Долинин Вячеслав Эммануилович
ДОЛИ́НИН Вячеслав Эммануилович [31.1.1946, Л-д] - прозаик, обществ. деятель.
Отец - военнослужащий, мать - хлоратор Гл. водопроводной станции. «Родители познакомились на Ленинградском фронте, где мать служила в зенитном полку, а отец в штрафбате (до войны мать работала парикмахером, отец был курсантом военного училища). Семья распалась, когда мне было примерно четыре года… <…> Вскоре после рождения я был крещен в Спасо-Преображенском соборе. В дошкольном возрасте хотел научиться читать, но старшим некогда было заниматься моим обучением. Зато дома мне читали вслух Пушкина, Лермонтова, главы из “Войны и мира”. Некоторые стихи и поэмы классиков я заучивал наизусть <…> С первого класса начал читать разнообразную литературу. <…> “Глотал” книги по географии, получал призы на каких-то детских конкурсах по этой науке, был председателем школьного географического кружка. Читал популярную литературу по астрономии, зоологии, палеонтологии, истории, археологии, этнографии. Увлекался книгами путешественников…» (Автобиография / Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011).
В 1965 окончил Лен. техникум целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, в 1974 - экономич. фак-т Лен. ин-та целлюлозно-бумажной промышленности (заочное отд.). Параллельно окончил двухгодичные курсы соц. психологии при ЛГПИ им. А. Герцена. «В техникуме начал писать прозу. <…> Писал также сценарии для КВН и стихи <…>» («Автобиография»). Затем работал техником-механиком, инженером-экономистом, оператором, сменным мастером в газовых котельных.
С 1960-х занимался распространением самиздата. «До 17 лет я придерживался вполне ортодоксальных марксистских воззрений. <…> Став постарше, где-то к 17 годам, я начал замечать, что между идеологией и реальностью есть некие нестыковки. И попытался разобраться, в чем же дело. Выводы были для марксизма неутешительные» (Д.).
С 1975 участвовал в работе Религиозно-философского семинара Т. Горичевой (в 1978–80 семинары проводились на его квартире на ул. Воинова). Делал д-ды о сектах. Тезисы двух докладов (« Николай Ильин и Десное Братство » и « Духоборы ») опубл. в ж. «37» (1978. № 15, авг.). С кон. 1970-х Д. принимал участие в работе Семинара по общей теории систем С. Маслова.
Некот. время был членом редколлегии ж. «Часы» и ред. группы антологии «Острова» (под псевд. А. Антипов). Входил в «Клуб–81» с момента основания, был его казначеем; вместе с С. Коровиным выпустил два первых номера «Регулярных ведомостей», освещающих деятельность Клуба. Собирал информацию для «Хроники текущих событий». Печ. в реферативном ж. «Сумма» (псевд. Д. Р., без подписи), «Часы», «37» (без подписи) и «Посев» (О. В., Л. К., без подписи). В 1980–81 вместе с Р. Евдокимовым изд. «Информационный бюллетень СМОТа».
В 1982 был арестован по ст. 70 УК РСФСР за свои статьи и распространение антисоветской лит-ры («антисоветская агитация и пропаганда»). Был приговорен к 4 годам лагерей и 2 годам ссылки. Лагерный срок Д. отбывал в Пермских политлагерях, ссылку - в Коми АССР. « Большую часть своего лагерного срока я отработал токарем. Один из сезонов я отработал в угольной котельной. Но уже под конец срока я работал грузчиком, стружку металлическую перемалывал в специальном аппарате на металлолом. Работа была тяжелая, но после смены оставалось свободное время, и была возможность пообщаться. <…> Во всем Советском Союзе трудно было найти место, где одновременно собиралось столько разных и интересных людей <…> Некоторые читали лекции <…> Очень интересные и вполне доступные. <…> Делалось это практически полулегально. <…> Потом были неплохие библиотеки. Ведь мы с собой привозили в лагерь литературу. Потом литературу получали через систему книга-почтой <…>. Занимались, в частности, изучением языков…».
Освобожден весной 1987 по «горбачевской амнистии»: «…из своих шести, которых мне дали, я успел просидеть пять, а перестройка досрочно освободила меня в 87-м году».
«До ареста я читал Солженицына. Он писал о том, что благодарен судьбе за то, что отсидел. То же самое писал и Достоевский, то же самое писал и Махатма Ганди. Честно скажу, я не верил. Собственный опыт подсказал, что за подобной позицией очень серьезная основа. Я думаю, дело вот в чем: в каждом человеке заключен огромный потенциал, который в обычной, обывательской, спокойной жизни остается нереализованным. И вот когда человек оказывается в экстремальной ситуации, в нем раскрываются те ресурсы, которые в иных условиях раскрыться не могли. И человек становится сильнее. Человек, который вошел в тюрьму, и который вышел из тюрьмы, ― это два разных человека. И потому, никто из отсидевших о годах, проведенных в лагере, не жалеет» (Д.).
По возвращении в Л-д участвовал в работе демократич. организаций. В 1987 стал одним из основателей Лен. группы Международного об-ва прав человека, в 1988 участвовал в Организации «За Народный фронт». Избирался членом Координационного совета Лен. Народного фронта, председателем районной организации движения «Демократическая Россия». Входил в редколлегии Информационного бюллетеня Организации «За Народный фронт» и ж. «Демократия и мы». С 1990 - член НТС (Народно-трудовой союз). «НТС ― это единственная организация, созданная эмигрантами, которая сохранилась с 30-х годов. Она очень органично вписывается в русскую историю. Идее солидаризма, на мой взгляд, принадлежит будущее ― в противовес идее коллективизма, либерализма. НТС всегда привлекал меня своей последовательной позицией, своей независимой позицией. Мы и сейчас ни от кого не зависим» (Д.).
В 1989 выступил с д-дом « Четверть века неофиц. журналистики » на конференции «Независимая культура Л-да 50–70-х гг.». Печ. в альм. «Топка».
12 авг. 1992 был реабилитирован. 3 окт. 1993 оказался в М. в гуще «революционных» событий - у Белого дома и в др. местах, но под обстрел не попал.
В соавт. с. Б. Ивановым, Б. Останиным, Д. Северюхиным выступил автором и составителем знаменательной кн. «Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е. Лит. энц.» (2003), единственной в своем роде энциклопедии лен. неофиц. лит. движения. Дипломант Анциферовской премии (2003). Лауреат премии «Серебряная литера» (2004).
В соавт. с Д. Северюхиным изд. кн. «Преодоление немоты. Ленинградский самиздат в контексте независимого культурного движения 1953–91», посвящ. истории лен. литературного, общественно-полит. и религиозного самиздата от первых послесталинских лет до заката соц. эпохи. Авторы анализируют причины и обстоятельства возникновения самиздата как организованной формы независимого культурного движения, исследуют этапы развития и различные ветви этого сложного явления, ставшего неотъемлемой частью отеч. культуры XX в.
В кн. «Не столь отдаленная кочегарка» вошли воспоминания о событиях 1980-х. В ряде коротких зарисовок рассказывается о лит. «Клубе–81», о полит. преследованиях оппозиции, о пермских полит. лагерях, о поселениях в республике Коми, где автор отбывал ссылку. В кн. включены рассказы « В “собачнике” » и « Яма », напис. Д. на тюремно-лагерном мат-ле.
В 2008 вступил в движение «Солидарность». В 2010 вошел в оргкомитет инициативной группы Российского общенационального христианско-демократического движения.
В 1990-е и 2000-е принимал участие в организации мн. выставок и конференций, посвящ. истории неофиц. культурного движения, самиздата, движения сопротивления коммунизму, а также различным общественно-полит. проблемам (выступал с д-дами на легальных конференциях с кон. 1980-х). В те же годы участвовал в организации общественных акций, выступал на митингах.
Два года читал курс «Борьба за права человека в Советском Союзе в 1950–80-е годы» в Смольном ин-те СПбГУ. В 2007 и 2008 читал курс политологии в Философско-богословском ин-те.
В наст. вр. - член правления Об-ва «Мемориал» (СПб.), член Совета НТС и редколлегии ж. «Посев». Автор более ста публикаций на общественно-полит. темы в самиздате, зарубежных изд., в газ., ж. и сб. постперестроечной России.
Соч .: В «собачнике». Яма (Рассказы) // Часы. 1989. № 79; Лен. периодический самиздат сер. 1950–80-х гг. // Самиздат. СПб., 1993; Борьба за права человека. Ленинград 50–80-х // Посев. 1998. № 12; Оппозиция и репрессии: Мат-лы научно-практич. конф. Пермь, 1998; НТС в Л-де. 1950–70-е гг. // Тоталитаризм в России (СССР) 1917–91: Оппозиция и репрессии: Мат-лы науч.-практ. конф. / Отв. ред. Л. Обухов. Пермь, 1998; Михаил Нарица и его «Неспетая песня» // Посев. 1999. № 12; Петербургский омбудсман. Т. 1. СПб., 1999; Неподцензурная лит-ра и неподцензурная печать (Ленинград 1950–80-х гг.) // ИЛНЛ. СПб., 2000; Преодоление немоты. Лен. самиздат в контексте независимого культурного движения 1953–91 / В соавт. с Д. Северюхиным. СПб., 2003; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003; Не столь отдаленная кочегарка. СПб., 2005.
Лит.: Как звучала вольное слово / Инт. записал В. Захаров // Веч. Петербург. 1995. 1 февр; Самиздат 70-х: Чистый источник или бурный поток / Инт. записала П. Ростак // Пчела. 1998. № 12; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003; Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.