Друговейко-Должанская Светлана Викторовна


ДРУГОВÉЙКО-ДОЛЖÁНСКАЯ Светлана Викторовна [9.10.1965, Л-д] - филолог.

В 1973–82 занималась в лит. клубе «Дерзание» Лен. Дворца пионеров, в кружке Н. Князевой, где познакомилась со мн. будущими изв. поэтами и литературоведами (Ю. Валиевой, А. Иконниковым-Галицким, Е. Мякишевым, В. Шубинским и др.). Об этом периоде ее биографии упоминается в кн. А. Иконникова-Галицкого «Пропущенное поколение»: «…Высокая красивая девочка с умными стихами (теперь она… учёная дама, преподаёт на филфаке СПбГУ и, увы, не пишет стихов)». Недолгое время была участником ЛИТО В. Сосноры (1982–83). Детские стихи неоднократно публ. в газ. «Ленинские искры», ж. «Искорка» и др. периодических изд.; подборка юношеских стих. (1983–85) опубл. в сб. «Время и Слово. Литературная студия Дворца пионеров» (СПб., 2006).

Закончила филол. фак-т ЛГУ (1988), дипл. работа ― по истории рус. языка (поэтика Кирилла Туровского); частично опубл. Еще будучи студенткой, руководила университетским ЛИТО (совм. с Г. В. Филипповым), участниками кот. были в те годы Е. Мурашова (впоследствии автор мн. книг для подростков), Н. Романова (поэт), И. Рак (автор научно-популярных книг по истории Др. Египта) и др. После окончания ун-та преподает на каф. русского яз. филфака СПбГУ.

В 1999 инициировала создание на филол. фак-те СПбГУ дополнительной специализации «Лит. критика и редактирование» (с 2009 магистерская программа «Филол. основы редактирования и критики»), где вели мастер-классы и преподавали В. Топоров, Н. Елисеев, С. Завьялов, В. Шубинский и др. петерб. литераторы. Выпускники этой образовательной программы ныне работают во всех ведущих СМИ и изд-вах СПб., выступают как лит. критики (В. Левенталь, Д. Трунченков).

Один из создателей и науч. руководитель популярного филол. интернет-портала « Культура письменной речи » ( www.gramma.ru ).

В 2001 совм. с С. П. Белокуровой опубл. учебно-методич. пособие « Русская лит-ра. Конец ХХв. Уроки совр. лит-ры » (СПб.: Паритет), выдержанное, по мнению В. Топорова, «в духе английского “пристального чтения”, французской “новой критики”, немецкого “искусства интерпретации” и не в последнюю очередь - тартуских мечтаний и метаний покойного Ю. М. Лотмана, со значительной, естественно, оглядкой на методологический идиотизм всяческих роно и гороно». Как отмечает рецензент, знакомство с пособием помогает избавиться «от привычки читать поверхностно».

В 2003–05 лит.-критич. заметки Д.-Д. регулярно публиковались в рубрике «Тиражи и миражи» газ. «СПб. ведомости» (« Энциклопедия петербургской жизни » (о книге Г. Григорьева и С. Носова «Доска, или Встречи на Сенной») - 2003, 24 окт.; « Бестселлер, которого достойна нация? » (о премии «Национальный бестселлер») - 2004, 15 июн. и др.).

Была редактором сб. «Русская стихотворная эпитафия» (Новая библиотека поэта. Большая серия. СПб., 1998), книг серии «Инстанция вкуса» изд-ва «Лимбус Пресс» (сб. лит.-критич. эссе Е. Шварц, О. Давыдова, М. Трофименкова), а также серии «Творческие объединения Л-да» (сост. Ю. Валиева): «Время и Слово. Лит. студия Дворца пионеров» (СПб., 2006), «Сумерки “Сайгона”» (СПб., 2009), «Лица петербургской поэзии: 1950–90-е. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энциклопедии» (СПб., 2011).

Редактор и один из составителей сб. «Литературная матрица: Учебник, написанный писателями» (СПб.: Лимбус Пресс, 2011), кот. И. Н. Сухих аттестовал как «самый успешный литературный проект последних десятилетий»: «Со времен републикации в СССР “Прогулок с Пушкиным” А. Синявского не припомнить такого количества рассуждений и обсуждений, критик и антикритик, круглых столов и полемических дуэлей. К информационному шуму подключились даже школьники, не пишущие теперь сочинений по Пушкину, но рассуждающие о том, насколько хорошо писатель Икс в “Матрице” понял творчество Маяковского, а Игрек не понял Чехова». Успех издания, критич. отзывы на кот. исчисляются мн. десятками, сопровождался и обсуждением качества редакторской работы Д.-Д. Согласно оценке С. Белякова, именно на нее «и пала тяжелейшая обязанность - отредактировать сорок две статьи, согласовать редактуру с авторами, снабдить статьи необходимыми пояснениями, примечаниями, комментариями. Вадим Левенталь назвал Д.-Д. “лучшим редактором Петербурга . Но именно редактура и вызвала несколько скандалов в литературном мире. Сначала Александр Карасёв, не согласившись с редактором, забрал у издателей рукопись. Дальше - больше. Эссе Андрея Левкина “Хоть подпишу Шеншин, а все же выйдет Фет” отредактировали так, что автор не узнал собственный текст». Самый резкий отзыв принадлежит Б. Кузьминскому: «Ноль желания знакомиться с двухтомной авторской монографией г-жи Д.-Д., выкроенной из пришлых материалов в соответствии с ее, г-жи Д.-Д., представлением о русской литературе».

Эссе Д.-Д. « Противофаза забвения » напеч. в сб. «Время и Слово. Лит. студия Дворца пионеров» (СПб., 2006), эссе « Мне не спится » - в альм. «Лит. кубики» (2009. № 6). По поводу последнего В. Топоров заметил: «Мне случалось хвалить … Светлану… - и не сомневаюсь, что новые поводы для похвал найдутся в этой жизни, но, увы, не в этом номере альманаха».

Номинатор премий «Нац. бестселлер», «Русский Букер», член оргкомитета премии «Мнемозина», участник проекта «СПб. Культурный центр им. Андрея Белого».

На присуждение премии «Нац. бестселлер» 2011 номинировала рукопись романа «Ты так любишь эти фильмы» таинственного Фигля-Мигля, о личности кот. «окололитературная тусовка» продолжает строить догадки. Поговаривали, что под этим псевд. могут скрываться В. Топоров, П. Крусанов, М. Трофименков, М. Брашинский или Т. Москвина, однако постепенно укрепилось мнение, что автор романов «Щастье», «Ты так любишь эти фильмы» и др. прений, подписанных именем Фигля-Мигля, должен быть а) петербужцем; б) женщиной; в) филологом; г) преподавателем СПбГУ и, судя по его лит. предпочтениям, входить в возрастную категорию «45+» (Е. Некрасова. Как я искала великого писателя Фигля-Мигля // http://www.online812.ru/2011/06/29/010/ ), после чего в прессе появились намеки на то, что «Ф.-М. = Д.-Д.». Так, И. Карев сообщает, что раскрывать анонимность Фигля-Мигля организаторы премии не планируют, т.к. «знают этого автора лично и готовы - в случае победы - вручить приз его номинатору». Автор рецензии «…Но не знал, что так скоро», скрывшийся под инициалами М. Ф., аргументирует: «Рукопись романа была выдвинута на премию коллегой автора, филологом Д.-Д. (нет-нет, это не с нее списана главная героиня “Фильмов”!), благосклонную рецензию написал д.ф.н. Андрей Степанов, еще один его коллега, и наконец, при финальном голосовании “Фильмы” поддержал главный Человек из Университета, профессор Сергей Богданов». Впрочем, эти соображения продолжают оставаться догадками.

Соч.: Лингвостилистический анализ отрывка из «Слова на Фомину неделю» епископа Кирилла Туровского // Ист. стилистика русского яз. Петрозаводск, 1998; Русская лит-ра. Кон. ХХ в. Уроки совр. лит-ры. СПб., 2001 (совм. с С. Белокуровой); Стихи // Время и Слово. Лит. студия Дворца пионеров. СПб., 2006; Противофаза забвения: Эссе / Там же; Мне не спится: Эссе // Лит. кубики: Альм. 2009. № 6; Речь о Юлии Валиевой // Премия Андрея Белого (2011–12) / Сост. Б. Останин. СПб.: Гельветика, 2016.

Лит.: Топоров В. Рука не поднимается сказать: Пирамида словесности и ее основание // Известия. 2002. 2 сент.; Мелихов А. Об уроках русской лит-ры // Нева. 2003. № 6; Топоров В. Не в этой жизни // Лит. кубики. 2009. № 6; Сухих И. Панк Чацкий, брат Пушкин и моск. дукаты: «Лит. матрица» как автопортрет // Нева. 2011. № 6; Беляков С. Писатели и самоубийство // Новый мир. 2011. № 2; Левенталь В. Лит-ра по-петрушевски // Соль. 2010. 18 окт.; М. Ф. «...Но не знал, что так скоро» // НЛО. 2011. № 111; Карев И. «Нацбест», ясен пень // Газета.ру ( http://www.gazeta.ru/culture/2011/04/27/a_3595877.shtml ).

О. Богданова

  • Друговейко-Должанская Светлана Викторовна