Долинина Наталья Григорьевна


ДОЛИ́НИНА Наталья Григорьевна [26.5.1928, Л-д - 6.9.1979, Л-д, похоронена на Комаровском кладб.] - прозаик, драматург, публицист, эссеист.

Отец - Григорий Александрович Гуковский, крещёный еврей, изв. учёный-литературовед; мать - русская дворянка. Подростком пережила войну: сначала в осаждённом Л-де, затем в эвакуации. В 1950 окончила филологич. фак-т ЛГУ, в Лефортовской тюрьме умер отец (очерк « Отец » был опубл. в ж. «Аврора» в 1974, а затем - в кн. « Просто размышления »); вышла замуж за К. Долинина, сына изв. литературоведа А. Долинина, родила близнецов. Со янв. 1951 работала в школе раб. молодёжи и затем 15 лет преподавала в лен. школах (воспоминания « Первые уроки » напис. в июле 1968, опубл. дочерью только через 20 лет). После вынужденного ухода из школы стала литератором. Была участницей «подписантской» кампании. В 1967 выступила в поддержку письма А. Солженицына об отмене цензуры. В 1972 подписала петиции в Верховный Совет СССР с требованием амнистии узникам совести и отмены смертной казни. Дружила с семьёй Е. Экинда и, когда его выслали, вела пост. переписку с ним и его женой.

Печ. начала с 1955. Писатель и публицист Ф. Вигдорова, о кот. Д. в 1967 опубл. ст. « Душа, которая слышит » (Детская лит-ра. 1966. М ., 1967), сыграла значительную роль в её судьбе. Уже перв. ст. Д. на темы воспитания - «Пустые места» , опубл. с помощью Вигдоровой в «ЛГ» (19.3.1955), вызвала у читателей большой интерес, и через 3 месяца (14.6.1955) появился «обзор откликов читателей» на нее. Неск. лет потом Д. все свои статьи и очерки сначала посылала Вигдоровой, а затем - в редакцию. На протяжении 1950–70-х во многих газ. и ж-лах («ЛГ», «Комсомольская правда», «Учительская газ.», «Смена», «Правда», «Известия», «Юность», «Детская лит-ра», «Нева» и др.) были напеч. десятки её статей по острым проблемам совр. школы и об-ва. В газ. последняя статья опубл. в 1975 (« Затянувшееся детство » - «Правда», 2 нояб.), а в ж. - в 1977 (« Так искренне, так нежно…» - «Воспитание школьников», май). За 25 лет лит. работы Д. напис. 8 публицистич. книг, 2 повести, 2 пьесы, 4 кн. о русской классике для школы.

Перв. небольшие опубл. книги Д. - «Мои ученики и их родители» (1959), «Человек - людям» (1961), «Против эгоизма и эгоистов» (1961) - состояли из отд. очерков (9, 6 и 5 соответственно) и остались незамеченными критикой. Автор рассказывает о неск. семьях, с кот. ей пришлось столкнуться, работая в школе. Общие темы воспитания детей и острые нравствен. проблемы объединяют все очерки. Вопрос об эгоизме людей - взрослых и детей - является одним из самых важных для автора. На следующую кн. «Сколько стоит хлеб » (1963), состоящую из 14 очерков, откликнулись уже несколько газ. («Смена», «Лен. правда», «Комсомольская правда») и ж-лах («Новый мир», «Школа-интернат»). Это раздумья учительницы «о времени, о своих учениках и о себе, о том, что есть призвание быть учителем» (Б. Черняков), это «книга для широкого читателя... о нашем будущем» (Л. Кабо), о том, «каким должен быть совр. человек» (С. Сивоконь). «Красной нитью через всю книгу Н. Долининой проходит мысль об уважении к тем, кого воспитываешь» (Н. Богомолова, Т. Муравьёва). Книга привлекает, как отмечает В. Швейцер, «прежде всего чувством ответственности за всё, чем и как живёт сегодняшняя современная школа».

В кн. «Взрослые или дети?» (1965), адресованной учителю, «проблема школы представляется как проблема воспитания» (Л. Байдак). В 8 очерках автор рассказывает о работе классного руководителя и о старшеклассниках, кот. являются уже в значительной степени взрослыми, самостоятельными и требуют к себе соответствующего отношения. В кн. «Звание мужчины » (1970) автор обращается прежде всего к старшеклассникам, будущим мужчинам. Учитывая законы возраста и опираясь на лит. материал (образы тех мушкетёров, капитана Тушина), автор подводит читателей к выводам о необходимых качествах мужчины: «умение самому справляться со всеми своими проблемами», «настоящий мужчина - тот, у кого есть дело… кто всякое дело прежде всего хочет сделать сам». В кн. «Дорогие родители! » (1975) автор размышляет над проблемой воспитания в семье, делится раздумьями о роли родителей в формировании характера детей. Кн. «Просто размышления» (1977), предназначенная для детей среднего и старшего возраста, стала итоговой в публицисте Д. Автор в предисл. объясняет гл. задачу: «…поделиться своими размышлениями о тех вопросах, кот. непременно решает для себя каждый человек… В чём счастье? Что такое дружба и что такое любовь? В чём долг каждого человека перед людьми? В чём сложность наших отношений с родителями?» Своеобразием книги стало то, что построена она почти сплошь на лит. материале (русская классика, роман А. Дюма «Три мушкетёра»). По мнению М. Гуревич, «сочетание серьёзности авторской этической позиции со знанием пристрастий и запросов юношества ставит книгу Д. в ряд лучших произведений детской публицистики послед лет».

Перв. повесть Д. «Мы с Серёжкой близнецы» (1962) получила высокую оценку критиков: «умная, хорошая, добрая книга» (Л. Никольский). Гл. герои кн. - это второклассники, 8-летние близнецы Серёжа и Маша, от лица которой и ведётся рассказ. «Они живут весьма сложной и беспокойной жизнью… день за днём близнецы усваивают важнейшие нравственные понятия» (Е. Калмановский). В мир героев входят семья и школа, родители и друзья. Во 2-й повести - «Разные люди» (1976) - Д. рассказывает о жизни учеников школы рабочей молодёжи, об их молодой учительнице Ирине Сергеевне, только что окончившей ун-т. В книге 8 глав, и в каждой из них на 1-й план выходит одни из учеников. Автор «порою даже нарочито сталкивает в спорах старое и молодое поколение и утверждает: нет конфликта поколений, а есть та преемственность, что всегда составляет основу всей жизни» (К. Николаева). Кн. родилась на основе сценария многосерийного телеспектакля под тем же названием, кот. был поставлен в 1974.

В 1964 А. Эфрос поставил спектакль по пьесе Д. «Они и мы» в Центр. детском театре в М. Это пьеса о трёх днях школьной жизни старшеклассников, в теч. кот. были диспут, ссора, драка, заседание комитета комсомола, товарищеский суд. Открытая публицистичность произведения проявляется уже в прологе, когда звучит хор школьников: «Мы хотим, чтобы каждый из вас задумался над своей жизнью!» В 1968 опубл. пьеса Д. «Дети как дети» , в кот. гл. героями стали ученики 6-б класса. Проблема взаимоотношений взрослых и детей является главной в пьесе. В 1977 реж. И. Селезнёва поставила телефильм по сценарию Д. и Г. Полонского « Перевод с английского» . Известные актёры Г. Тараторкин (студент-практикант В. Дудин), М. Булгакова (учительница английского яз.), А. Джигарханян (отец одного из шестиклассников) глубоко исследуют поставленные в произведении нравственные проблемы.

Особое место в творч. наследии Д. занимают книги о русской классике, предназначенные для юных читателей, книги, представляющие не науч. исследования и не комментарий, а свободный разговор о героях Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского, о «тех нравственных проблемах, кот. волнуют читателя и сегодня» (Н. Неуймина). Уже на кн. «Прочитаем “Онегина” вместе» (1968) откликнулись ж. «Вопросы лит-ры», «Звезда», «Нева», «Лит-ра в школе», «Детская лит-ра». Как отмечают рецензенты, «книга Д. учит не только читать Пушкина, она учит ребят думать и анализировать» (Е. Холшевникова), «живостью изложения, влюблённостью автора в Пушкина, интересно поставленными вопросами она привлечёт читателей… привьёт им культуру чтения, любовь к Пушкину» (А. Крундышев). Гурвич, признавая несомненные достоинства книги («Доступное старшекласснику и вместе с тем серьёзное раздумье над пушкинским текстом - и основа, и главное достоинство книги»), отмечает и недостатки: есть «неоправданная категоричность» в некот. утверждениях, «смущает безоговорочное отождествление лирического “я” романа с А. Пушкиным», не раскрыто «узловое для пушкинской эстетики понятие реалистического романа». В. Никитин многие «частные неудачи» кн. объясняет «огромной трудностью жанра: Д. - одна из очень немногих, кто отваживается говорить о Пушкине с детьми по существу, вести с ними серьёзную беседу о главном - о творчестве, и вести её в жанре свободного, непритязательного и в то же время широкого и квалифицированного разговора, в жанре не монологической лекции, а совместного чтения».

Из рецензентов кн. «Печорин и наше время» (1970) наиболее глубокий анализ её предлагает И. Виноградов. «Перед нами, - пишет он, - литературно-педагогическое кредо автора, своего рода манифест и декларация… Её построчный комментарий к “Герою…” - это комментарий прежде всего непосредственно-жизненный, нравственно-психологический… Лишь живое восприятие литературы способно раскрыть действительно главное в ней - её всегда живую душу, то, ради чего она создаётся и чем живёт в поколениях». Но далее критик справедливо отмечает, что, «занятая непрерывным обсуждением поступков Печорина с позиций непосредственного нравственного чувства и чисто психологической», Д. «совершенно сознательно оставляет в стороне мировоззренческую проблематику романа, полагая, видимо, что для юного читателя всё это слишком сложная материя».

Высокую оценку кн. « По страницам “Войны и мира” » (1973) дал В. Орлов: «Книга её не только заражает любовью к великому творению Толстого, но и подкупает глубиной и свежестью истолкования его идей и характеров… Переоценить воспитательное, просветительское и более того - общекультурное значение такого рода книг невозможно». Кн. « Предисловие в Достоевскому » (1980) стала последней в тв-ве Д. Для разговора о Достоевском выбран роман «Униженные и оскорблённые», потому что, как пишет Л. Гребенникова, «начинать читать Достоевского… лучше именно с этого романа - он более доступен… И этот роман представляет собой как бы первые наброски к “Преступлению и наказанию”, “Идиоту” и многим другим произведениям писателя».

Книги Д. вызвали появление и отрицательных рец. Напр., А. Обертынский делает акцент на недостатках: Д. «предложила своим юным читателям выдержанный образец наивно натуралистических объяснения классиков… Под пером Н. Д. пушкинский роман и толстовская эпопея выглядят как бойкий фельетон на современные морально-бытовые темы… Пушкин и Толстой здесь лишь повод для эмоциональных рассуждений на популярные “молодёжные” темы: о долге, о дружбе, о любви». Но неоднократные переиздания книг Д. о русской классике свидетельствуют о сохраняющемся интересе к ним читателей: школьников, учителей и методистов.

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 148. 135 ед. хр. 1955–72 гг. - включает рукописи: книги для школьников «Прочитаем “Онегина” вместе», «Печорин и наше время», «По страницам “Войны и мира”» (1966–72); повести, рассказы, пьесы, сценарии (1958–72); статьи; очерки: «Мои ученики и их родители», «Об эстетическом воспитании», «Дети - литература - нравственность», «О профессии учителя», «О педагогическом браке» и др. (1955–70). Рецензии на книги Д., письма и др.

Соч.: Мои ученики и их родители: Очерки. М., 1959; Против эгоизма и эгоистов. Л., 1961; Человек - людям. М., 1961; Мы с Серёжкой близнецы: Повесть. М., 1962; Сколько стоит хлеб. М.-Л., 1963; Взрослые или дети? М., 1965; Они и мы: Пьеса. М., 1965; Дети как дети: Пьеса. М., 1968; Прочитаем «Онегина» вместе. Л., 1968 (1971, 1985, 1998, 2001, 2005); Звание мужчины. Свердловск, 1970; Печорин и наше время. Л., 1970 (1975, 2002); По страницам «Войны и мира». Л., 1973 (1978, 1999, 2004); Дорогие родители! Л., 1975; Разные люди: Повесть. Л., 1976; Долинина Н., Полонский Г. Перевод с английского. М., 1977; Просто размышления: Эссе. Л., 1977; Предисловие к Достоевскому. Л., 1980 (1997); Первые уроки // Нева. 1988. № 1; «Потребность души и совести…» Письма Н. Долининой // Нева. 1998. № 5.

Лит.: Никольский Л. Повесть для детей и для родителей // Лен. правда. 1963. 10 янв.; Калмановский Е. Долинина Н. Мы с Серёжкой близнецы // Звезда. 1963. № 2; Черняков Б. «…А надо о каждом» // Смена. 1963. 13 сент.; Кабо Л. «Я - учительница!» // Лен. правда. 1963. 30 окт.; Швейцер В. Долинина Н. Сколько стоит хлеб // Новый мир. 1963. № 11; Богомолова Н., Муравьёва Т. Книга о трудном счастье // Школа-интернат. 1964. № 4; Гурвич И. Приглашения к чтению // Лит-ра в школе. 1969. № 2; Никитин В. Разговор об «Онегине» // Вопросы лит-ры. 1969. № 5; Крундышев А. Интересно и спорно // Нева. 1969. № 6; Холшевникова Е. Н. Долинина. Прочитаем «Онегина» вместе // Звезда. 1969. № 6; Виноградов И. Как писать для юношества? // Лит-ра в школе. 1971. № 6; Банк Н. Литературоведение - детям // Детская лит-ра. 1972. № 1; Орлов В. О «начале всех начал» // Аврора. 1973. № 7; Марченко А. Не просто факты, но их осмысление! Заметки о школьном пушкиноведении // Детская лит-ра. 1974. № 6; Гребенникова Л. Тайна обаяния // Семья и школа. 1981. № 10; Гуревич М. Разговор честный и мужественный. Заметки о детской публицистике // Детская лит-ра. 1983. № 12; Семёнова В. «…И перед злом ты гордым не поник челом» // Семья и школа. 1989. № 10; Неуймина Н. «Пока в нас сердце замирает…» (К 70-летию Н. Г. Долининой) // Невское время. 1998. 23 мая; Эткинд Е. Потребности души и совести: Письма Н. Долининой семье Эткинда // Нева. 1998. № 5; Савельева Н. Бестселлеры ушедшей эпохи? // Первое сентября. 2002. 15 окт.; Рубашкин А. В доме Зингера и вокруг него. СПб., 2003; Мархасев Л. Любовь в прямом эфире. СПб., 2005.

В. Влащенко

  • Долинина Наталья Григорьевна