Дольский Александр Александрович
ДÓЛЬСКИЙ Александр Александрович [7.6.1938, Свердловск] - поэт, музыкант.
Родился в артистической семье. Отец - Д. Александр Викторович, оперный певец, засл. артист РСФСР. Мать - Д. Елизавета Александровна, балерина, выпускница Лен. акад. хореографического училища им. А. Я. Вагановой. У Д. рано проявился муз. и лит. дар. «Первые ритмические строки с краесогласием, - вспоминает поэт, - я начал писать лет с девяти. Представление мое о поэзии началось с рифмованных текстов либретто», которые «в полном комплексе с музыкой знал практически наизусть» (Соч.: Стихотворения ). В раннем возрасте (под рук. лит. наставника проф. Н. В. Клементьева) познакомился с соч. Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, М. Кузмина, Н. Гумилева, Я. Голосовкера. Писание стихов началось с подражания классикам. Первым был С. Есенин. «А затем и Бодлер, и Уитмен, / Жак Превер и Верлен, и Рембо / Поделились Верой и Ритмом. / Им подыгрывал / Клюев рябой» (« Учителя », 1976), Пушкина полюбил в 25 лет. Раньше этому мешало «молодое преувеличение трюка в стихе». Отмежевываясь от «стадионной» поэзии, из поэтов-современников на перв. место Д. ставил А. Тарковского, Б. Пастернака и М. Цветаеву, сочетающую «виртуозную вербальную технику с грустью и отчаянием неразделенной любви к жизни, к человеку, человечеству» (Там же). С 10 лет Д. пел в театрал. хоре, тогда же стал учиться играть на гитаре, кот. стала спутником его жизни. После окончания школы работал слесарем на з-де «Уралэлектроаппарат» (1956–57), по вечерам пел в джазе. Был солистом нижнетагильского джаз-оркестра. Учился на строительном фак-те Уральского политехнич. ин-та (1958–63). Одновременно занимался на веч. отд. Свердловского муз. училища им. П. И. Чайковского по классу гитары. С 1-го курса ин-та играл в студенч. ансамбле на контрабасе, саксофоне, конферировал, писал тексты к модным танцевальным мелодиям. В 1961 принял участие в перв. послевоен. Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, после чего был приглашен в Свердловскую филармонию как солист-инструменталист (гитара).
Печ. начал в институтской газ. «За индустриальные кадры». Перв. публикация - стих. « Пианист » (нояб. 1958). Перв. песню « Мне звезда упала на ладошку » напис. в 18 лет.
После окончания ин-та работал инженером-конструктором в тресте «Уралстальконструкция» (1963–66), учился в аспирантуре Уральского политехнич. ин-та (1966–69), там же преподавал математич. основы экономики и организации строительного производства, занимался науч. исследованиями. С 1966 начинается активная концертная деятельность Д. Его песни звучат на радио и телевидении. В 1968 принимал участие в I Всесоюзном фестивале авторской песни (Новосибирск), стал победителем фестиваля самодеятельной песни памяти В. Грушина (1970). В нач. 1970-х имя Д. как барда получает всесоюзную известность, однако стихи его многочисленных песен, в кот. публика находила источник жизнеутверждения, и стихи, не положенные им на музыку, не проходили в печ. Цензура усматривала в них «красивости», «нарочитый эстетизм», отсутствие «советскости». По признанию Д., он в ту пору и позднее «выражал свое неприятие тех ценностей, что навязывались тогда обществу», когда «воспевание частной жизни в противовес общественной, призыв жить не так, как все, явно считалось крамольным» (К. Бурков). За Д. закрепилась репутация камерного эстета, стоящего в оппозиции к власти. Им интересовалось КГБ, не одобрявшее дружбы с А. Галичем и песен типа посвящения Высоцкому, где есть такие строчки: «осужденный на жизнь гладиатор, обреченный на вечность поэт» (« Осужденный на жизнь », 1976). Офиц. критика усматривала в песнях Д. отсутствие страстности: «Его песни, стихи - талантливы, но талант без страстности - это мало для настоящего художника» (Садчиков М. Из русской песни карнавала, пожалуй, не выйдет... // Комсомолец. Челябинск. 1978. 4 нояб.). Жизнь сформировала в Д. особое мироотношение: «Так много злости и отравы / Я через сердце пропустил, / Что быть жестоким и неправым / Нет ни желания, ни сил. / Как хороши людские лица, / Когда в них свет и вера есть. / И я попробовал молиться - / Молитва обратилась в песнь».
В 1975 переехал в Л-д, работал старшим науч. сотрудником в ЛенНИИ градостроительства. В 1979, по совету Арк. Райкина, принял участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стал лауреатом. Райкин пригласил Д. работать в Лен. театре миниатюр. Там он исполнял лирико-философские песни, выступал как актер. В 1960 у Д. выходит перв. грампластинка-гигант « Звезда на ладони ». В аннотации к диску Райкин писал, что стихи Д. «могут жить самостоятельной жизнью: они прекрасны сами по себе. Одинаково хороши удивительно человечные, задушевные, богатые метафорами лирические стихи <...> и цикл его сатирических стихов, и шуточные, такие, как подражания Бернсу, и стихи, посвященные людям искусства: “Балерина”, “Скрипач”, “Художник”, “Малютка Дейзи” » и др. Все они сердечны и проникновенны, исполнены изящества и жизни». Проработав в театре миниатюр около 2 лет, Д. ушел из него, полностью посвятив себя концертной деятельности. Он совершает творч. турне по России, Германии, США, Израилю, Австрии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании, Польше. Пластинки с песнями Д. выходят миллионными тиражами (вышло 10 альб.).
Перв. публикации стих. Д. в газ. и ж-лах появились в 1984, перв. сб. поэта « Пока живешь... » вышел в 1989 (Б-ка «Огонек») и был тепло встречен критикой. С. Бураго в рец. «Поэзия и позиция» писал: «В поэзии Дольского есть любовь и гармония, нравственная ответственность за близких и дальних, за все происходящее в мире». Открывавшее сб. стих. « Пока живешь ...» (1965), давшее название книге, воспринимается как программное: «Так хочется, пока живешь на свете, / наслушаться прибоя и скворцов, / настроить фантастических дворцов / и не бояться быть за них в ответе, / на громкие слова слывя скупцом, / не замечать обиды и наветы, / а если и придется быть купцом, / иметь в кармане ветры да планеты, / быть добрым сыном, правильным отцом, / усвоить суть свободы и запрета, / быть искренним, как в час перед концом, / и не жалеть о том, что не был где-то...»
Вслед за перв. сб. Д. выпустил ряд поэтич. кн. Среди них - « Четыре ангела » (1991), « Синий автопортрет » (1991), « Благословение » (1993), « Свет небес », « Песни Одиссея », « Летейское вино » (все - 1998). Гонорар от кн. «Четыре ангела» был направлен детям Чернобыля.
В посл. годы Д. издал 2 сб. сонетов и венков сонетов, заявив о себе как о мастере этой трудной поэтич. формы. Реформатор жанра, он удивил читателя обратным порядком строк магистрала в некот. венках сонетов, сократив венок до 14 сонетов, не нарушая при этом округлости формы.
A. Володин писал: «Сегодня немного, совсем немного поэтов, которые так широко осветили бы нашу жизнь со всеми ее уродствами, но выстраданным светом, вот это совершает Александр Дольский. В стихах его боль и восторг существования на белом свете, под этим небом. Стихи Александра Дольского поднимаются к песням, к музыке Жизни, где слышится виолончель» (Володин А. Предисл. // Дольский А. Сонеты. Венки сонетов. СПб., 2001).
Поэзия Д. романтична, не всегда проста и доступна для восприятия. Элегичность придает его стихам задушевность, нежность, любимые тона поэта - акварельные, точнее - пастельные определяют его творческое лицо. Он исповедует изменчивость, «непостоянство видимого мира». В стих. « Время нереально » поэт предлагает перешагнуть через закон природы, забыть, «что время есть на свете». Обаяние поэзии Д. не только в мысли, но и в построении сюжета, в богатстве интонаций, своеобычности метафор и эпитетов. Исконно-фольклорные интонации слышатся в « Аленушке ». В « Пианисте » (1958) Д. обнаженным сердцем воспринимает муки тв-ва музыканта, мастерски воспроизводя это состояние. А. Глотов в статье «Антиномии Александра Дольского» писал: «Поэтический мир Александра Дольского не что иное, как стремление свести в одну упряжку разбегающиеся галактики реального мира, земной жизни и сотворенного мира поэтической фантазии». Скорбно и взволнованно звучат строки из песни, посвящ. B. Шукшину: «И теплые, теплые звезды / летят по холодным мирам, / и поздно, так жалко, что поздно, / они открываются нам» (« Теплые звезды », 1961). В этом ряду - « Исполнение желаний » (1962), проникнутое человечностью, любовью и состраданием к людям: «Я хочу... чтобы дружба не была обузой, / чтобы верность в тягость не была, / чтобы старость не тяжелым грузом - / мудростью бы на сердце легла, / чтобы у костра, пропахнув дымом, / эту песню тихо напевать, / а еще хочу я быть любимым / и хочу, чтоб не болела мать».
Д. не замыкается в рамках чистой лирики. Народным юмором пронизаны его стилизации под английск. народные песни (« Поездка на ярмарку», «Женская логика » и др.). Им созданы сугубо публицистич. и сатирич. стихи: « Жестокая молодежь», «Прощай, XX век», «Москва золотоглавая » и др. В стихах польского цикла - доброе, чистое прикосновение к иной культуре, истории, бережность и нежность.
Одна из гл. нравств. опор в поэтич. мире Д. - дети. Своим сыновьям он посвятил мн. стих.- « Три сына», «Два мальчика», «Младший сын», «Вопросы на кладбище», «И сын мой скажет » и др. Эти стихи обнаруживают детскость восприятия мира. В них предельная искренность интонации.
Д. создал цикл стихов и песен о любви. Они свежи и непосредственны по чувству, изобретательны по сюжету, то лучезарны, то трагичны. В них сжатость развития одной темы. Так, стержнем изв. песни « Одиночество », одной из самых ярких в цикле, является противопоставление двух взаимоисключающих устремлений: страсти к любимой женщине и страсть к одиночеству: «Не видеть добрых глаз твоих / нет для меня страшнее казни, / мои печали - на двоих, / но одиночество прекрасней. / Твоих речей виолончель / во мне всегда звучит, не гаснет. / С тобою быть - вот жизни цель! / Но одиночество - прекрасней!».
Драмой вечной необходимости расставаться с любимыми людьми вызван рефрен в песне « Прощальная ». В ней звучит мотив ущербности взаимоотношений с близкими: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям». В любовной лирике Д. нет всепоглощающей роковой страсти, а есть высота человеч. отношений.
Особое место в поэзии Д. занимает воен. тема (« Господа офицеры», «Баллада о без вести пропавшем», «Оркестр в концлагере » и др.). Талант перевоплощения позволяет поэту ретроспективно воссоздать трагизм воен. будней.
Д. - сугубо петерб. поэт, постигающий в своих стихах душу великого города, его прошлое и настоящее. Общеизвестны такие стихи, как « Старики», «Акварели», «На Расстанной», «Удивительный вальс», «Эрмитаж ».
Критика называет Д. традиционалистом за укорененность его поэзии в мировой культуре. Его стихи насыщены множеством ист., библейских и лит. ассоциаций. «Дольский традиционен, - писал Бураго,- он хранит верность не только духу античного мелоса, поэзии трубадуров или великих романтиков прошлого и нынешнего веков, он хранит чувство „тайной свободы” поэта и его человеческого достоинства». И потому он стоит особняком в лит-ре и музыке: «И если есть в поэзии цена, / она имеет вид такой свободы, / которая сравнится лишь одна/с неторопливой мудростью Природы». Поэзия Д. интеллектуальна в своей основе, тем не менее он никогда не уходит в формалистические поиски. «В ней всегда присутствует свет Божьего замысла о человеке» (Березина Е. Пой, поэт, пой... // Горизонт. Мельбурн, 1995. 25 июн.).
Манера Д., поэта-певца, сочетает «изысканно-прихотливую ассоциативность импрессионистского плана с социально-психологическим многообразием персонажного мира, с эпической масштабностью историко-философских обобщений» (И. Ничипоров).
Д.-поэт менялся во времени. От прозрачной лирики, шутки, легкой иронии, песенной «акварели» он постепенно пришел к философской лирике. Это подтвердил последний сб. « Соч.: Стихотворения » (2001). Лирика Д. обрела новые качества - сдержанность, мудрость. Мн. стихи демонстрируют попытку поэта разобраться в отношениях с собой и миром, раскрыть потаенные стороны жизни души, понять истоки высокого и низкого в человеке. Д. предстает не только как утонченный лирик, философ элегического склада, но и как поэт «остро ироничный, социальный, привносящий, особенно в произведения конца столетия, гротескно-сатирические и публицистические ноты. Подобное соединение проявляется на жанрово-тематическом уровне, реализуясь и в лирико-исповедальных вещах, и в исторических ретроспекциях, и в напряженной “драматургии” баллад, бытовых сцен, и в пронзительной лирической сатире последних лет» (И. Ничпоров).
Д. пробовал свои силы в прозе. Им выпущена кн. « Я пришел дать вам выпить, или Как я был Александром IV » (1994), напис. верлибром и ритмической прозой, представляющая собой нелицеприятную сатиру на темы русской и советской истории.
В 2005 выпустил роман в стихах « Анна. История любви », написан 18-строчными строфами со свободной рифмовкой. Темы кн. - любовь, корысть и талант, грех и смирение. В центре романа история отношений художника и дочери нувориша. Автор размышляет о совр. обществе, об искусстве и псевдоискусстве, о падении ценностей, о деньгах и их власти. Многие строфы заканчиваются емкими двустишиями: «Честный воин и большой поэт. / Сочетаний этих нынче нет»; «Не утверждали мы, что прав всегда народ. / Подчас ничтожествам он предпочтенье отдаёт».
В 2007 на «Киностудии ПС» (СПб.) снят документ. фильм « Монологи на фоне красного кирпича , или 20 лет спустя».
Д. - один из учредителей Царскосельской лит. премии альм. «Петрополь», лауреат Гос. лит. премии им. Б. Окуджавы (2002), премии им. А. Володина (2005). Награжден пушкинской медалью «За сохранение традиций в лит-ре», засл. артист РСФСР (1989). Член СП СПб., член Союза драматургов. Член Российского Межрегионального союза писателей (РМСП) (2007).
Соч.: Пока живешь... М., 1989; Синий автопортрет. Л., 1991; Четыре ангела. Харьков, 1991; Благословение. СПб., 1993; Я пришел дать вам выпить... СПб., 1994; Свет небес. СПб., 1998; Песни Одиссея. СПб., 1998; Летейское вино. СПб., 1999; Сонеты. СПб., 1999; Сонеты. Венки сонетов. СПб., 2001; Соч.: Стих. М., 2001; Венки сонетов. СПб., 2003; Анна: История любви: роман в стихах. СПб., 2006; Листающий облака. СПб., 2012; Горы и глубины. СПб., 2012; Стихотворения. СПб., 2012. Сайт Александра Дольского: http://www.dolsky.ru/
Лит.: Марьяновский В. Песни, как теплые звезды // Огонек. 1980. № 43; Левыкина М . И вновь летать сквозь силы притяжения // Ленинец. Липецк. 1981. 10 дек.; Юлина Е. ...Я ходил по дорогам России // Аврора. 1988. № 2; Бурков К . Александр Дольский. Человек, поэт, композитор // Собеседник. Челябинск. 1996. № 12. 25–31 март.; Березина Е. Пой, поэт, пой... // Горизонт. Мельбурн. 1995. 25 июн.; Львова В. Все, что снизошло мне с небосвода, тратил я на музыку и на свободу // Невский обозреватель. 1998. № 8. Июль; Казакова Р. И верить в добрые приметы // Неделя. 1998. № 16; Титова О. К нам едет Александр Дольский // Вчера. Сегодня. Завтра. 1999. 19 март.; Clavzberg L. Alexander Dolskij - Ein Spigel der russischen Geschichte // Kakadu. 2000. Dez. S. 52; Дольский Александр Александрович // Кто есть кто в совр. мире. Вып. 4. М., 2002; Черноземова Е. А. Дольский. Анна. Роман в стихах // http://www.kirshin.ru/about/rmsp/150.html; Черноземова Е. Экфрасис в совр. романе в стихах (Синтез искусств в жизни и тв-ве Александра Дольского и Павла Дольского) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 6 (нояб.-дек.) // http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Chernozemova_Ekphrasis/#_ftn1; Ничипоров И. История и современность в стихах-песнях Александра Дольского о России // https://www.portal-slovo.ru/philology/39024.php.
В. Запевалов, И. Ничипоров