Добужинский Мстислав Валерианович


ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород ― 20.11.1957, Нью-Йорк] ― график, живописец, театр. художник, педагог, мемуарист.

В 1895–99 учился на юридич. фак-те СПб. ун-та, в 1899–1901 ― в Мюнхене у А. Ашбе и Ш. Холлоши. В 1901 изучал технику офорта в мастерской В. Матэ. В 1909–17 ― художник МХТ. С 1906 по 1910 преподавал в Школе живописи и рисунка Е. Званцевой, в 1911–17 ― в Новой худож. мастерской. В 1914 мобилизован и зачислен художником в Главное управление Красного креста, выезжал для зарисовок на фронт в Галицию и Польшу. В 1918 избран хранителем ГЭ и членом совета Ин-та худож. экспертизы. В 1919–20 вместе М. Горьким участвовал в организации Дома искусств в Пг. В 1922 профессор АХ в Пг. В 1924 уехал из России в Литву, принял литовское гражданство. В 1925 работал для Рижского театра, в 1926 –29 ― для театра Н. Балиева « Летучая мышь » в Париже. С 1929 по 1939 ― ведущий художник литовского Гос. театра в Каунасе, преподавал в частной худож. школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 с группой каунасского театра уехал в Англию . С 1939 жил в США и Европе.

Член (с 1902) и участник выставок «Мир искусства» (1903–24, и в Париже ― 1927, 1928); член (с 1904) и участник выставок СРХ (1903–10); участник Международных выставок в Париже (1906, 1910, 1926, 1929), Венеции (1914), Лейпциге (1914), Мальме (1914), Берлине (1922, 1930), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930–32, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944), Нью-Йорке (1941, 1945–46, 1950–51).

Блестящий представитель Серебряного века русского изобразительного искусства, Д. замечательный мастер книги, тонкий и изысканный художник, по-своему неповторимо воспевший СПб.

Родился в семье генерал-лейтенанта артиллерии Валериана Петровича Д., потомка обрусевшего старинного литовского дворянского рода и оперной певицы Елизаветы Тимофеевны Борецкой. После ухода матери из семьи воспитывался отцом. Детство провел в СПб., где в 1884–85 учился в Рисовальной школе ОПХ, в Кишиневе и Вильно, где закончил гимназию. Способности к рисованию проявились у него рано, но вступ. экзамены в АХ не прошел, занимался в различных частных худож. школах: у княгини М. Тенишевой (1895), у Н. Дмитриева-Оренбургского (1897) и Л. Дмитриева-Кавказского (1897–99). Последний привил Д. интерес к гравюре и познакомил с некот. ее приемами. Уже в 1897 карикатуры и бытовые наброски молодого художника нач. печатать петерб. юмористич. журналы «Стрекоза» и «Шут». Но Д. чувствовал, что ему не хватает профес. образования и осенью 1899 уехал в Мюнхен в школу Антона Ашбе. Среди учеников мастера многие преуспели, в т.ч. и в России: Д. Кардовский, А. Мурашко, И. Билибин, К. Петров-Водкин, В. Кандинский и др. В Мюнхене же работал и др. изв. педагог – Шимон Халлоши. С его школой Д. отправился на юг Венгрии в г. Надьбанья для работы на пленере. В отличие от Ашбе, стремившегося к условности и декоративности в трактовке формы, здесь к натуре относились бережно и учили работать чувством, а не холодным рассудком. Д. усвоил принципы обоих учителей. В будущем его работы будет отличать сочетание рационального начала и эмоциональности. В школе Ашбе Д. подружился с И. Грабарем, кот. позже помог ему в СПб. войти в круг художником «Мира искусства». Увлечение журнальной и книжной графикой, культивирование линеарности и эстетизм «мирискуссников» импонировали Д., и вскоре он вошел в ядро объединения. Кратковременные занятия офортом в мастерской проф. императорской АХ В. Матэ многое дали Д. в профессиональном плане. За полтора года в ж. «Шут» он напеч. около четырех десятков рисунков: карикатуры на мелкие бытовые темы, театр. происшествия и спортивные события, оформил для ж. поэму В. Мазуркевича «Последний посев». В этот период Д. нач. публиковать свои работы: заставки, концовки и иллюстрации в ж. «Мир искусства» (1902–04), «Худож. сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–08), «Аполлон» (1909–15), «Сатирикон» (1908–10), в альм. «Белые ночи» (1907) и на открытках Общины св. Евгении (1902–10). Его журн. работы можно разделить на два типа: орнаментальные и построенные на реальных формах с опр. тематикой. События первой русской революции не прошли для художника бесследно. Его работы, обличающие самодержавие, опубл. в сатирич. ж. «Жупел» («Октябрьская идиллия» и «Умиротворение» ― 1905, № 1, 2) и в «Золотом руне» («Дьявол» ― 1907, № 1).

В 1900–10 Д. много ездил по городам России и Западной Европы, побывал в Венеции и Париже. Писал пейзажи Витебска, Вильно, Лондона, Брюгге, Гааги, Амстердама. Много работал акварелью, пастелью, гуашью, тушью. карандашом. Среди его работ «Омнибус в Вильно» (1906, пастель, ГРМ); «Провинция. 1830-е» (1907–09, акв., гуашь, граф кар.); «Витебск» (1919, акв., ГРМ) и др.

Значительное место в тв-ве мастера принадлежит СПб. и его окрестностям. Д. удалось передать свое, подчас трагическое, восприятие города («Старый домик». 1905, гуашь, графитный карандаш; «Человек в очках (портрет поэта и худож. критика К. А. Сюннерберга)». 1905–06, уголь, акварель, белила; «Окно парикмахерской». 1906, акварель, гуашь, уголь - все в ГТГ; и др.).

В сер. 1910-х Д. увлекся станковой литографией. Среди работ, в кот. нашли отражение урбанистич. фантазии художника, можно выделить «Город» (1915. ГРМ). В 1923 Комитет по популяризации худож. изданий (1920–30) напеч. альбом «Петербург в двадцать первом году». В нем подзаголовок ― «Рисовал на камне М. В. Добужинский» (тираж 1000 экз.). Интересно, что оттиски напеч. на бумаге различных цветов, а некоторые даже отдельно раскрашены ― в них ощутимо чувство некоей обреченности. Тщательностью рисунка, кот. стремится запечатлеть исчезающий облик, отличаются литографии цикла «Русская провинция» ― это виды Витебска, Пскова, Дно, Тамбова. Большая часть была напеч. в 1923 в Берлине, где художник изучал литографию во время творч. командировки 1923–24-го.

Наибольшую известность Д. получил как книжн. график и театр. художник. Его произведениям свойственна высокая культура исполнения и изысканность худож. решений. Работу в книжной графике художник начинает с создания обложек, связанных с содержанием кн. До нач. ХХ в. такая задача не ставилась, и Д. стал одним из первопроходцев, решающих задачу графич. единства кн. Среди его работ «Станционный смотритель» А. Пушкина (1906), «Морщинка» А. Ремизова (1907), «Портрет» Н. Гоголя (1909), «Тамбовскую казначейша» М. Лермонтова, «Тупейный художник» Н. Лескова (1922), «Белые ночи» Ф. Достоевского (1922), «Свинопас» Х. Андерсена (1917, изд. 1922), «Бедная Лиза» Н. Карамзина (1922), «Веселая азбука» Н. Павловой (1924, изд. 1925), «Примус» О. Мандельштама, «Бармалей» К. Чуковского (1924, 1926, 1927) и мн. др. Д. много работал над созданием марок и книжных знаков: марка кабаре «Бродячая собака» (1912), марка Худож. бюро Н. Добычиной, марка благотворительной Общины св. Евгении (1914), марка изд. Третьяковской галереи (1917), марка изд. «Всемирная лит-ра» (1918) и др.

Ист. реальность вынудила Д. в 1925 принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции складывалась непросто. Он продолжал работать для театра, редко выполнял заказы на оформление книг ― исключение «Три толстяка» Ю. Олеши (1928) и «Евгений Онегин» (1936) А. Пушкина.

В 1939 Д. выехал в США для работы над спектаклем «Бесы». Из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву вернуться уже не смог. Посл. годы занимался в основном сценографией. В 1943 исполнил цикл воображаемых пейзажей блокадного Л-да, серию фантастич. рисунков «Terra Incognita» (1950-e), графические циклы к поэмам и стихам М. Лермонтова (1941), к поэме А. Пушкина «Граф Нулин» (1942), оформил поэму А. Пушкина «Евгений Онегин» (Нью-Йорк, 1938, 1939, 1943; М.-Л., 1947), И. Бунина «Речной трактир» (Нью-Йорк, 1945), «Слово о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1951).

Посмертные выставки Д. прошли в Лондоне (Музей Виктории и Альберта, 1959), Л-де (ГРМ, 1965), Сполетто (Италия, 1971), Вильнюсе (1963, 1975), М. (ГЦТМ, 1975), Нью-Йорке (1979).

Соч.: Воспоминания. М., 1987.

Лит.: Врангель Н. Мстислав Валерианович Добужинский // Аполлон. 1911. № 2; Радлов Н. Совр. русская графика. СПб., 1914; Голлербах Э. Рисунки Добужинского. М.-Пг., 1922; Маковский С. Графика М. В. Добужинского. Берлин, 1924; Гусарова А. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и сов. искусству. М., 1965; История русского искусства. Т. 10. Кн. 1. М., 1968. Кн. 2. М., 1969; Сидоров А. Русская графика нач. ХХ в. М., 1969; Гусарова А. М. В. Добужинский (Альбом). М., 1982; Чугунов Г. Книжная и журнальная графика М. В. Добужинского // Сов. графика. М., 1984; Чугунов Г. М. В. Добужинский. Л., 1988; Воспоминания о Добужиннском / сост. Г. Чугунов. СПб., 1997.

А. Кононова

  • Добужинский Мстислав Валерианович