Дворкин Илья Львович
ДВО́РКИН Илья Львович [13.8.1937, Таганрог ― 4.6.1978, Л-д] - прозаик, детский писатель.
В детстве оставшись сиротой, воспитывался в семье деда. Жил в Сухуми у Черного моря, кот. стало впоследствии не только частым местом действия, но и полноправным героем его произведений. Уже перв. книжка Д. - стихи для детей ― наз. «Капитаны» (Л., 1964), и в ней было стих. про тех самых капитанов, «кот. по неумирающей традиции поэзии для детей водят свои корабли в любую погоду, сквозь туман, шторм и ночной мрак. Но у И. Дворкина это являлось не данью поэтической традиции, а выражением жизненного и литературного кредо» (И. Смольников). Море сформировало в сознании Д. тип мировидения и платформу для самоопределения, что заметно уже в этих, непритязательных по форме стихах первого сб.: «А небо - синий океан. / А ветер - бьёт волной. / А я по лестнице взбегу / на тучу ― / и айда! / Смотреть поля, / смотреть тайгу, / глядеть на города» (« Туча »).
Герой повести «День начинается утром» (Л., 1965), черноморский мальчишка, «никогда не задумывался - красивое море или нет. Море - оно… море. Как мама, как небо. Что-то такое, без чего нельзя». Д. умел просто, без вычурности, немногими, точными словами передать состояние природы и человека в их слиянности и взаимозависимости. Автор уверен, что в натуре человека, так же как во всей окружающей природе, заложены красота и стремление к радости. Пусть жизнь предложила героям повести нерадостные обстоятельства: война, рвутся бомбы, тонут суда, умирают люди и плачут даже взрослые. Но мальчишкам весело, они счастливы. Почему? Отвечая на этот вопрос, Д. рассказывает о жизни ребят, переполненной событиями, действием, энергией, и о пост. победах. В этом секрет оптимизма книги и её непреходящей актуальности, соотносящей повести Д. с гражданственными, романтико-героическими традициями произведений В. Каверина и А. Гайдара.
Д. окончил ЛИИЖТ (1961). До 1966 работал мастером, прорабом. Выст. в печ. в нач. 1960-х (перв. публ. - в молодежной газ. «Смена»).
В 1966 выходит сб. Д. под общим заголовком одного из рассказов «С парусом за спиной» (Л., 1966). Нескучные, напряженные, интересные сюжеты Д. держатся не столько на внешне событийной фабуле (хотя и тут он мастер!), сколько на стремительности внутренней жизни героя. Как, напр., в повести «Чайный клипер» (из сб. «С парусом за спиной»). Событие в повести одно: Женька (гл. герой, подросток) строит модель корабля. Автор приводит читателя на занятия корабельного кружка и раз за разом заставляет стать свидетелем мальчишеского упорства, пытливости, временных неудач, опять упорства и наконец торжества. Страсть и увлечение работой, влюблённость в мечту и заманчивость предстоящей победы, воля, с кот. герой стремится к ней, ― всё это свидетельствует о принадлежности произведения к жанру приключенческой повести, тем самым доказывая ёмкость и безграничные возможности самого этого жанра, столь необходимого детской лит-ре.
Умение Д. по-особому актуализировать жанр, раздвигать его привычные рамки наблюдается и в случае с др. жанровой формой - т.н. школьной повести. Одна из поздних работ Д. ― повесть «Костёр в сосновом бору» ― посвящ. весьма заурядному и заезженному в детской лит-ре 1960–70-х явлению: соревнованию между октябрятскими «звёздочками» за право занять первое место в классе по дисциплине. Адресована повесть «читателям младшего школьного возраста». Но во всех коллизиях, возникающих между героями, писатель столь правдиво рисует характер взаимоотношений взрослых и детей, что заставляет задуматься об очень серьёзных проблемах. К тому же рисунок этих взаимоотношений нередко расцвечен юмором, приводящим к смысловой многомерности и глубине.
В повестях и рассказах Д. есть приметы своего времени, злободневность, вытекающая из социально-ист. особенностей эпохи 1960–70-х. При этом суть сюжетов Д. - в утверждении истин, не меркнущих в любые времена: честности, верности дружбе, брезгливости ко лжи, преданности своим идеалам. Лейтмотивом всех произведений Д. для детей, бесспорно, можно считать мотив отваги. «Отвага во все времена служила пробным камнем для растущей личности… Отвага злободневна, какие бы превращения ни происходили в образе жизни и образе мыслей людей. Для детской литературы отвага такая же «вечная» тема, как для взрослой, к примеру, любовь» (И. Смольников). Непоколебимо убеждение Д. в том, что книги для детей должны быть увлекательными, бодрыми, воспитывающими отважные души. Неслучайно в его повестях и рассказах так часты рукопашные схватки. Драка - всегда состояние экстремальное и как таковое в высшей степени показательное, в связи с чем так и привлекает писателя, который создаёт не инструкцию по кулачному единоборству, а вскрывает нравственную, гражданскую подоплёку этих драк, выясняет их причины, возможные последствия; исследует состояние подрастающей личности во время этого предельного напряжения физических и духовных сил.
Бесспорная чистота помыслов, смелость дерзаний и побеждённая неудачливость создают основу гл. мальчишеского характера у героев Д. и одновременно стержень его сюжетов. Так происходит в повести «Трава пахнет солнцем» (Л., 1967). На этом построена и более крупная вещь - «Львы живут на пустыре» (Л., 1968). Как обычно, герой повести - мальчишка лет 12–13; он влюблён в девочку из цирка, дерзкую и смелую, вместе с тем нежную и хрупкую. Но события развиваются таким образом, что герой оказался посрамлённым в её и в собств. глазах, клеймо позора легло на сердце как что-то очень важное, переломное для него. Автор заставляет задуматься о том, что провалы и неудачи, зависть и пережитый позор рождают в борьбе с ними чувства и качества противоположные. Потому что они толкают на преодоление их же, становятся стимулами формирования сильного характера.
Способностью совершить поступок мерит Д. всех своих мальчишек. Героя повести «Бурное лето Пашки Рукавишникова» (Л., 1969) родители оставили одного в городе с занудной тёткой, а сами уехали на целину убирать урожай. Пашка никак не мог смириться с тем, что его не взяли на такое большое, замечательное дело. И вот он самовольно отправляется за ними в далёкое путешествие. Напряженность событий нарастает от главы к главе. Сами же события, которые трудно предугадать, развиваются без всякой натянутости, свободно и стремительно. «Детство и детская жизнь в книгах писателя оказываются настолько интересными и содержательными, что у его героев нет необходимости “мечтать” об ином, взрослом существовании… Им и теперь жить интересно. Потому что их жизнь заполнена деятельностью… бурной, разной и необычной» (Ф. Шушковская).
В кон. 1960-х за Д. уже прочно держалась слава популярного детского писателя, хотя в те годы добиться признания в детской лит-ре было нелегко. С приходом Р. Погодина, В. Голявкина, Ю. Томина лен. детская лит-ра по праву стала считаться лучшей в стране. Д.сумел занять в ней достойное место.
В 1970 выходит автобиогр. роман Д. «Одна долгая ночь» (Л., 1970) о людях труда, о совр. производстве, что было заметной тенденцией в прозе 1970-х. Повествование отчётливо выдаёт в авторе специалиста, хорошо знающего дело, о кот. рассказывает, и людей, о кот. идёт речь. Поэтому документальность изложения органично сочетается с подлинным драматизмом, что особо подчёркивается простотой и бесхитростностью языка. Дань производственной теме отдал Д. и в докум. повести «Хозяин зубастой машины» (Л., 1974), при этом адресовав книгу «о Герое Социалистического Труда экскаваторщике Василии Ивановиче Кукине» ― «детям дошкольного и младшего школьного возраста», в кот. автор предполагает равноправных собеседников.
Вся детская проза Д. имеет конкретного адресата, писатель умеет видеть и ценить в маленьком читателе большого человека. Он умеет придумывать удивительные истории так, что выдумка, в кот. невозможно было поверить, оказывается правдой, а чистая правда порой воспринимается фантазией, раздвигающей рамки наших привычных представлений о мире и о себе. В повести «Голова античной богини» (Л., 1976) рассказывается о том, как археологи достали со дна моря фрагмент древней статуи. По ходу повествования голова попадает в «переплёт», её крадут, с приключениями находят и разоблачают воров. Однако находка не остаётся лишь «служебным», формальным предметом, необходимым для закручивания сюжета, как в заурядных детективах. Эта повесть возвращает читателя к истокам мироощущения Д.-писателя: воистину море способно сказочно одарить человека! Суть повести в том, что голова античной богини помогает обнаружить связь времён, перекличку людей того далёкого и нашего времени, бессмертие таких человеческих ценностей, как гармония и красота, присущих человечеству во все времена.
Посл. повесть Д., опубликованная уже после смерти писателя, ― «Взгляни на небо» (Л., 1979) - получилась светлой и жизнеутверждающей, как и всё, что он написал. Кн. вышла с авторским предисл., открыто декларирующим его человеческую и писательскую позицию: «Почему «Взгляни на небо»? Потому что я давно замечал, что человек с нечистой совестью редко глядит на небо, он смотрит в землю. Глядеть спокойно в синее небо, дышать легко и свободно, дружить крепко и верно - вот что нужно человеку для счастья!». Этим высоким требованиям сам Д. отвечал в полной мере, каждой страницей своих книг подтверждая право называться лен. детским писателем.
Сын - Дмитрий Дворкин (1962–94), закончил ЛГПИ им.А. И. Герцена по спец. «испанистика», переводил с исп. и франц.
Соч .: Капитаны: [Стихи]. Л., 1964; День начинается утром: Повесть. Л., 1965; С парусом за спиной. Л., 1966; Трава пахнет солнцем: Повесть. Л., 1967; Львы живут на пустыре: Повесть. Л., 1968; Бурное лето Пашки Рукавишникова: Повесть. Л., 1969; Одна долгая ночь: Роман. Л., 1970; Обида. Л., 1971; Ситцевый разбойник. Л., 1972; Вокруг кувшина: Водевиль. М., 1973 (в соавт. с Я. Длуголенским); Хозяин зубастой машины: Рассказ о Герое соц. труда экскаваторщике В. И. Кунине. Л., 1974; Голова античной богини: Повесть. Л., 1976; Взрыв: Повести. Л., 1976; Обитаемый остров: Повесть // К новой жизни. 1976. № 1–2; Взгляни на небо: Повесть. Л., 1979; Взрыв: Повести, рассказы. Л., 1981; Костёр в сосновом бору: Повесть. Л., 1982; Двое на Пегасе (в соавт. с И. Смольниковым). СПб., 2004.
Лит.: Шушковская Ф. «Шагайте по свету, шпагою звеня!»: О книгах Ильи Дворкина // О лит-ре для детей: Сб. Вып. 11. М., 1966; Молдавский Д. О человеке и для людей // Нева. 1973. № 1; Черкашин Г. Об авторе этой книги: Послесл. // Дворкин И. Костер в сосновом бору. Л., 1982; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Смольников И. Творить чудеса!: Творч. портрет И. Дворкина // О лит-ре для детей. Л., 1988. Вып. 31.
Т. Рябова