Домашёв Анатолий Филиппович


ДОМАШЁВ Анатолий Филиппович [16.11.1938, пос. Синявино Лен. обл.] - поэт, переводчик, эссеист.

Родился в семье рабочих, выходцев из крестьян Воронежской губ., откуда их привезли в Синявино на торфоразработки по т.н. вербовке.

22 июня 1941 отец Д. был призван в действующую армию, на Лен. фронт. В сент. 1941 Д. с матерью оказался в оккупации, во время кот. они, как беженцы, перемещались по Великолукской обл. из деревни в деревню, долго пробирались на родину матери (с. Ново-Меловатка Воронежск. обл.).

Отец Д. после демобилизации (1946) поступил на Балтийский завод и вызвал семью в Л-д. Семья поселились в заводском общежитии, устроенном в здании одной из церквей Александро-Невской лавры, потом жили на Петроградской стороне, а ноября 1952 (после гибели отца) - на В.О.

Д. окончил среднюю (ещё мужскую) школу № 79 Петроградск. р-на Л-да (1955), в 1970 - Лен. Кораблестроительный ин-т. По окончании ин-та работал конструктором в «почтовых ящиках», участвуя в проектировании, постройке, испытаниях и сдаче кораблей военно-морского флота, в т.ч. первых отеч. авианосцев. После развала страны и свёртывания программы строительства новых военных кораблей работал на Балтийском з-де зам. и гл. конструктором проектов восьми судов, строившихся по заказу Норвегии, Португалии и Голландии. Здесь в 2008 и завершил свою трудовую биографию кораблестроителя, в теч. которой, по выражению Г. Горбовского, «днями строил корабли, / а ночами - строчечки».

Сочинительством занялся после окончания школы. В 1956–57 изд. машинописный альм. «Белые ночи», в кот. под разными псевд. помещал стихи, прозу и рисунки, произведения друзей. Пробовал играть на трубе в джазе. Рисовал. Работал (1963–67) лит. сотрудником заводской многотиражн. газ. «Балтиец».

Но верх одержала поэзия. В ранние годы Д. увлекался поэзией футуристов (Маяковский, Хлебников), в собст. тв-ве отдавал предпочтение интонации как основе стиха, испытал влияние А. Блока, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, русской песни и цыганского романса. Первые стихи (« Милая, грустная, нежная… ») опубл. в многотиражке Кораблестр. ин-та «За кадры верфям» (1957) под псевд. Анатолий Холмский с посвящ. Н. П. - Нине Поляковой, будущей жене.

В 1960–70-е посещал ЛИТО «Нарвская Застава», где подружился с Г. Горбовским, А. Моревым, Н. Ивановским, А. Гутаном, Б. Тайгиным, Э. Шнейдерманом и др.

Ранние стихи Д. характерны поиском новых тем и ритмов, запоминающимися рифмами: ломкой традиционных размеров, не теряя при этом интонационной гармонии. «Его стихи знали и знают многие. Ещё больше читателей будут знать их потом. Они будут пристальнее нас… Они найдут смысл в начальных шагах его… когда музыка в первом его пространстве ещё спорила со стихом, и то, как вскоре - его усилием - музыка и стих для него соединились» (А. Гутан).

В дек. 1962 на конф. молодых писателей Л-да в семинаре Н. Брауна, В. Кузнецова и А. Павловского стихи Д. получили профессиональную оценку поэтов и товарищей по семинару, подтверждением чего явилась публ. верлибра « Камни с Южного берега » в лен. «Дне поэзии» (1964). След. публикация у Д. будет через много лет.

Лирич. стихи Д. (аполитичное «чистое искусство») не вписывались в контекст времени: увлечение формой стиха отторгалось как проявление «формализма», а палиндром, кот. написана двухсотстрочная поэма « Овидий и диво » (1967, опубл. 1996), воспринимался как неуместное циркачество или эквилибристика.

Даже ист. аналогии настораживали бдительных редакторов. К. Кузьминский в антол. «У Голубой лагуны» пишет: «…история служит уходом от повседневности, средством подачи лирики. Таков текст Анатолия Домашёва: “Я не князь. Я не Игорь. / Растерял я свои полки…” Для Домашёва и иго, и полки служат лишь средством выразительности одиночества, слабости и отчаяния страдающего героя. За счёт исторического параллелизма - повышение лирической напряжённости».

В лирике Д. всегда интересовала психология человека, драматизм ситуации. Поэтому его стихи - это часто небольшая, но «пьеса» или «открытие» со своей интонацией, своим нервом. Писатель А. Гиневский однажды высказал мысль, почему прежде не печатали тех стихов: «Потому что те стихи опережали время!» И действительно, стихи Д. тридцати-сорокалетней давности, опубл. сегодня, - абсолютно современны.

Перв. четыре самиздатские книжки Д. вышли в изд-ве «Бэ-Та»: « Такая любовь » (1962), « Антракт » (1963), « Шаги » (1964), « Сумма жестов » (1-й вып. - 1968; 2-й вып. - 1992). До 1994 (год изд. перв. офиц. сб.) у Д. вышло около двух десятков самиздатских сб-ков. Кроме того, Д. составил и выпустил две поэтич. книги А. Морева: «Сб. стихотворений» (1971) и «Рыбий глаз» (1994), а также четыре сб-ка памяти Морева: «Венок другу» (1981, 1988, 1994), четвёртый сб. составлен в 1экз. (2001), но до сих пор не тиражирован; подготовил к печ. и офиц. издал (при мат. поддержке друзей) посмертный сб. стихов Морева «Листы с пепелища» (Л.: Худож. лит-ра, 1990), когда-то составленный самим автором из стихов, уцелевших после сожжения, и долго «ходивший» в самиздате. Переводил и публ. стихи польских, грузинских, финских, сербско-хорватских и др. поэтов (К. Галчинский, С. Гроховяк, Л. Асатиани, М. Лебанидзе, М. Мачавариани, Д. Цаава, И. Сааринен, М. Павлович).

С годами Д. приблизился к высшей степени сложности стиха - той самой простоте, в кот. впадают «как в ересь». Д. Северюхин пишет: «Стихотворение Анатолия Домашёва - это простые слова, поставленные в простой рифмованный ряд; простые , но искренние чувства; общепонятные, но неохватные разумом смыслы. Общий итог здесь явно превосходит сумму слагаемых, давая некий “прибавочный элемент”, но не тот, о кот. твердил Малевич. Формальная сторона вопроса, кажется, вовсе не интересует нашего автора, кот. просто идёт своей походкой, не задумываясь об “оригинальной” постановке ноги. Новое качество поэзии создаётся здесь без привлечения “сторонних” средств, без словесных деформаций и нервного излома. За ним кроется не стремление вызвать у публики нервный шок, сорвав кратковременные овации, но приглашение к вдумчивой беседе и неспешному внутреннему самосозерцанию. Избранный Домашёвым путь - это путь вечного нонконформиста, уверенно противостоящего вызовам тиражируемой лжеактуальности». А черногорский поэт Милика Павлович дал след. отзыв о ст. Д. « Могучи голоса архитектуры …»: «Поэтические картины, метафоры, ритм, музыка, музыка, музыка… Мне кажется, никто так не ощущает симфонию воды, как поэт Анатолий Домашёв…»

Стихи Д. печ. в альм. «День поэзии», «Молодой Л-д», «Поэзия», «Колпица», «АКТ»; в ж-лах «Звезда», «Дон», «Сибирские огни», «Зинзивер», «Лит. МIX», «Острова/Islands» (США), «Крещатик», «Дети Ра», «Слово/Word» (США), «Футурум-Арт», «GEST» (Черногория); антол. «Острова», «У Голубой лагуны», «Актуальная поэзия на Пушкинской-10», антол. одного стих. «Перекрёстное опыление» (кн. 1) и «В поисках утраченного Я» (кн. 2); в сетевых изд. «Биб-ка русского палиндрома», «Порт-фолио» (Канада), «Что есть истина?» (Англия); сб. «Голос моря», «Половодье», «Из падения в полёт», «Лица петерб. поэзии 1950–90-е гг.»; ежегодных каталогах Центр. манежа «Петербург» и др.

Опубл. семь поэтич. книг: « Ветви и мачты » (1994), « Жизнетворения мои » (1998), « Наказание охотника » (2001), « Прежде чем » (2004), « Жребий » (2008), « Овидий и диво » (2009), « На грешном корабле » (2013). Автор неопубл. докум.-биографич. романа о поэте, художнике и прозаике Александре Мореве « Кисть, перо и лира или Гамлет русской поэзии » (2017).

Сост. и соиздатель книг ушедших друзей-поэтов: А. Морев «Листы с пепелища» (1990), К. Петухов «После жизни» (2000), В. Губанов «Поздний август» (2005); составитель сб. «Борис Тайгин в воспоминаниях друзей» (СПб.: «Историческая иллюстрация», 2012); автор мемуарных эссе: об А. Мореве - « Его имя было как пароль » (Балтиец. 1989. 11 авг.), « Предисловие к бессмертию » (Колпица. 1996. № 31; Зинзивер. 2009. № 3–4); « Гамлет русской поэзии » (сб. «На грешном корабле». 2013; Зинзивер. 2016. № 7); « О рассказе “Узкие перчатки” » (Михайловский замок, 1999); « Это не о Пушкине - это о себе » («Острова/Islands», 2010, Весна»); о К. Петухове - « Он достиг своего космоса » (сб. «После жизни», 2000, сб. «На грешном корабле», 2013); о Н. Рубцове - «Он так хотел иметь успех» (Морская газ. 1994, 9 апр., Медвежьи песни. 2001. № 2); о В. Конецком - « Человек из морского пейзажа » (Посев. 2002. № 5, сб. «Дорогой наш капитан», 2004, сб. «Эта пристань есть…», 2012, эл. альм. «Порт-фолио», 2012, № 182, сб. «Виктор Конецкий: человек из морского пейзажа», 2014, сб. «На грешном корабле» 2013); о Б. Тайгине - « Колея за красной чертой » (Зинзивер. 2011. № 2, сб. «Борис Тайгин в воспоминаниях друзей», 2012, сб. «На грешном корабле», 2013); об О. Базунове - « Погружение в память » (эл. «Биб-ка Виктора Конецкого», 2012, 5 июн.; эл. альм. «Порт-фолио», 2012, № 190); сб. «На грешном корабле», 2013); о Г. Горбовском - «Не плачь ты, осень, безутешно» (Футурум-Арт. 2011. № 3); сб. «На грешном корабле», 2013); о Г. Алексееве - « Окно Геннадия Алексеева » (сб. «На грешном корабле», 2013).

Член СП ХХI века. Лауреат премии ж. «Зинзивер» (2011, 2016). Как биограф-исследователь жизни и творчества А. С. Морева награждён моревской памятной медалью «Честь имею» (2008).

Соч .: Такая любовь. Л., 1962; Антракт. Л., 1963; Шаги. Л.,1964; Сумма жестов. Л., 1968 (2-е изд. - 1992); Прощание с Васильевским о-вом. 1972; Взойдя на холм. Л., 1975; Ветви и мачты. Л., 1978; Так шла моя жизнь. Л., 1979; Пейзаж со сломанным деревом. Л., 1980; Тринадцатый час. Л., 1981; Чёрным по белому. Л., 1982; Морские Дубки. Л., 1984; Стихи // У Голубой лагуны. Ньютонвиль, 1986. Т. 5А; Я вышел в сад. Л., 1986; Из бранного и бранимого. Стихи 1958–88. Л., 1988; За полчаса до Сезанна. Л., 1992; Ветви и мачты. СПб., 1994; Ещё не джаз. СПб., 1995; Из десяти книг. СПб., 1996; Жизнетворения мои. СПб., 1998; Наказание охотника. СПб., 2001; Прежде чем. СПб., 2004; Жребий. СПб., 2008; Овидий и диво. СПб.: Либрусек, 2009; Стихи // Петербург. 20 лет: юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; На грешном корабле. СПб., 2013.

Лит.: Михайлов И. Поэтическая застава // Лен. правда, 1983. 4 апр.; Королёва Н. В пятницу после семи // Лен. правда. 1968. 4 июл.; Кузьминский К. У Голубой лагуны. Т. 5А. Ньютоннвилль, 1986; Гутан А. Своими словами // Балтиец. 1993. 14 дек.; Давыдова Е. Размерам и рифмовке учила нас Нева // СПб. ведомости. 1994. 28 сент.; Михайлов А. О палидромах и палиндромической поэзии А. Домашёва // Колпица. 1996. № 31; Лица петерб. поэзии. 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Материалы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Северюхин Д. Нонконформист: размышления по поводу одного стихотворения // Антология одного стих. Кн. 1: Перекрёстное опыление / сост. В. Мишин и др. СПб., 2011; Рецензия на перевод стих. К. Галчинского «Серебряная акация» В. Валевским. Добрый Практик Стихоанализа // www.stihi.ru / 2011/03; Трубицын В. Один верблюд и три колодца: эссе. СПб., 2011; Фрумкин-Рыбаков Ю. На грешном корабле // Зинзивер. 2013. № 6.

Ю. Фрумкин-Рыбаков

  • Домашёв Анатолий Филиппович