Дорин Дмитрий


ДÓРИН Дмитрий (наст. Николаев Дмитрий Александрович) [?] - поэт.

Родился в СПб. По происхождению дворянин. Проф. военный, офицер, служил на фронтах Первой Мировой войны, штабс-капитан (1917).

Псевдонимом взят в честь жены - Доротеи Рудольфовны Николаевой, дочери живописца Рудольфа Федоровича Френца. Из энц. словаря Ф. Брокгауза и И. Ефрона: «Френц (Рудольф Федорович) - живописец животных и охотничьих сцен. Родился в 1831 году в Берлине. Окончив курс в тамошней Академии художеств, в 1869 году прибыл в СПб., где живет и трудится с того времени. Сперва исполнял картины для вел. кн. Николая Николаевича Старшего, сопровождая его в путешествиях внутрь России, и написал портрет его высочества. Потом находился при вел. князе Владимире Александровиче во время его охоты в степи и вообще много работал по заказам членов августейшей фамилии. В 1885 г. был избран Имп. Академией худ. в почетные вольные общники. Из его произведений, являвшихся на СПб. выставках, наиболее интересные: “Портрет Вел. Князя Владимира Александровича на охоте” (1867), “Уютный уголок” (1884), “Привал охотников”, “Семейство кур” (1885, принадлежит Академии художеств) и “Охотники” (1887, принадлежит также Акад.)». Работы Р. Ф. Френца находятся в Эрмитаже и картинных галереях страны. Д. был знаком с мн. художниками, посвящал им стихи (напр., Ивану Лукашу).

В 1900-х Д. входил в лит. окружение И. Северянина, был его приятелем и в поэзии испытывал его несомненное влияние.

Когда в кон. 1911-го И. Северянин вместе с петерб. издателем И. Игнатьевым (псевд. И. В. Казанского), Грааль-Арельским (псевд. С. С. Петрова), К. Олимповым (псевд. К. К. Фофанова, сына поэта К. М. Фофанова) и Георгием Ивановым основал «Академию эго-поэзии (Вселенский Футуризм)», кот. возглавлял до осени 1912, Д. примкнул к эгофутуристам. Последние сплачивались вокруг изд-ва «Петерб. глашатай», в кот. печатался и Д.

Лозунгами эгофутуризма были: «1. Душа - единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со “стереотипами” и “заставками”. 7. Разнообразие метров». Уже первый сборник Д. - « Полусны » (СПб.: тип. И. Флейтмана, 1910) - нес в себе «программу еще не существующего эгофутуризма: повышенное внимание к музыке и живописи, “цитатность” многих стихов: “на мотив” Ш. Бодлера, и др. “Nocturne”, “Романс”, “Акварель”; “смелые образы”; “высь опрокинулась в причудливую аль / и бриллиантятся невинные росинки”. Здесь же некоторое влияние декадентства: повышенное внимание к темам любви и, конечно, смерти: “Вас я люблю безначальной любовью”, “Поэт и смерть”, а также гордое ницшеанство: “Нет, ваши стоны мне надоели”» (Э. Кудрявцев). Сборник отмечен несомненным влиянием К. Бальмонта. По словам Э. Кудрявцева, здесь «иногда даже строфика совпадает с Бальмонтом: “Яркость света, / Песня где-то, / Чей-то шепот молодой, - / В час привета Луч бросает золотой…”» (« Май »). Или текстуальное совпадение: «Сквозь бледный отблеск фонарей / Златятся облака. / А я ищу, ищу смертей, / За строчкою - строка…» (« Поэт и смерть »). В сб-ке Д. ощутимо влияние и идей богоборческой философии Ф. Ницше.

Второй сб. стихов « Тоскующий орел » (СПб.: Петерб. глашатай, 1914) включал все лучшие произведения Д. из первого сборника. В нем сильнее чувствуется влияние И. Северянина. Стих. « В северном лесу » (1914) непосредственно посвящ. последнему.

В свою очередь И. Северянин посвятил Д. стих. «Поэза Дмитрию Дорину»: «Я перечитываю снова / Твои стихи, - и в ореол / Давно угасшего былого / Взлетел “Тоскующий орел”!.. // И если не совсем умелы / Твои смущенные стихи, / Что мне до этого за дело, / Раз сердцу моему близки...» (9 нояб. 1916, Гатчина).

Изысканная аллитерированность пронизывает поэзию Д.: «Крэп кокетливо капризно / Оттенил овал плеча, / И горит, как укоризна, / Как улыбка палача…» (« Нарядная вдовушка »). Образность Д. сродни модернистской живописи: «Колыхалась от пляски гардина. / Улыбались смешно образа - / И рыжели, как два апельсина / Мне твои, незнакомка, глаза».

А. Блок оставил краткую запись о впечатлении от поэзии Д.: «Это - настоящий, свежий, детский талант» (А. Блок. Собр. соч. Т. 7. С. 222).

Среди кумиров Д. были и К. М. Фофанов, Апухтин, Верлен и др. Поэтому, когда в марте 1921-го по инициативе братьев Смиренских было создано ЛИТО «Кольцо поэтов имени К. М. Фофанова», кот. ставило перед собой цель изучать тв-во Фофанова, знакомить участников с совр. лит. течениями, устраивать вечера, издавать сборники и альманахи, - Д. присоединился к нему. Был избран казначеем. Состав «Кольца поэтов» был определен в 50 действующих членов. На предложение вступить в объединение откликнулись Ахматова, Белый, Вагинов, Замятин и др. В организованное при «Кольце…» книгоиздательство вошли В. Смиренский, Грааль-Арельский, Б. Смиренский, Д. и К. Маньковский. Однако вскоре Грааль-Арельский и Д. были вычеркнуты из списка объединения. См. письмо от руководства «Кольца поэтов» в отдел печати Госиздата письмо (10 апр. 1922): «Настоящим сообщаем, что постановлением президиума от 10 апреля литератор Дмитрий Дорин исключен из состава членов “Кольца”. Находящиеся на просмотре в цензуре Политотдела книги Дм. Дорина “Солнечный луч” и “Урны” поэтому в издательстве “Кольца поэтов” изданы быть не могут, о чем и ставим вас в известность» (ЦГАЛИ. СПб. Ф. 35 Оп. 1 Ед. хр. 8. Л. 41).

Позднее печ. в альм. «Стожары». Э. Кудрявцев: «“Стожары” - издательство, помещавшееся тогда в Чернышеве переулке, 18, кв. 1. В первом и третьем альманахе - Дмитрий Дорин…» В перв. номер альм. «Стожары» вошли четыре поэта: Н. Барышев, Д., Н. Каменский, Грааль-Арельский (СПб., 1923). Автор (или сост.-ред.) определил жанр поэмы Д. « У ската » как «рассказ в стихах». «На этот раз чувствуется влияние Блока: “От работы отвыкшие руки / Уж не слушают воли моей”. Или: “Меж колючих камней пробирался / Я неслышно, как кошка, как вор”» (Э. Кудрявцев). В третьем номере напечатана «симфония-поэма “ Цветы ” с характерным посвящением: “Бездонным глазам любивших женщин пою я эту симфонию-поэму”. Это, конечно, музыка. <…> И сквозь эротические фантазии вновь всплывает любимое: “Лунные цветы? - Любовь?.. Смерть?..”» (СПб., 1923).

После 1923 перестал печататься (надо полагать, вынужденно).

Адрес в Л-де: Троицкая, 15, кв. 614.

Соч. : Полусны. СПб.: тип. И. Флейтмана, 1910; Тоскующий орел. СПб.: Петерб. глашатай, 1914.

Лит .: Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–32: в 3 т. Т. 2. Футуристическая революция (1917–1921). Кн. 1. М.: НЛО, 2003; Кудрявцев Э. Забытое имя // Нева. 2006. № 2; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина (1905–1941): в 2 т. / вст. ст., сост, комм. Д. С. Прокофьев. Псков: Гименей, 2007.

  • Дорин Дмитрий