Дымшиц-Толстая Софья Исааковна


ДЫ́МШИЦ-ТОЛСТÁЯ Софья (Сара) Исааковна [11(23).4.1884, СПб. - 30.8.1963, Л-д] - художник-авангардист, авт. воспоминаний.

Родилась в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания. В 1903–06 слушала начальный курс в Бернском ун-те , сначала на медицинском, позднее - на философском фак-те. В 1905–06 была замужем за философом И. Ш. Розенфельдом, официально разведены около 1910. В 1906 занималась в Художеств. школе С. С. Егорнова. В 1906 познакомилась с гр. Алексеем Толстым, однокашником брата.

Весной 1907 Толстой сделал Софье предложение. «Однажды, весной 1907 года, Алексей Николаевич явился в школу Егорнова, облачённый в сюртук, торжественный, застёгнутый на все пуговицы. Оставшись со мной наедине, он сделал мне предложение стать его женой. В ответ я обрисовала ему всю нелепость нашего положения: я - неразведённая жена, он - неразведённый муж. Но Алексей Николаевич продолжал настаивать, заявил, что его решение куплено ценой глубоких переживаний, говорил, что его разрыв с семьёй предрешён, и требовал моего ухода из семьи. Всё же мы в этот раз ни до чего не договорились и в следующие дни ещё неоднократно обсуждали наши радостные чувства и невеселые обстоятельства…» 1907-1914 - гражданская жена А. Н. Толстого.

В 1907–10 занималась в студии рисования и живописи Е. Званцевой (ученицы И. Е. Репина) в СПб. Преподавательский состав студии - М. Добужинский , Л. Бакст , К. Петров-Водкин , К. Сомов . В той же студии занимались Елена Гуро , Александр Ромм и Марк Шагал. Здесь же брала уроки Наталья Крандиевская , кот. станет следующей женой А. Н. Толстого. Софья и Наталья работали за соседними мольбертами, а Алексей Толстой часто заглядывал в студию. Поскольку студия Званцевой располагалась на первом этаже «Башни Иванова» на углу Таврической и Тверской (дом 1) улиц, то многие из легендарных персонажей Серебряного века попросту «перетекали» из худож. классов в лит. «башню» и обратно.

В1908 по совету Л. Бакста уехала стажироваться как художник в Париж. Её сопровождал А. Н. Толстой. Софья осваивала офорт под рук. Е. Кругликовой (в её ателье на ул. Буасоннад, 17); занималась в Академии «La Palette» (рук. Жак-Эмиль Бланш , Шарль Герен и Анри Ле Фоконье ).

В 1910–11 в круг общения Софьи и Алексея входят художники Судейкин и Сапунов , а также Вс. Мейерхольд , Гумилёв и Ахматова , Сологуб , М. Кузмин . «Я помню, как мы проводили петербургские белые ночи. Мы были в то время особенно дружны с художником Судейкиным и его женой артисткой Ольгой Афанасьевной , с Мейерхольдом и поэтом Кузминым. В их обществе, а иногда и с другими художниками мы все ночи проводили на Островах, на поплавках. Поплавки - это были маленькие открытые ресторанчики, построенные на Неве на сваях. Мы там сидели заворожённые необыкновенной красотой нашего великого города с его дворцами и необычайной архитектурой. <…> Насладившись красотой, мы уезжали к Судейкину. Он жил на Васильевском острове в мастерской с большим итальянским окном. Здесь начинались мистерии творчества - Кузмин садился за рояль и звучала музыкальная импровизация» (« Воспоминания »).

В 1911 во время пребывания Софьи и Алексея Толстых в Париже родилась их дочь Марианна.

После 1917-го сов. власть на первых порах раскрепостила все авангардные худож. направления, кот. ранее дискриминировались буржуазным об-вом. Деятели русского авангарда обрели гос. поддержку и сосредоточили в своих руках определённую власть. В янв. 1918 в Пг. при Наркомпросе был учрежден Всероссийский Отдел Изо. Заведовал Д. Штеренберг ; в Коллегию по делам искусств при Отделе вошли Н. Альтман , В. Баранов-Россинэ , И. Школьник . Моск. филиал Отдела Изо возглавил В. Татлин; в моск. Худож. коллегию в 1918–19 входили Д.-Т., Р. Фальк . В 1918 Д.-Т. избрана секретарём отдела ИЗО Наркомпроса ; вошла в состав Всероссийского выставочного отд. при Наркомпросе. В 1919 организовала худож. постановку празднования 2-й годовщины Октябрьской революции в М. В конце года вернулась в Пг.

В 1919–20 увлечённо экспериментировала с живописью на стекле. Встретилась с титаном русского авангарда, Владимиром Татлиным ; Софья стала его секретарём и помощником в годы создания памятника Третьему Интернационалу . Работала над объемами вращающихся внутри спиралевидной конструкции кубов, конусов и сфер, выполненных из художественно обработанного стекла.

В 1921 вышла замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati - в конце 1930-х репрессирован, оказался в лагерях, «освободился» из ГУЛага смертельно больным). В 1922 - рождение сына Александра (погиб в 1942 под Сталинградом).

В 1925–35 Д.-Т. заведовала худож. отделом ж. «Работница и крестьянка». Журнал был заметным явлением в сов. культуре. В 1933 публикует приветствие «Работнице и крестьянке» М. Горький: «Поздравляю журнал „Работница и крестьянка“ с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведёте вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ в одну силу».

Как худож. редактор, Д.-Т. умело применяла развитые в рев. годы навыки. Напр., отказывалась от использования статичной графики, считая, что совместная работа художника и фотографа по темпам более свойственна массовому изданию. Совместно с фотографом выезжала на предприятия, выбирая типаж и компануя фотопостановку; среди фотографов журнала был и будущий классик советской фотографии, юный Дмитрий Николаевич Бальтерманц .

Во втор. пол. 1920-х обратилась к живописи натюрмортов .

В 1934 награждена премией вновь организованного «Союза Советских художников» за работу в ж-ле.

Оставила « Воспоминания » - ОР ГРМ, СПб., 1939–40. Т. ф. 700. Ед. хр. 249 с. Ее воспом. о Толстом напеч. в кн. «Воспоминания об А. Н. Толстом» (2-е изд., доп. М., 1982, а также в сб. «Гумилев Николай Степанович. Неизданное и несобранное». Paris, 1986).

Была знакома и встречалась с Маяковским. Написала воспоминания о Маяковском - опубл. «День поэзии. 1983» (Л., 1983).

Соч.: Воспоминания об А. Н. Толстом (А. Н. Толстой в воспоминаниях современников) / Сост. Л. Толстая. М.: Сов. писатель, 1982.

Лит.: Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915–32 [каталог выставки]. Берн-М.: Изд-ва «Бентелли» и «Галарт», 1993; Хмельницкая Л. Сплетение судеб (Исаак Розенфельд, Софья Дымшиц-Толстая, Марк и Белла Шагалы) . Витебск: Бюллетень Музея Марка Шагала, 2006. № 14; Толстая Е. Одна, в плаще весенней мглы // НЛО. 2008. № 91; Толстая Е. Ключи счастья. Алексей Толстой и лит. Петербург . М.: НЛО, 2013.

Е. Биберган

  • Дымшиц-Толстая Софья Исааковна