Драгомощенко Аркадий Трофимович


ДРАГОМÓЩЕНКО Аркадий Трофимович [3.2.1946, Потсдам - 12.9.2012, СПб.] - поэт, прозаик, эссеист, переводчик.

Родился в семье сов. военнослужащего в Потсдаме (Германия). «Отец - Драгомощенко Трофим Кондратьевич (укр.). Мать - Драгомощенко Мария Савельевна (укр.) <…> Я любил свою неизъяснимо-прекрасную маму. Я обожал самого легкого одиссея в мире, своего отца» (« Автобиография »). После войны семья переезжает в Винницу (Украина), где Д. заканчивает школу и поступает на филологический фак-т Винницкого пед. ин-та. Проучившись неск. курсов, в 1967 переводится в киевскую Академию пед. наук. В 1969 Д. приезжает в Л-д, поступает на театроведческий фак-т ЛГИТМиКа.

В нач. 1970-х знакомится с В. Кривулиным, Б. Гройсом, художниками Ю. Дышленко, В. Овчинниковым, И. Захаровым-Россом. В 1970–71 увлекается американской лит-рой, переводит тексты А. Гинзберга, М. Свенсон, К. Воннегута, Т. Элиота. В 1973 оканчивает ин-т и в теч. года работает драматургом в Смоленском гос. драм. театре им. А. С. Грибоедова. В 1974 возвращается в Л-д, принимает предложение Б. Иванова о сотрудничестве с самиздатским ж. «Часы». В 1974–83 входит в состав редколлегии ж-ла, публикует в нем свои стихи, прозу, критич. статьи, печ. в ж. «Обводный канал» и за рубежом: «Аполлон 77», «Мулета А».

В 1978 редакцией «Часов» создана независимая лит. премия А. Белого, членом жюри кот. с 1980 по 2001 был Д. В 1981 совм. с И. Адамацким, Б. Ивановым, Ю. Новиковым учреждает «Клуб-81», входит в перв. состав его правления. В 1980-е становится соредактором самиздатских ж-лов «Предлог», «Митин ж-л».

Перв. типографская публ. Д. состоялась в 1985 в альм. «Круг», после чего поэт. кн. автора принимает изд-во «Сов. писатель». В 1988–90 Д. становится активным участником творч. лаборатории «Поэтич. функция» при ЛО Сов. фонда культуры.

В 1990-х преподает на философском фак-те СПбГУ, затем в качестве приглашенного преподавателя читает лекции «Poetics Fellowship» и «Совр. американская поэзия в русских переводах» в ун-те штата Нью-Йорк в Буффало, в Калифорнийском и Нью-Йоркском ун-тах, также на Летних лит. семинарах. С 1999 ведет творч. программу «Иные логики письма» в Смольном ин-те свободных искусств и наук (отд. Бард Колледжа, Нью-Йорк).

В то же время печ. стихи и прозу в ж-лах «Волга», «Родник», состоит в ред. совете ж-лов «TextOnly», «Комментарии», «Многоточие», выступает в качестве обозревателя в газ. «Петербург на Невском» и «Русском ж-ле», соред. (вместе с В. Перцем и А. Григорьевым) ж. «Мир дизайна». Автор телепрограммы «Улица моего детства» (РТР), зав. лит. частью петерб. молодежного театра «Игуан».

Перв. кн. Д. « Небо соответствий» (1990) включает в себя стих. 1980-х, в кот. индивидуальная поэтика автора представляется уже сформированной. Поэзии Д. свойственна орнаментальность, затрудненность и запутанность изложения. Ориентируясь на эстетику интеллектуальной поэзии, Д. пишет свободным стихом, используя сложные синтаксич. конструкции. Тематич. спектр поэзии Д. широк, однако доминирующей темой можно назвать процесс мышления и попытку анатомизировать его природу. Стих. Д. строятся по принципу нанизывания деталей и воспоминаний, в то же время очевидно безразличие автора к соц. тематике, идеологии, «коммунальной кухне» сов. эпохи. Осн. методом тв-ва Д. является десемантизация текста, в ходе кот. происходит упразднение определенного значения каждого слова. При такой авторской позиции представляется неверным относить поэзию Д. к школе метареализма, т.к. реальность в его стих. подменяется восприятием реальности или, что встречается чаще, восприятием языка. Несмотря на то что объекты описания в текстах Д. могут быть взяты из естественного мира (напр., деревья, реки, земля), они предстают мерцающими и неопределенными, что ставит под сомнение буквальность образов и открывает их аллегорич. сущность. Картины природы, изображенные в тексте, зачастую оказываются не реальным пейзажем, а «пейзажем памяти».

Устойчивый мотив воспоминаний характерен не только стихотв. книгам Д., но и «сборным» томам вроде « Ксении » (1993) и « Фосфора » (1994), где наряду со стих. представлены прозаич. тексты. Примечательно, что структура произведений принципиально не зависит от их жанровой принадлежности. И в стих., и в эссе Д. прибегает к технике рассеяния образного ряда и замедления течения времени. Такой прием обнаруживает замкнутость лирич. героя в переживании своей субъективности или, говоря иными словами, созерцание становится высшей формой существования лирич. героя.

Объединение неск. жанровых форм в одном сб. демонстрирует сознательное упразднение автором различий между поэтич. и прозаич. речью, что характеризует его как моностилевого писателя. Так, язык романа « Китайское солнце » (1997) можно условно назвать «стихопрозой», а жанр обозначить как «роман-эссе» в силу его принципиально бесфабульной структуры. Подобная модель прозаич. текста отсылает к западным лит. образцам, о чем свидетельствуют многочисленные англоязычные вставки в тексте «Китайского солнца». Здесь, как и в стихотв. кн. Д. « Под подозрением » (1994) и « На берегах исключенной реки » (2005), заметно соединение неск. традиций: украинский фольклор, японская классическая поэзия, совр. англо-американская поэзия (в особенности Language School - Школа Языка), кот. Д. открыл для русской лит-ры в кон. XX в.

Немаловажен актуализировавшийся в романе Д. момент биографизма, кот. раскрывается в полную силу в собр. рассказов и эссе « Безразличия » (2007). В кн. вошли тексты разных лет, объединенные поиском ответа на один вопрос: «Что такое сегодня биография, личная и социальная, насколько она возможна и, если нет, каковы параметры ее невозможности?» (Д. Голынко-Вольфсон). Стоит заметить, что биография понимается Д. не столько в соц. контексте, сколько в контексте эстетическом. Та или иная ист. деталь интересует писателя прежде всего проявлением в ней лит-ры и лит. свойств. При этом автобиогр. субъект в эссе Д. не совместим с фигурой реального автора, это сознание, организованное множеством голосов и поэтому остающееся безличным. Соответственно, и воспоминания, сменяющие друг друга на страницах сб., не окрашены иронией или ностальгией.

В 2000 выпустил фундаментальный том « Описание », кот. составили как ранее опубл. книги и стих. циклы поэта: « Под подозрением », « Элементы зрения » (из кн. «Фосфор»), «Ксении», «Небо соответствий», так и нигде не встречавшиеся подборки стих. (« Miscellanea ») и эссе (« Утро как пора года »). Кн. «Описание» представляет собой избр. произведения Д. и манифестируется автором как своего рода итог сорокалетнего периода его тв-ва.

С 1984 выполнил ряд переводов поэтич. текстов англоязычной лит-ры. Среди переводимых авторов Л. Хеджинян, Р. Крили, Д. Эшбери, П. Боулз, Б. Уоттен, Ч. Милош, М. Палмер, Э. Уайнбергер. В это же время в лит. ж. США и Англии появляются стих. Д. В 1988 проводит в США серию поэтич. выступлений, после чего американское изд-во Sun & Moon Press предлагает Д. издать его поэт. кн. В 1990 вместе с И. Кутиком, А. Парщиковым, И. Ждановым, Н. Кондаковой был приглашен Шведской академией в Стокгольм для поэтич. чтений и лекций. С 1990-х является автором и участником таких переводческих проектов, как «Земля морей» (Антология поэзии Новой Зеландии) и «Бумажные тигры» (собрание эссеистики Э. Уайнбергера).

Д. - перв. лауреат премии Андрея Белого (1978) за роман « Расположение среди домов и деревьев », лауреат премии электронного ж. «Postmodern Culture» (1995) в номинации «Electronick Text Award» за поэзию из кн. «Фосфор», премии «The Franc-tireur Silver Bullet» (2009), член Союза Российских писателей (1991).

Четыре кн. Д. переведены на английский яз. и изд. в США.

Соч.: Небо соответствий: Стих. Л., 1990; Description (англ. яз.): Poetry. LA, 1990; Ксении: Стих. и эссе. СПб., 1993; Xenia (англ. яз.): Poetry, essays. LA, 1994; Под подозрением: Стих. СПб., 1994; Фосфор: Роман, статьи, эссе, стих. СПб., 1994; Китайское солнце: Роман. СПб., 1997; Описание: Избр. стих. СПб., 2000; На берегах исключенной реки: Стих. М., 2005; Chinese Sun (англ. язык): Novel. NY, 2005; Безразличия: Рассказы, повесть, эссе. СПб., 2007; Dust: Essays. Chikago, 2008; Год на право переписки (совм. с М. Меклиной). СПб., 2008; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 годов: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010; Тавтология: Стих., эссе / Предислов. А. Скидана, послеслов. Е. Павлова. М.: НЛО, 2011; «Это как с “Девы” лететь в Симеизе…»: Стихи // Знамя. 2012. № 7; Слепок движения // НЛО. 2012. № 113; Ответы; Нейтральные высказывания // НЛО. 2013. № 121; Устранение неизвестного. М., 2013; Тень черепахи. СПб., 2014; Великое однообразие любви. СПб., 2016; Почерк. СПб., 2016.

Лит.: Эпштейн М. Концепты... Метаболы... // Октябрь. 1988. № 4; Молнар М. Странности описания // Митин ж. 1988. № 21; Янышев С. Аркадий Драгомощенко. Китайское солнце // Знамя. 1999. № 1; Барзах А . Обучение немеющей речи // Драгомощенко А. Описание. СПб., 2000; Ямпольский М. Поэтика касания // Драгомощенко А. Описание. СПб., 2000; Тумольский А. Русские европейцы из Украины // НЛО. 2000. № 46; Скидан А.Слепое пятно // Скидан А. Сопротивление поэзии. СПб., 2001; Поляковский В. Аркадий Драгомощенко. На берегах исключенной реки // Критич. масса. 2006. № 2; Поляковский В. Сублимация ожидания // НЛО. 2007. № 88; Щербино К. Дом, который построил Аркадий // TextOnly. 2007. № 24; Курчатова Н. Сумма отрицаний Аркадия Драгомощенко: Инт. // OpenSpace. 2009. URL: www.openspace.ru/literature/projects/74/details/7339/; Голынко-Вольфсон Д. Эссе о невозможности эссе // НЛО. 2010. № 104; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Корчагин К. На полях гимна (к) речи // Новый мир. 2011. № 11; In memoriam. А. Т. Драгомощенко: [Статьи] // НЛО. 2013. № 121; Нонконформизм revisited: [Статьи] // НЛО. 2015. № 131; Ямпольский М. Б. Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). СПб., 2015. Сайт премии Андрея Белого <belyprize.ru>

А. Рябчикова

  • Драгомощенко Аркадий Трофимович