Дудин Михаил Александрович
ДУ́ДИН Михаил Александрович [7(20).11.1916, дер. Клевнево Нерехтского у. Костромской губ. (ныне Фурмановский р-н Ивановской обл.) - 31.12.1993, СПб.; похоронен в д. Вязовское Фурмановского р-на Ивановской обл.] - поэт, прозаик, переводчик, обществ. деятель.
Родился в крестьянской семье, рано остался сиротой. Грамоте научил его - по кн. стихов Н. А. Некрасова - дед. Д. учился в школе крестьянской молодежи.
По окончании Ивановской текстильной фабрики-школы работал в местной молодежной газ., учился на веч. отд. Ивановского пед. ин-та. Сблизился с начинающими поэтами В. Жуковым и Н. Майоровым.
Начал печ. с 1934. Перв. книга стих. Д. « Ливень » (1940) вышла в Иванове (из лирики 1930-х в дальнейшем перепечатывал только стихи « Листопад », « Гроза », « Сначала только я заметил ...», завершающееся дерзким вызовом: «Ты жив еще, подлец Мартынов. / Вставай к барьеру! Я иду!»).
Идеи родства, братства людей Земли, пронизывающие тв-во Д., составлявшие смысл его обществ. деятельности, всегда сочетались с глубоким самоощущением русского человека и поэта, с привязанностью к «родному очагу», «единственной родине» - ивановской земле (оттуда родом и традиционный русский стих Д.). Как позывные нежной любви к отечеству в стихах звучат названия д. Клевнево, Вязовское, имя речки - Молохта. Светла и благодарна память поэта о матери Елене Васильевне (поэма « Останется любовь », 1961; стих. « Вязовское », « После возвращения », оба - 1976; « Материнский крест », 1977; « По вечерам дрова горят в печурке ...»).
В 1939 был призван в армию, на фронт. Точкой отсчета поэтич. пути считал тетрадь стих. « Жесткий снег » (зима 1939–40). Обожженные огнем тяжелых боев на Карельском перешейке во время финской кампании, эти стихи выбрал из потока почты и опубл. в перв. номерах «Звезды» за 1941 Н. Тихонов (чувство благодарности своему «крестному отцу» Д. пронес через всю жизнь). С 1942 работал во фронтовых газ. Член СП СССР с 19 апр. 1942.
Член ВКП(б) с 1951.
Д. - участник героич. обороны Ханко (подружился там с земляком художником Б. Пророковым, вместе работали в газ. «Красный Гангут», соавторы письма «барону фон Маннергейму»). Участник обороны Л-да. Был принят в СП на фронте весной 1942. Во время войны вышли сб. стихов Д. « Фляга », « Военная Нева » (оба - 1943), « Дорога гвардии », « Костер на перекрестке » (оба - 1944). В М. поэт П. Антокольский собрал произведения Д., печатавшиеся в «Комсомольской правде», и составил сб. « Стихи » (1943). Особенно широкую известность принесло стих. « Соловьи » (1942). Сердцу нужно было «сгореть» и вновь забиться над пеплом утрат, чтобы стихи о гибели товарища зазвучали песнью торжествующей жизни, чтобы лес и все мироздание заполнило томительное пение соловья («Я славлю смерть во имя нашей жизни, / О мертвых мы поговорим потом»). Д. принес в поэзию романтич. воодушевление молодой, чистой натуры; война не огрубляла и не старила ее.
На войне в Д. окрепло чувство поколения. Шеренгой поэта навсегда стали С. Орлов и Г. Суворов, С. Наровчатов и М. Луконин, А. Межиров и М. Максимов. С годами все чаще приходилось писать друзьям реквием, самый известный - он звучал и при прощании с Д. - « Памяти Михаила Луконина » (1976): «...Идем, салютуя живущим / Разрывами наших сердец».
Война надолго «вошла в глаза» поэта, отозвалась в ст. и публицистике Д. строгой, бессрочной памятью (поэмы « Вчера была война », 1946; « Песня Вороньей горе », 1964; стих. « Наши песни спеты на войне », 1965; « Вдогонку уплывающей по Неве льдине », 1966; « Это память от зари до зари », 1975; « В День Победы », « Товарищам 1941 года », оба - 1986; очерки, посвящ. фронтовому братству, гангутцам в кн. « После притяжения », 1981 и 1984; повесть « Где наша не пропадала », 1967).
Вернувшись к мирной жизни, Д. отдал щедрую дань лирич. созерцанию, наслаждению красотой природы, женщины, упоению тишиной (лирич. цикл « Вологодское лето », др. назв. « Упрямое пространство », 1959, поэма « Четвертая зона », 1959, стихи в кн. « Дерево для аиста », 1980, и др.). И все-таки доминантой поэзии Д. 1950–70-х стала тревога: она меньше всего определяется приверженностью общеромантической традиции, это - чувство гражданское, не случайно тревоге в стихах и поэмах Д. постоянно сопутствует память.
В 1960-е пишет поэмы «Песня Вороньей горе», « Песня моим комиссарам » (1964), « Песня дальней дороге » (1965). Особенно примечательна последняя. Написанная через пять лет после «За далью - даль», поэма Д. о путешествии к правде не повторяет А. Твардовского. События эпохи как бы проносятся за окнами «вечного» поезда, напоминая о величии века и о позоре фашизма. В калейдоскопе лиц, происшествий, свободном перемещении из настоящего в прошлое и обратно, из страны в страну, с материка на материк - своя логика, при всей импровизационности поэмы-песни. Поезд мчится мимо городов, чудес света, но миновать горе человеческое «бесплацкартный» пассажир (поэт) не может. Все здесь пронизано болью и тревогой за будущее Земли людей («Есть тоска о смертном часе / И для всех один рассвет. / Есть Земля. / И нет в запасе / У Земли других / планет»). Дальняя дорога у Д. не столько географическое понятие, сколько состояние души, выражение беспокойного поиска истины.
Д. - лирик в изначальном значении слова. « Книга лирики » (1986) - его гл. книга, где и поэмы - части, звенья лирич. монолога. В лирике Д. узнаваемы натура, характер поэта, черты его личности, из кот. важнейшая - дар общения. В книгах стих. « Дерево для аиста», «Ключ » (1983), « Полынь » (1985) немало дружеских посланий - подарков к праздникам, юбилеям, а чаще - писем по будним дням. Адресаты посланий - единомышленники, друзья: К. Кулиев и Д. Кугультинов, С. Гейченко и В. Жуков, Л. Мкртчян и С. Капутикян. Само послание у Д. - малый прообраз человеч. братства «сыновей одной Земли, одной земной печали» (« Письмо Кайсыну ». 1971).
Д. много послужил сближению разных народов, культур, лит-р как переводчик (пер. с грузинского - Н. Бараташвили, с украинского - М. Бажана, И. Драча, с башкирского - М. Карима, с балкарского - К. Кулиева; среди переводч. открытий Д. - писавшая по-шведски Э. Седергран - «Возвращение домой», 1991). Характерно название кн. избр. переводов Д. - « Все вместе » (1980). Особой любовью Д. была Армения: он переводил А. Исаакяна, Е. Чаренца, В. Терьяна, А. Сагияна; был первым русским поэтом, приехавшим в 1988 в Нагорный Карабах выразить сочувствие и солидарность народу Карабаха, провозгласившего независимость; гонорар за изд. книги посвящений, переводов, эссе, стихов « Земля обетованная » (Ереван, 1989) передал пострадавшим от землетрясения.
Д. много издавался, не был обойден вниманием властей, имел высокие награды и звания. Но стихи Д., г.о. написанные в посл. годы, разрушают стереотип удачника, баловня судьбы, любимца «системы». В чернобыльском цикле « Сегодня » (1986), в « Стихах из дневника Гамлета » (1984), кн. « Полынь », « Заканчивается двадцатый век ...» (1989) волна романтич. надежд, ожиданий, восторгов спала, обнажив на берегу лирики горькую соль раздумий о сущем; поэтич. речь, насыщенная, сжатая, зазвучала жестко, неукрашенно, задевая слух резкой прямотой правды, афористичностью невеселых откровений («Святая Правда есть, / Но что с нее возьмешь?.. / Власть - любит лесть, / А лесть - рождает ложь. / И нас с тобой / Опутало вранье. / И над земной судьбой / Кружится воронье», 1984). Не удивительно, что наиболее дорогие Д. стихи втор. пол. 1970-х - нач. 1980-х « Давид Кугультинов в Норильске », « Тихий вздох над Сибирью», «Слово о словах», «У могилы Неизвестного солдата » («...И тоска мою душу гнетет, / И осенние никнут растения, / И по мрамору листья метет / Оскорбительный ветер забвения») и др. упорно не пропускала цензура.
На трудном переломе истории, в годы перестройки, Д. заново нашел себя как поэт. Нелегкие раздумья о былом и нынешнем, разочарования, горькие прозрения искали выход не в митинговых обращениях, не в скороспелой публицистике на злобу дня, а в стих. выстраданных, отточенных. В циклах стих. « На повороте в завтра», «У вечернего огня » (оба - 1988), « Песни убегающей воде», «Десять открыток с берега беды » (оба - 1991), « После полуночи » (1992), « Одинокий дуб в чистом поле » (1993) талант поэта раскрылся в ипостаси трагической. Д. тяжело пережил распад СССР: «Я нищим стал: Все растерял по свету,- / Меня уже наполовину нету / ...Расторглась жизнь, распались времена...» (« Моя молитва под новый 1992 год »). В душе поэта гудели колокола, «разбитые предчувствием крушенья». Гудели - и созывали помнить и про «вологодский конвой», и про «тревоги и страхи», и про «оскверненные хамом храмы». Образы времени в поздней лирике Д. то жутки («там, где шумит базарная толпа / ...Немцу жулик ловкий / За доллары сбывает черепа / Моих друзей, убитых под Дубровкой»), то жалобны («Умирает солдат недужный, / Никому на земле не нужный»), то просветлены надеждой на «чудо живое любви», на мастерство и упорство народа.
Из названных циклов сложилась последн. кн. Д. « Дорогой крови по дороге к Богу » (1995). В ней голос честного, совестливого сына своего времени, кот. не отрекается от прошлого, требует: «Не распинай мой день вчерашний...», но берет на себя личную ответственность за все, что было в прошлом позорного, унизительного («...Со всеми вместе я орал „Ура!” / И до мозолей отбивал ладоши...»), не может смириться со своей ненужностью в настоящем («Я жить без веры не умею / И быть ненужным не могу»).
Поздн. лирика Д. мужественна и печальна. Стихи окрашивает мотив прощания («Как много нам досталось, / Как мало нас осталось. / И с жизнью эта малость / Прощается теперь»).
Д. не смог при жизни выпустить свою посл. книгу. Между тем он надеялся ее изданием заработать средства на восстановление церкви в с. Вязовское Ивановской обл., возле кот. похоронена его мать и где он сам хотел обрести (и обрел) «последнюю квартиру», - воля Д., выраженная в стихах « Вместо завещания » (1986) («Найдите мне место на этом погосте...»), была выполнена 6 янв. 1994.
Портрет Д. довершает кн. « Грешные рифмы » (1992), изданная благодаря помощи СПб. Комитета мира и согласия (Комитета защиты мира), где Д. в теч. двадцати лет был председателем. В этой кн. собрано то, что сам поэт называл «мелким хулиганством»,- ходившие в списках, известные с голоса присловья, строфы, частушки, эпиграммы, словом - «грешные рифмы». Острые, точные, веселые и горькие, на грани риска, они бьют по мишеням безнравственной политики, глупости, графоманства, мелочности, подлости, они социально и портретно выразительны («Я любил тебя, Маланья, / До партийного собранья. / Как открылись прения - / Изменились мнения»; «Лежит милая в постели, / А я лежу под койкою. / Как же мы достигнем цели / С этой перестройкою?»).
У Д. было много обществ. обязанностей, к кот. он относился ответственно, неформально. Многим молодым литераторам помог войти в лит-ру, выпустить перв. книги. Многим рядовым ленинградцам, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР двух созывов, помог преодолеть бытовые неустройства, найти справедливость на работе, вернуть доброе имя. По натуре он был заступник. В своих делах, идеях, с кот. выступал, руководствовался истиной, что «без прошлого нет будущего», что подвиг соотечественников должен быть достойно увековечен и ни одно имя при этом не забыто. По инициативе Д. вокруг Л-да был создан Зеленый пояс славы, в самом городе основан музей защитников Ханко. На гранитных и мраморных плитах города сохраняются его слова - стихотв. надписи по обеим сторонам входа на Пискаревское кладб., эпитафии на братской могиле Серафимовского кладб., на памятниках защитникам Л-да.
За организацию и проведение Всесоюзного пушкинского праздника поэзии и пропаганду творчества А. С. Пушкина в 1977 Д. присвоено звание «Почётный гражданин Пушкинских Гор». Стихи Д. высечены на обелиске на могиле неизвестного солдата при входе в Михайловские рощи со стороны д. Бугрово.
Совм. с С. С. Орловым напис. сценарий фильма «Жаворонок» (1964), посвящ. подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии.
Секретарь Правления СП СССР (1986-1991), сопредседатель Союза российских писателей (с 1991).
В 1993 подписал «Письмо 42-х», хотя подлинность его подписи подвергается сомнению.
Герой соц. труда СССР (1976). Награжден орденами (в т.ч. орден Окт. революции, Трудового Красного знамени, Отеч. войны II степ., Дружбы народов) и мн. медалями СССР.
Лауреат Гос. премии РСФСР им. М. Горького (1972; за кн. стихов «Время»), Гос. премии СССР (1981; за циклы стихов «Седое сердце», «Дерево для аиста», «Полярный круг», «Западный берег», «Забытая тетрадь»).
Перевёл много стихов с языков народов СССР. Гонорар за книгу «Земля обетованная», изд. в Ереване в 1989 передал жертвам землетрясения Армении.
Песни на стихи Д. звучат в кинофильмах «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица», на его стихи напис. песни ряда композиторов (в т.ч. Давида Тухманова, Андрея Петрова). На стих. « Снегири » написал песню, ставшую шлягером, композитор и исполнитель Юрий Антонов.
Посмертный сб. стихов Д. « Над пропастью слова и дела » вышел в СПб. в 2001.
По завещанию поэта тело Д. похоронено в д. Вязовское на территории церкви святителя Димитрия Ростовского рядом с могилой матери. «Там жимолости розовая пена, / Смородина, да хмеля благодать, / Поля в цвету. Там и жила Елена / Васильевна, - моя родная мать…» (1943).
С 1994 в г. Фурманове (б. Середа) проводится областной открытый песенно-поэтич. фестиваль «Сей зерно», посвящ. памяти М. А. Дудина. В 1997 в рамках фестиваля была учреждена обл. премия «За популяризацию и приобщение к лит. наследию М. А. Дудина».
В июне 2012 в СПб. в р-не новостроек «Северная долина» 3-й Верхний переулок был переименован в улицу М. А. Дудина, где 20 нояб. того же года была торжественно открыта памятная доска в честь поэта.
В связи со столетием поэта 2017-й год был объявлен годом М. А. Дудина.
В 2017 в Иванове в Лит. сквере города был открыт бюст Д.
Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 112. 1267 ед. хр. 1927–86 гг. - включает рукописи: стихотворения, стихотв. циклы, поэмы, повести, рассказы, сценарий кинофильма «Жаворонок», либретто муз. комедии «Веселый грузовик», переводы, статьи, выступления, интервью, альбом со стихами, рисунками, дружескими шаржами, переводы стихов, нотные рукописи песен на стихи Д., письма. Автобиографические записи (1952–80) и др.
Соч. : СС: в 3 т. Л.: Худож. лит-ра, 1976–77; Клубок: Стих, и поэмы. Л., 1978; Ключ: Новые стихи и переводы / илл. М. Дудина. Л., 1983; После притяжения: Проза о поэзии / рис. M. Дудина. Л., 1984; Полынь. Л.: Сов. писатель, 1985; Книга лирики. Л.: Худож. лит-ра, 1986; Стая. М.: Книга, 1986; СС: в 4 т. M.: Современник, 1987–88; Заканчивается двадцатый век... Стихи. Л.: Сов. писатель, 1989; Святогорское лето: стихи. Л.: Сов. писатель, 1989; Судьба. Л.: Детская лит-ра, 1991; Грешные рифмы. СПб., 1992 (М., 1990); Дорогой крови по дороге к Богу: стих-я. 1986–93. СПб.: Печатный двор, 1995; Над пропастью слова и дела. СПб.: Стройиздат, 2001; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.
Лит.: Шошин В. Михаил Дудин: Лит. портрет. Ярославль, 1976; Хренков Д. Михаил Дудин: Пять штрихов к портрету. М., 1976; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Лавров В. Михаил Дудин: Очерк поэзии. Л., 1986 (1976); Будьте, пожалуйста!: Друзья вспоминают Михаила Дудина. СПб.: ж-л «Нева», 1995; Михайлов А. «Ушёл ещё один солдат…» [о Михаиле Дудине] // Лит. обозрение. 1995. № 2; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996; Измайлов А. Слово о Мих. Дудине: Лит. портрет. СПб.: Сев. звезда, 2016; Андреева Н. Бессмертный подвиг ленинградцев, мужество и стойкость сов. солдат - гл. тема тв-ва Мих. Дудина // Невский альм. 2017. № 4 (96).
Н. Банк