Дворецкий Игнатий Моисеевич
ДВОРЕ́ЦКИЙ Игнатий (Израиль) Моисеевич [2.5.1919, ст. Слюдянка Иркутской губ. - 17.5.1987, Л-д, похоронен на Ново-Волковском кладб.] - очеркист, прозаик, драматург, сценарист.
Отец Д. до 1917 участвовал в рев. движении, был членом партии эсеров-максималистов, за участие в террористич. акте отбывал в Сибири каторжные работы, потом остался в Сибири, был после революции рабочим и служащим. В 1938 репрессирован, погиб в лагерях. Мать происходила из семьи, отправленной в Сибирь на поселение, родилась в Александровском централе - знаменитой тюрьме. В нач. 1920-х родители Д. расстались. Отец уехал в М., мать второй раз вышла замуж.
В детстве Д. не раз убегал из дому. Не поступив после окончания школы в ин-т, уехал в Херсон, работал там на верфи. Через год поступил в Моск. ин-т гос. права, где проучился 2 года. В июле 1940 Д. с группой студентов был арестован и осужден по уголовной статье. Однако решение вынес не суд, а Особое совещание, и всем, как вспоминал Д., «дали по восемь лет срока и статью „социально опасный элемент”». Д. добавили еще срок как сыну «врага народа». Несколько раз он пытался бежать, за последний побег был осужден еще на 3 года заключения и отправлен на Колыму. Во время Великой Отечественной войны Д. подал 6 заявлений с просьбой об отправке на фронт, но его не отпустили. На Колыме Д. «работал как все - землекопом, слесарем, возчиком, статистиком, трактористом, рыбаком, грузчиком, а последний год руководителем лагерной агитбригады».
В 1946 был амнистирован. Вернулся в Иркутск, работал на хозяйственной работе, затем три года в газ. Восточно-Сибирского воен. округа «Сов. боец». 2 года заочно учился на филол. фак-те Иркутского ун-та.
Перв. публикация состоялась в 1948. В 1949 участвовал в творч. конференции молодых писателей Иркутской обл. К этому был приурочен выпуск местным отделением СП его машинописного сб. рассказов, напис. в 1947–49. В них Д. писал о том, что видел в корреспондентских поездках. В 1952 вышла повесть Д. « Тайга весенняя » о сибирском леспромхозе, в 1954 - книга рассказов « Полноводье ».
С 1955 - член СП СССР. Переехал в М., учился на Высших лит. курсах вместе с Кулиевым, Аграновским, Айтматовым, Падериным и др. В 1956–59 в центр. ж. опубл. очерки Д. о строительстве Братской ГЭС. В 1957 в «Молодой гвардии» напеч. во многом автобиогр. повесть « Командировка ».
В 1958 получил заказ на пьесу от моск. Театра им. А. С. Пушкина. 27 окт. 1959 состоялась премьера пьесы « Трасса » в Л-де, в БДТ им. М. Горького. Днем позже прошла премьера в М. Так Д. стал драматургом.
В 1964 переехал в Л-д. В 1967 по заказу ТЮЗа написал пьесу о школьниках « Мужчина семнадцати лет », кот. пользовалась большим успехом. В то же время «Ленфильм» заказал Д. сценарий. « Инженер » - так Д. назвал его - был написан, но студия им не занималась. Театр им. Ленсовета предложил Д. переделать сценарий для театр. сцены. Так родилась изв. пьеса Д.- « Человек со стороны » (1971), положившая начало т.н. «социологической драме». В «Человеке со стороны» Д. вывел на сцену нового героя - человека нач. 1970-х, полностью подчинившего себя делу, кот. он занят.
«Человек со стороны» стал в тв-ве Д. переломной пьесой. Дальнейшая эволюция героя его драматургии идет от максималиста, требующего полного подчинения делу («Человек со стороны»), к максималисту, воспринимающему дело как часть жизни, а не жизнь как жертву делу. Такой герой живет в согласии с самостоятельно выработанными правилами жизни, но стремясь понимать окружающих (« Ковалева из провинции », 1973; « Проводы », 1975; « Веранда в лесу », 1977; « Директор театра », 1984; « Члены общества кактусов », 1986). Возможно, на такую эволюцию героев Д. в какой-то мере оказало влияние руководство созданной им драматургич. мастерской, из кот. вышли С. Злотников, А. Галин, Л. Разумовская, А. Соколова, А. Кургатников и др. - драматурги «новой волны», сосредоточившиеся на частной, личной жизни своих персонажей.
Посл. пьесой Д. стала « Колыма », увидевшая свет уже после смерти автора. Перв. вариант пьесы написан еще в нач. 1960-х. В 1987, значительно изменив пьесу по форме, Д. создал вторую ред. В ней наши современники репетировали пьесу о Колыме на сцене народного театра, пытаясь одновременно понять характеры своих героев и объяснить себе и зрителям, людям кон. 1980-х, смысл жизни в тяжкое и страшное время. Эти попытки помогали им разобраться в собств. жизни.
Д. не создал того драматургич. единства, кот. можно было бы назвать театром Дворецкого. Но он создал своего героя - человека, кот. под разными именами переходил из одной пьесы в другую, меняясь вместе со временем и своим создателем.
Умер от воспаления лёгких после перенесённого инфаркта.
Соч .: Трасса. М.: ВУОАП, 1959; Большое волнение. М. ВУОАП, 1961 (М.: Искусство, 1962); Пьесы. М.: Сов. писатель, 1963; Мост и скрипка (Буря в стакане). М.: ВУОАП, 1964; Мужчина семнадцати лет. М.: ВУОАП, 1966; (М.: ВУОАП, 1977; нов. ред.); Человек со стороны. М.: ВУОАП, 1972; Ковалева из провинции. М.: ВУОАП, 1974; Проводы. М.: ВУОАП, 1975; Веранда в лесу. М.: ВУОАП, 1977 (Л., 1986); Трасса: Пьесы. Л.: Сов. писатель, 1978; Профессия Айзека Азимова. М.: ВААП, 1981; Директор театра // Свор. драматургия. 1983. № 4; Курортная зона // Театр. 1984. № 9; Члены общества кактусов: Трагикомич. диалоги // Звезда. 1986. № 10; Колыма: Героич. хроника // Нева. 1987. № 12; То же // Совр. драматургия. 1988. № 1.
Лит .: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Голикова Н. Анемподист, где ты? Эволюция производственной пьесы в тв-ве И. Дворецкого // Совр. драматургия. 1987. № 4; Чепуров А. Игнатий Дворецкий: Драматург и его дело. Л., 1989; Казак В. Лексикон русской литературы XX в. [пер. с нем.]. М.: РИК «Культура», 1996.
О. Козлова