Дроздов Иван Владимирович


ДРОЗДО́В Иван Владимирович [25.5.1922, с. Слепцовка (Ананьено), Бековский р-н Пензенской обл.] ― прозаик.

Родился в семье многодетного крестьянина. Детство было трудным. Беспризорничал и жил на улице. Будучи беспризорником, написал стих. « Здравствуй, Испания », кот. было опубл. в 1936 в газ. «Даешь трактор», издававшейся на тракторном з-де в Сталинграде. Прошел всю войну, воевал в авиации, затем в артиллерии. Вступив в партию в боях под Сталинградом, Д. остался убежденным сторонником социализма и народовластия, что нашло отражение в его кн. Закончил войну битвой за Будапешт командиром фронтовой зенитной батареи. Имеет множество наград, в т.ч. боевых орденов и медалей.

После войны стал воен. журналистом. Сотрудничал в газ. «На боевом посту», «Сталинский сокол», «Сов. армия». В 1956 в звании капитана демобилизовался. Долгое время жил в М. Закончил Лит. ин-т им. А. М. Горького и 10 лет проработал в газ. «Известия» собкорр. по Южному Уралу, Донбассу, затем спецкорр. и обозревателем. Писал ст. и очерки о металлургах.

С 1968 по 1971 работал в ж-лах «Человек и закон» и «Журналист». В 1970 - зам. гл. ред. Гл. редакции худож. лит-ры Комитета по печати при Совмине РСФСР. В 1970–74 - зам. гл. ред. изд-ва «Современник».

В 1965 в изд-ве «Донбасс» вышла повесть Д. « Радуга просится в дом ». В 1968 в том же изд-ве - перв. роман « Покоренный “Атаман” ». С тех пор Д. пишет преимущественно романы. В 1972 выходит роман « Подземный меридиан », представляющий собой переработанное изд. кн. «Покоренный “Атаман”» а следом за ним ― роман о металлургах « Горячая верста » (1973). В них развернута картина «тайной» деятельности «граждан мира» в науке, театре, гос. учреждениях, в печати. Оба романа подверглись ожесточенной критике: в «ЛГ» негативно отозвался Ф. Кузнецов («Жанр “Мещанского романа”, или переизданный “Атаман”» // ЛГ. 1972. 29 март.), а зав. отделом пропаганды ЦК КПСС А. Яковлев в известной ст. «Против антиисторизма» инкриминировал Д. «внесоциальное толкование социалистического прогресса» (ЛГ. 1972. 15 нояб.).

В 1960-х после знакомства с акад. Ф. Ф. Угловым Д. начинает борьбу против алкоголизма. В соавт. с ним Д. пишет кн. « Живем ли мы свой век » (1983). За один год изд-во «Молодая гвардия» трижды повторяет ее изд., и тираж кн. достигает полумиллиона экз., вскоре кн. переводится на др. языки и печ. в республиках СССР. 200 учителей подписывают письмо министру просвещения с просьбой сделать эту книгу школьным учебником. В занимательной кн. « Унесенные водкой » (1995) Д. с болью и сочувствием повествует о русских писателях, кот. спились в расцвете творч. сил. Один за другим выходят 2 романа, посвящ. алкогольной проблеме: « Судьба чемпиона » и « Мать-Россия, прости меня грешного ».

С 1988 Д. живет в Л-де, где напис. и изд. 16 романов. Их идеи обусловлены мировоззрением автора и его происхождением из глубин народа. Его героям генетически присуще чувство коллективизма, чужды эгоизм и жажда накопительства. Чистым и бескорыстным тружеником, думающим об общем благе предстает русский человек в произведениях Д. Идеализация героев не осталась незамеченной критикой.

В 1990-е Д. выпускает ряд романов, посвящ. теме инородческого засилья. Вопросам сионизма и масонства посвящены романы «Баронесса Настя», «Шальные миллионы», «Оккупация», «Поднятая купель», «Филимон и Антихрист», «Голгофа», «Похищение столицы», «Морской дьявол» . Авторская позиция запечатлена, напр., в реплике героя романа «Оккупация»: «Нет, Ваня, мы с тобой хотя и сломали Гитлеру хребет, но за спиной у нас, крепко вцепившись в холку, сидела власть иудейская. На неё недавно Сталин руку поднял, но ему по носу щёлкнули, и он, не нанося им урона, отступил».

В «Автобиографии» Д. признается: «Я за русскую империю, за то, чтобы мы по-прежнему жили вместе с народами бывших советских республик, за то, чтобы за проезд на троллейбусе платили по три копейки, а на метро пять копеек, чтобы квартиру мне предоставляли бесплатно, за квартирные услуги я бы платил по семь рублей, а хлеб у нас был почти уже бесплатный, и детей наших до окончания института учили бесплатно, и безработных у нас не было, и за сложную операцию с заболевшего человека полмиллиона не запрашивали. Вот этот дух моих желаний, естественных для каждого нормального человека и разлит по страницам моих книг, этим и дышу я, и буду дышать до конца. Я нахожусь в оппозиции к власти и, наверное, за это получил медаль Жукова, а в нынешнем году меня дважды наградили орденом Сталина».

Роман Д. « Похищение столицы » (2001) ― о совр. М., о том, как «русская столица все более становится нерусской и на земле московской, как в адском котле, заваривается косовская трагедия». Размышляя об этом, Д. в «Автобиографии» высказывает свои опасения за судьбу России: «Не то ли, что и с Москвой, совершается у нас и с Россией?.. Не постигнет ли судьба Москвы и нашу великую, прекрасную Родину ― Россию?.. Мне кажется, уже постигла».

Гл. герой большинства романов Д. ― сам автор. В них первую роль играет его жизненная позиция. В романе « Последний Иван » изображен мир журналистов, издателей, писателей сер. XX в. В авторской аннотации Д. сообщает: «Дорогой читатель! Если ты русский ― прочти эту книгу. Она писалась для тебя. Иван Дроздов ― русский писатель, его книги замалчивались, их объявляли вредными и опасными. О себе он сказал: “Вся моя жизнь прошла в журналистском и писательском мире, а там много евреев. На обложке этой книги я мог бы написать: “Пятьдесят лет в еврейском строю”. Но я своей книге дал имя “Последний Иван”. Это потому, что они теснили меня со всех позиций, и я уходил, но уходил последним, когда уже не было никаких сил бороться. Ни одной позиции я не сдал ни под Сталинградом, ни под Курском, ни в битве за Будапешт, но здесь... отступал. Вместе со всем русским народом”. А вот почему мы отступали ― читатель узнает из этой книги».

Проблематика книг Д. привлекла внимание культурологов. Мемуарная проза Д. используется как авторитетный источник в исследовании «Феномен еврейства как загадка истории культуры» (СПб., 2007), авторы кот. рассматривают кн. «Последний Иван» как «очень интересный, поучительный документ эпохи, написанный честным, абсолютно неспособным кривить душой человеком».

Член СП России, руководитель трезвеннического движения «За трезвость нашего народа», вице-президент Международной Славянской Академии.

Бронзовый бюст Д. установлен в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе в М.

В 2016 Д. возвратился в М., где продолжил творч. и обществ. деятельность.

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 611.

Соч.: Радуга просится в дом. Донецк, 1965; Покоренный «Атаман». Донецк, 1968; Подземный меридиан. М., 1972; Горячая верста. М., 1973; Живем ли мы свой век / в соавт. с Ф. Угловым. М., 1983; Желтая роза. Л., 1990; Унесенные водкой. СПб., 1995; Баронесса Настя. СПб., 1997; Последний Иван. СПб., 1998; Шальные миллионы. СПб., 1999; Филимон и антихрист. СПб., 1999; Голгофа. СПб., 1999; Оккупация. СПб., 2000; Ледяная купель. СПб., 2000; Похищение столицы. СПб., 2001; Морской дьявол. СПб., 2002; Прости меня, грешного: Два романа. СПб., 2002; Митяй в гостях у Короля. СПб., 2003; Дубинушка. СПб., 2004; Разведенные мосты. СПб., 2005; Славянский котел. СПб., 2006; Суд идет. СПб., 2007.

Лит.: Чекин А. Дороги в завтра // В мире книг. 1968. № 11; Марченко В. Карьера Бориса Каирова // Октябрь. 1969. № 1; Юнацкевич П., Чигирев В., Горюнков С. Феномен еврейства как загадка истории культуры: поведение, этика, ментальность / Серия уч.-метод. пособий «Когнитивное управление: проблемы теории и эмпирический опыт». Вып. 1. СПб., 2007; Нелепин Р. Воспоминания о пережитом. Ч. 3. СПб., 2006; Шичко-Дроздова Л. Книги моего мужа // Дроздов И. Суд идет. СПб., 2007.

Сайты о писателе: http://ivandrozdov.com .

А. Мосин