Драбкина Алла Вениаминовна


ДРА́БКИНА Алла (Алевтина) Вениаминовна [30.7.1945, Л-д] - прозаик, детский писатель, драматург.

Детство провела в Псковской обл. После окончания школы работала оператором на машиносчетной станции сталепрокатного з-да, хронометражисткой, училась на актерском фак-те ЛГИТМиКа, была ред. в Доме сан. просвещения.

В 1965 опубл. перв. рассказ « Фроська приехала » (Нева. 1965. № 10).

Перв. книга «Далеко до апреля» (1971) объединила произведения, напис. Д. в возрасте 18–24 лет. «По рассказам и повестям книги можно проследить жизненный опыт Д. - деревенское детство, работа на сталепрокатном заводе, учеба в театральном институте» (Г. Павлов). В героях сб. запечатлено авторское мировосприятие, исполненное любви и восхищения нерядовой, внутренне свободной, душевно щедрой человеческой личностью (« Семеновна », « Гусев », « Летят перелетные птицы », «Фроська приехала»). В повести «Семеновна» стиль речи повествователя передает сознание шестилетней девочки, живущей у бабушки в псковской деревне. Создается мир, близкий к идиллическому. Посл. абзац повести проникнут трагич. переживанием невосполнимой утраты этого мира, сближающим мировосприятие ребенка и взрослого повествующего лица. «Охтинский мост» - «самое значительное произведение в первой книге» (Б. Алмазов). Это повесть о становлении личности, вступающей после окончания школы во взрослую жизнь. Повествование от лица гл. героини Марины передает ее восприятие устанавливающихся на з-де отношений, драматич. расставания с любимым человеком, театрально-кинематографич. среды. Атмосфера жизни Л-да нач. 1960-х передана в повести через поэтич. образы Невского пр., Невы, Охтинского моста. Критики писали о типе героинь Д.: «они так же щедры душой, так же бескорыстны, способны к самоотдаче, у них такая же сильная реакция, способность к неожиданным поступкам»; «как правило, им живется нелегко, потому что они беззащитны перед мелочным, лживым и суетным, перед всяким проявлением мещанства» (М. Блинкова). Тип героини диктует законы сюжетостроения: «произведения Д. пронизаны драматизмом. Он возникает из того психологического напряжения, кот. сопровождается «вхождение» героя со своим сложным внутренним миром в среду других людей» (Там же).

Для тв-ва Д. характерен тип сознания, устремленного в детство. Поэтому закономерно написание произведений от лица героя-подростка и для читателей школьного возраста. В повести «Пятнадцать лет мне скоро минет… Дневник ученицы 7-а класса Маши Суховой» (1968) речь школьницы, переживающей события школьной жизни, отношения в театральном кружке, свою любовь, воплощает развитое сознание зрелого человека. Идею Д. формулирует герой др. повести: «Ты что же думаешь, отхалтурил человек кое-как детство и юность, а к зрелости оказался способным к любви? <…> Человек, кот. живет всерьез, он всегда живет всерьез» (« Меня не узнала Петровская »). «Волшебные яблоки» (1975) - перв. изданная для детской аудитории книга. Герои пьесы «Начни с гаммы» (1979) - десятиклассники. Авторская жизнерадостность и чувство юмора создают атмосферу, подразумевающую, что по мере взросления человек все больше дорожит переживаниями школьных лет, отношениями, предполагающими «настоящую любовь человека к человеку».

Для сюжетов Д. характерна ситуация встречи одноклассников через неск. лет после окончания школы. Герои повести «Меня не узнала Петровская» (1981) «тридцатилетние люди. Но то, к чему они пришли сегодня, неразрывно связано с их прошлым, с их юностью, с тем временем, когда их самостоятельная жизнь еще только начиналась <…> Обращаясь к читателям этой книги, сверстникам своих героев, когда они тоже были 17-летними, автор говорит об огромной ответственности этого времени в жизни человека» (Е. Путилова).

В наст. времени повести герои живут семейной жизнью. Однако семейные связи имеют своим истоком школьные отношения. Для понимания семейной темы Д. важно неоднократно цитируемое ею предание о Лилит - первой жене Адама: согласно преданию Бог сотворил ее для Адама из глины. У Адама сразу возник с ней спор: Лилит утверждала, что они, оба сделанные из глины, равны. «Уютная, хорошенькая Ева» - этот женский тип противопоставлен в системе персонажей Д. женскому типу независимой Лилит, обреченной на одиночество. В типичной для Д. сюжетной ситуации женский тип «Ева» еще в школьные годы обманом завладевает избранником своей подруги «Лилит», первоначально счастливой во взаимной любви.

Роман «Марина» (1985) можно считать завершением периода тв-ва Д. Построенный от лица героини-рассказчицы Марины (имя героини повести «Охтинский мост»), он имеет биографич. слой, изв. по предшествующим произведениям (1 часть - «Семеновна», 2 - «Охтинский мост», 3 и 4 части - театр. ин-т).

Две повести, составившие сб. Д. «Наш знакомый герой» (1987), изданный в начале перестройки, продемонстрировали худож. зрелость автора, взявшего новые темы и создавшего новый тип героини. В основе повести «Наш знакомый герой» детективная сюжетная ситуация: герои из общей театрально-писательской среды пытаются найти автора только что опубликованного мемуарного романа, в кот. они откровенно выведены. Л-д, местные топонимы (Лиговка, Дом тв-ва в Комарово и др.), атмосфера жизни 1960–70-х составляют худож. фон произведения. История отношений героев начинается в 1960-е, когда они посещали ЛИТО при калошной фабрике. Сложно переплетающиеся проблемы тв-ва даны в понимании гл. героини Евгении Горчаковой и др. героев-писателей: путь из любителей в профессионалы; проблема Сальери и Моцарта («Гений не виноват, что его стремление к гармонии в тысячу раз прекраснее жизни, но все же больше принадлежит гармонии, а не жизни. Как и сам гений»); проблема отождествления жизни и реалистического произведения; психологические проблемы писателя-женщины («Ни война, ни литература - не женское дело»); отношения автора и его героев; проблема положительного героя.

Вторая повесть сб. «Год жареного петуха» построена как исповедальный монолог от лица героини, «смотрящей сейчас вслед своей молодости, как вслед уходящему поезду, который уходит неумолимо». Героиня в «год петуха», по астрологическим прогнозам долженствующий принести ей удачу, теряет мужа и прочность устоявшегося существования. Каламбурное название повести актуализирует поговорку «когда жареный петух клюнет»: потеряв прежние основания жизни, героиня пытается осмыслить весь пройденный путь. Героиня уходит в первоначальное время детства, когда устанавливаются связи с окружающими людьми, держащие человека всю последующую жизнь. Собств. нравственные изъяны героиня склонна объяснять отсутствием материнской любви в детстве. Аналитич. обобщения распространяются на отношения отцов и детей в целом и высказываются категорично: те, кто не в состоянии распорядиться собств. жизнью, не имеют права быть родителями. Героиня вершит окончательный суд над окружающими и переживает сильное чувство ненависти. Д. решает худож. задачу: создает тип героини-обывательницы, наделенной развитым самосознанием. В понимании Д. мещанская психология закладывается в детстве; ее основание - отсутствие веры в людей, в любовь и бескорыстие отношений, убежденность в тотальной враждебности к человеку окружающего мира. Общая разочарованность жизнью является гл. настроением повести. После издания сб. «Наш знакомый герой» наступил значительный перерыв в публикации произведений Д.

В детективном романе Д. «Жена по заказу» (2003) действует героиня Евгения Горчакова, известная по повести «Наш знакомый герой». Худож. фон для развития действия - эпоха 1990-х: безработица, соц. проблемы, бедность в писательской среде. «Смерть от кутюр» (2003) по жанру также детективный роман. Роман «Русские грибники» (2004) имеет многосубъектную структуру повествования: многочисленные рассказчики ведут истории из совр., исполненной противоречий и неожиданных коллизий действительности.

По пьесе Д. « Паня и Фома » поставлен телеспектакль на Саратовской телестудии (1967); по рассказу «Гусев» - на Мурманской телестудии (1973). На Лен. телестудии снят телефильм «Далеко до апреля» (1973). Муз. пьеса «Охтинский мост» поставлена в Лен. театре муз. комедии (1973).

Д. - член СП СПб. Лауреат премии им. Н. В. Гоголя.

Соч.: Далеко до апреля. Л.: Сов. писатель, 1971; …И чуть впереди: Повесть // Звезда. 1973. № 3; Мы стоили друг друга: Повесть // Аврора. 1974. № 10–11; Волшебные яблоки. Л.: Детская лит-ра, 1975; Черно-белые улицы. Л.: Лениздат, 1975; Здравствуйте, Анна Петровна! Повесть // Звезда. 1976. № 2; Что скажешь о себе? Повесть // Звезда. 1979. № 4; Начни с гаммы: Пьеса. М., 1979; Там, за тремя соснами / Худ. Г. Ковыенчук. Л.: Лениздат, 1980; Меня не узнала Петровская. Л.: Детская лит-ра, 1981; Марина. Л.: Сов. писатель, 1985; Наш знакомый герой. Л.: Лениздат, 1987; Смерть от кутюр. СПб.: Нева, 2003; Жена по заказу. СПб.: Олма-пресс, Нева, 2003; Русские грибники. СПб.: Амфора, 2004.

Лит.: Павлов Г. Первая кн. Аллы Драбкиной «Далеко до апреля» // В мире кн. 1972. № 5; Дробот Г. Прошло пять лет // Лит. Россия. 1972. 3 март.; Сотников Н. Закономерность удачи // Смена. 1972. 22 июн.; Блинкова М. «Некрасивое прекрасное лицо» // Дружба народов. 1973. № 1; Алмазов Б. Отвага собств. взгляда // Аврора. 1973. № 5; Камянов В. Доверие к сложности: Заметки о молодой прозе минувшего года // Новый мир. 1974. № 3; Грудцова О. Горестная любовь // Моск. комсомолец. 1976. 28 апр.; Куклис Г. Несколько впереди // Лит. Россия. 1976. 4 июн.; Суровцев Ю. Соц. образ жизни и лит-ра // ЛГ. 1976. 9 июн.; Вакулова Е. Черное и белое // Лен. правда. 1976. 19 июн.; Сотников Н. Какими красками писать // Смена. 1976. 27 июл.; Пруссакова И. Чем он любезен авторскому сердцу? // Лит. обозрение. 1977. № 1; Владимирова И. Свой голос // Нева. 1977. № 3; Амусин М. Дороги, которые мы выбираем // Нева. 1980. № 1; Путилова Е. Рец. на кн. «Меня не узнала Петровская» // Детская лит-ра. 1983. № 6; Модестов Н. Выстрел из прошлого // Тверская, 13. 2003. 12 июл.

А. Митрофанова

  • Драбкина Алла Вениаминовна