Дубовская Софья Исааковна


ДУБÓВСКАЯ Софья Исааковна [27.12.1932, Л-д] ― архитектор, художник, поэт.

Отец - к. техн. н., специалист в обл. энергетики, мать- муз. педагог.

Выпускница архитект. фак-та ЛИСИ (1956). Училась у выдающихся мастеров: архитектуре - у А. Оля, В. Каменского, живописи - у Н. Подберезского, А. Ведерникова. Осн. осуществлённые работы: судоверфь в г. Александрии, Египет, интерьеры Культурного центра в Л-де, экспозиция Народного музея искусства блокадного Л-да «А музы не молчали». Музей занесён в «Золотую книгу памяти СПб.». В 1960-е работала с моск. группой авангардного искусства «Движение», илл. «St. Petersburgische Zeitung / СПб. газета» и книж. издания.

Профес. деятельность органично сочетается с интересом к лит-ре и изобразительному искусству. Д. автор более 10 персонал. Худож. выставок, первая из кот. состоялась в Финляндии в 1995. Альбом "Цвет", акварель, пастель (2019). 

С перв. сознательных оценок окружающего мира определился интерес Д. к нетрадиц. явлениям в сфере искусств, тн. выход из плоскости. В поэтич. опытах - это разработка свободного стиха. Перв. стихи-размышления напис. в школьные годы. В поисках лит. окружения Д. пришла в ред. ж. «Нева». Беседа с В. Рождественским, руководителем отдела поэзии, стала напутствием для Д. и стимулом для тв-ва. Впоследствии занималась в ЛИТО Гл. Семёнова, называя это вр. «мои университеты», когда она впитывала «дух» совр. поэтич. слова, чувство времени. Поддержкой для Д. стало тв-во поэта Г. Алексеева, признанного мастера верлибра и однокурсника по архитектурному фак-ту. Памяти Алексеева Д. посвятила «Элегию» . В кон. 1980-х посещала при Доме писателя семинар для поэтов-либристов под рук. Э. Шмитке.

Летом 1991 в момент обсуждения вопроса о возвращении городу ист. имени подгот. кн. под назв. «Экс-столица » (вышла в 1992): «Придя в зеркальную гостиную / Увидишь в глубине зеркал / Беседой заняты старинною / Любители санкт-петербургских зал». Д. пишет свободные стихи ― часто без рифмы, без формы внешней - но ее стихи обладают внутр. формой, самодисциплиной, архитектоникой. Циклы стихов и циклы акварелей нередко возникают параллельно («Сирень для бога войны» и др.).

В 1994 по инициативе Д. изд. колл. сб. стихов «Анфилада», одним из сост., художников и авторов она стала. Её собств. подборка стихов в нем насчитывает более 40 стр., являясь книгой в книге.

В 1998 вышла кн. Д. «Миниатюры». Можно сказать, что эта книга - миниатюра в квадрате, ибо «малой форме» стихов соответствует миниатюрный формат книги: 52х76 мм. В ней собраны стихи, напис. в разных поэтич. стилях: рифмованные четверостишия (катрены), гекзаметры, верлибры. Каждый жанр заключен в свой раздел, худож. оформление кот. отвечает поэтич. стилю миниатюр.

В кн. 2007 « Город на бумаге » СПб. увиден глазами архитектора: «Листаю каменную летопись ― / На языке стекла и кирпича / Изъясняются строчки окон». Но город трактуется не только внешним обликом, это еще и действующие лица, диалоги, воспоминания, посвящения: «лицо и красота / всегда ли вы в ладу? / людские взоры беспощадны / античный образец к присяге приведут / и горе профилю / если задирает нос». А в завершение поэтич. монологов читателю предложен в прозе взгляд на поэзию «Диалог по поводу свободных стихов».

Д. печ. в периодике, в поэтич. антол., альм., сб., в т.ч. «Высокая поэзия России», «Абрис», «Прикосновение», «Actus morbi», журн. «Золотое слово», серия «Петраэдр». Перв. серьёзная публикация стих. Д. появилась в альм. «Молодой Л-д» в 1989. Творч. манера Д. органична для лен.-петерб. поэтич. школы.

В 2000-е Д сотрудничает с ж. «СПб. ун-т» не только как поэт и прозаик, но и как иллюстратор.

Дважды участвовала в Моск. фестивале свободного стиха (1990, 1997), как участник 1-го фестиваля представлена стих-ем « Портрет » в «Антологии русского верлибра» (1991).

В 2003 принимала участие в передачах на радио «Открытый город» в честь 300-летия СПб.

В кн. прозы « С милого севера в сторону южную » (2006) Д. ведёт рассказ о путешествии по земле Израиля, в кот. совр. видение природы и городов Израиля сочетается с путешествием в многовековую историю Палестины. На страницах прозы Д. уживаются стихотв. миниатюры, кот. дополнены рисунками и акварелями автора. Книга открывает цикл повестей в жанре «путевая проза».

Кн. « Начало века » (2009) включает три раздела, три самостоятельные темы. Первый ― «Коллекция миниатюр» ― ориентирован на главенство формы в миниатюре, на характер и стиль. Второй возвращает к привычному формату лирич. стих-я. Одно из стих. дает название и разделу, и книге: «Начало века». Третий раздел «Заморские этюды» отправляет героя в путешествие, в надежде на то, что он щедро поделится впечатлениями об увиденном. Иллюстрации автора: цветные репродукции картин.

В стихах Д привлекает зримость образов. Что дарует глаз (архитектора), то пересоздаёт слово (поэта). Д. как бы обживает пространство. В нем действуют разные величины, рассеяны краски и полутона, разбросаны детали, из кот. лепится, рисуется словесный образ, произносится монолог. Но в этом монологе часто незримо присутствует второе лицо: «Ты сказала: / ― Дальше сердца / Ни одна из нас не убежит»; «Я сурова. Смотрю на тебя / Не своими глазами»; «О тебе я подумала, / Мол, на черный день…»; «Когда ты говорил, / я слышала / два голоса»; «Я протянула пачку сигарет. / Теперь это заменяет яблоко…». Концентрированность чувства, краткость и напряжённость действия усиливаются, когда монолог внезапно звучит диалогом, а контакты с лирич. героем грозят обернуться конфликтами- вот та органич. основа, что объединяет стихи, написанные Д. в разные годы и по разному поводу.

В 2013 г. вышла 2-я книга цикла «путевая проза», «Рукопись, найденная в дорожной сумке. Из Старого Света в Новый Свет». Цикл продолжают книги «Петергоф неба и воды» (2015), «Меткие щелчки фортуны» (2016), «Злата Прага» (2018). Книга «Италия как мимолётное виденье» (2020) завершает цикл. Цикл сохраняет и развивает высказанное в ранних книгах отношение к окружающей реальности. Современные города и природа сочетаются с путешествием в многовековую историю. Для прозы Д. характерна простота изложения, что позволяет увидеть то, о чём написано, с максимальной степенью достоверности.

Действ. член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина. Член Союз архитекторов СПб., Российского Межрегионального СП, Всемирного клуба петербуржцев. Имеет награды.

Соч .: Восемь стих. // Молодой Л-д. Л., 1989; Портрет: стих. // Антология русского верлибра. М., 1991; Экс-столица: стих. Волхов, 1992; Аве Мария: стих. // St-Petersburgische Zeitung / СПб. газ. СПб., 1993; У врат адмиралтейства: стих. СПб., 1994; Сезон чести: стих. / вст. ст. А. Шумилова. СПб., 1997; Стих. // Мечом уст моих. СПб., 1997; Миниатюры: стих. СПб., 1998; Стих. // Абрис. СПб., 1999; Всё было, кроме нас: стих. (в кассете) СПб., 2000; Петергофские вёрсты: стих. // СПб. ун-т. СПб., 2001. № 6. 26 февр.; Сирень для бога войны: стих. СПб., 2002; С милого севера в сторону южную. Повесть о музыке времён на земле Израиля: проза / вст. ст. А. Печниковой. СПб., 2006; Вспоминая Екатерину Дашкову: проза // Золотое слово. СПб., 2006. № 3; Запад есть Запад - а Восток есть Восток?: проза // СПб. ун-т. СПб., 2007. № 1. 30 янв.; Город на бумаге: Стих. проза. СПб., 2007; Начало века: стих. СПб., 2009; Стих. // Автограф времени. СПб., 2012. № 6, Судьбы поэзии новейшего времени: проза // Есть час на те слова. СПб., 2011; Стих. // Как становятся экстремистами. М., 2013; Вокруг старинной поэтической судьбы: проза // Золотое слово. СПб., 2013. № 7; Воспоминания: проза // Дети войны. СПб., 2014; Аве Мария: стих. СПб., 2013; Рукопись, найденная в дорожной сумке. Проза. СПб., 2013; Петергоф неба и воды: стих., проза. СПб., 2015; Стих. // Увидеть слово. СПб., 2015. № 35; Стих. // Фантастический театр, СПб., 2016. № 41; Музы не молчали: проза // Золотое слово. СПб., 2017. № 15; Стих // Золотое слово. СПб., 2018. № 17; Егерский обход: проза // Волшебные сны. СПб., 2019; Силы мои омылись: проза // Золотое слово. СПб., 2020. № 21; Меткие щелчки Фортуны: стих., проза. СПб., 2016; Злата Прага»: проза / вст. ст. А. Печниковой. СПб., 2018; Италия как мимолётное видение: проза. СПб., 2020; Сад скульптур: проза // О чем молчат камни. СПб., 2021.

Лит. Тарановская М. Тв-во лен. архитекторов. СПб., 1979; Оd rodina po moora. Братислава, 1973; Dubowskaja ruvaa katoavaa miljoota // Kurikka - lehti (Финляндия). 1995; Манукян В. Анфилада // Миниатюра. 1995. Вып. 4. Февр.; Иванова М. Объяснение в любви // Коломна. 1996. № 30; Рыбаков Н. Сады Петербурга // Славянка сегодня. 1996. № 44; Цивилёва И. Пера и кисти вдохновенье // Нарвская застава. 2010. № 22; Новиков В. От хаоса звуков к магии слов. СПб., 2011.

С. Лаевский

  • Дубовская Софья Исааковна