхчувственного, фактически он может быть назван одним из родоначальников русского символизма. Характеризуя поэзию Д. до его «ухода», поэт И. Коневский, автор вступ. статьи «К исследованию личности А. Добролюбова» во втором его сб. « Стихотворения » (1900), пишет об «особом творчестве», «составленном из отражения и теней». Сам Д. называет свое видение мира «моментализмом». Д. имел в виду мгновенность Божественного «озарения свыше разума», кот. в значительной мере интуитивно, не подвластно поэту, его интеллекту. Первые две поэтич. книги Д. не только были встречены непониманием, но и вызвали нападки критики за попытку поэта соединить поэтич. слово с музыкой, за его идею синтеза искусств. В то же время общественное признание получили такие стихи, как « Встал ли я ночью...», «Дочери народа», «Открою уста в гаданьи», «Каждый звук церковного звона», «Жалоба березки в Троицын день ». Важным свидетельством творч. активности Д. является создание им ряда гимнов и псалмов, молитвенных стихов, исполняемых в те годы и до нашего времени в христианских общинах «добролюбовцев».
Поэтич. значимость поэзии Д. для широкого круга читателей подтверждена сегодня включением его стихов во все выходящие книги о видных поэтах Серебряного века. Судя по сохранившимся рукописям, Д. в 1930-е не только не утратил поэтич. дара, но и значительно обогатил его. Написанные в этот период стихи являются едва ли не лучшими из всего того, что было им создано за долгую и трудную жизнь. Обращает на себя внимание стих. « Ответ палестинской пальме Лермонтова »: «Я пальма пустынь аравийских, / Сожженная дня огнем / И ветром палящим сирийским, - / Мысль же всегда об одном: / Пусть пыль дорог жадно покрыла даже коренья, / Пусть зачахла в беспощадных пустынях даже листва, / Пусть мчатся звенья, за звеньями - звенья / Лестнице звеньев не будет конца» (Заветы для всех . СПб., 1995). Особенно тяжело жилось Д. после 1937, когда за «бесписьменность» (т.е. отсутствие документов) участились его аресты и какое-то время Д. находился в колонии НКВД, в г. Закатали Азербайджанской ССР. Там была написана одноактная драма « Пир в университетском городке Мадрида » (РО ГБЛ. Ф. 386) - своеобразный гимн вечной Женственности. Постановка драмы была осуществлена в 1993 в СПб. юношеским театральным коллективом (реж. Н. Михайлова).
О посл. годах Д. письменных свидетельств пока не обнаружено.
Современникам Д. был известен как поэт-символист Серебряного века, рано умолкнувший. Сегодня есть все основания говорить о нем и как о крупном философе действенно-религиозного склада. Это уловил еще Л. Толстой, с которым Д. встречался трижды. 20 июля 1907 Толстой записал в своем дневнике: «Нельзя проповедовать учение, живя противно этому учению, как живу я. Единственное доказательство того, что учение это дает благо, это - то, чтобы жить по нем, как живет Добролюбов».
Д. старался в меру своих сил помогать преодолению многовекового разрыва между наукой и религией, чтобы способствовать укреплению «разумной веры и верующего разума» (Станкевич Л., Харченко Л. Мат-лы VIII Международного конгресса психологов «Взаимодействие науки, философии и богословия в формировании духовно-экономического мышления». СПб., 1995). Д. стремился к «изучению чего-то необъяснимого, тщательному изучению всех, даже самых враждебных понятий и течений» (письмо к Н. Я. Брюсовой // РО ГБЛ. Ф. 386). Он внес свой ценный вклад в понимание философии религии, что нашло выражение в его худож. тв-ве. А. Закржевский в кн. «Религия. Психологические параллели» (1913) писал: «Слишком уж отвыкли мы от истинных боговидцев, от чудес, от подвижников, от святых - не хочется верить, что они еще среди нас... Но среди современных религиозных творцов личность Александра Добролюбова - единственная живая, яркая, необычная личность, и в ней загадка России, и в ней - ее святыня». Д. посвящали стихи А. Блок, B. Брюсов, Н. Клюев («Александр Добролюбов - пречистая свеченька»), Арс. Тарковский («Поэт начала века») и др.
Соч.: Natura naturans. Natura naturata = Природа порождающая. Природа порожденная. СПб., 1895; Собр. стих. / сост. В. Брюсов; вст. ст. И. Коневского. М., 1900; Из книги невидимой / сост. Н. Брюсова и И. Брюсова в отсутствии автора. М., 1905; Мои вечные спутники. М., 1906; Серебряный век. Петербургская поэзия кон. XIX - нач. XX в. Л., 1991; Русская поэзия Серебряного века. 1890–1917. Антол. М., 1993.
Лит .: Поярков Н. Поэты наших дней. М., 1907; Мережковский Д. Не мир, но меч. М., 1908; Чулков Г. Покрывало Изиды: Критич. очерки. М., 1909; Крайний А. [Гиппиус З.] Критика любви: Лит. дневник. СПб., 1908; Гиппиус В. Александр Добролюбов: Русская лит-ра XX в. 1890–1910. М., 1914. Т. 1; Азадовский К. Путь Александра Добролюбова // Блоковский сб. Вып. 3. Тарту, 1979; Кишилова А. Путь и тв-во Александра Добролюбова. Париж, 1979; Гроссман Дж. Александр Добролюбов / вст. ст. и комм. к ротапринтному изд. сб. Д. «Природа порождающая. Природа порожденная» (СПб., 1895) и кн. Д. «Собр. стихотворений» (М., 1900). Беркли, 1981; Гроссман Дж. Александр Добролюбов / Вст. ст. и комм. к ротапринтному изд. кн. Д. «Из книги невидимой» (М., 1905). Беркли, 1983; Крейд В. Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993; Оцуп Н. Океан времени. М., 1993; Святловский Г. Биогр. сведения о А. М. Добролюбове и др. мат-лы // Заветы для всех. СПб., 1995; Тарковский Арс. Поэт начала века (1959) // Поэзия Серебряного века / сост. М. Кралин. СПб., 1996; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина (1905–1941): в 2 т. / вст. ст., сост, комм. Д. С. Прокофьев. Псков: Гименей, 2007.
Г. Святловский, А. Терентьев-Катанский