Энгельгардт Борис Михайлович


ЭНГЕЛЬГÁРДТ Борис Михайлович [27(15).11.1887, с. Батищево Дорогобужского у. Смоленской губ. - 25.1.1942, Л-д] - литературовед, переводчик.

Происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в родовой усадьбе Батищево, оставившей след в истории русской культуры. Дед его, Александр Николаевич Э. (1842–93), был талантливым уче¬ным-агрохимиком и организовал в Батищеве образцовое хоз-во. История его организации, описанная в опубл. в «Отеч. записках» письмах «Из деревни», принесла ее автору всероссийскую изв. Он принадлежал к тому поколению европейски образованных дворян-просветителей, кот. искали пути к практич. решению вопроса о народном благосостоянии (к тому же поколению принадлежал и толстовский Левин). Жена А. Н. Энгельгардта, Анна Николаевна Э. (1838–1903), была изв. деятельницей женского движения, писательницей и переводчицей. Сын М. А. Энгельгардта (1861–1915) - изв. писателя, публициста, социолога.

В 1906 Э. закончил 7-ю петерб. гимназию и поступил на естественное отд. физико-матем. фак-та СПб. ун-та, но уже в следующем году по болезни должен был покинуть СПб. Весной 1909 уехал в Германию, где четыре семестра занимался теорией по¬знания, общей методологией наук и эстетикой у крупнейших ученых-неокан¬тианцев Виндельбанда, Тодта, Риккерта и Б. Христиансена. Учился на философском фак-те Гейдельбергского и Фрейбургского ун-тов.

В 1911 вернулся в Россию и поступил на ист.-филол. фак-т СПб. ун-та. Здесь «работал по философии у профессора А. И. Введенского и академика И. И. Лаппо-Данилевского, по истории - у Н. И. Киреева», а также в известном пушкинском семинаре проф. С. А. Венгерова. Закончил славяно-русское отд. ун-та в 1914 «с оставлением при кафедре русского языка и словесности» (по др. данным - закончил ун-т в 1916).

С нач. войны поступил в Павловское воен. училище и за¬тем был отправлен в лейб-гвардейский Кексгольмский полк, но вскоре по болезни был эвакуирован в Пг. и затем переведен в тыл. После революции оказался в Вологде, где на протяжении двух лет читал курс истории лит-ры и вел семинарии по методологии в Вологодском ин-те народного образования (Учительский ин-т; числился с 1 авг. 1918). По возвращении в Пг. состоял в штате ун-та, преподавал и в Ин-те живого слова (1918–19), а осенью 1920, когда в Ин-те истории искусств (ГИИИ) был открыт словесный фак-т, был избран его проф. по специальности «Теория поэзии» (1920–25).

Ин-ту истории искусств принадлежит в истории нашей науки особое место. Именно здесь сформировалось то метод. направление в ли¬тературоведении, кот. наз. «формальной школой», и Э. принял самое непосредственное участие в обсуждении осн. прин¬ципов «школы». Но, как свидетельствует его «Формальный метод в истории лит-ры», Э. был оппонентом формалистов, но оппонентом осо¬бого рода. Его критика формальной школы исходила не из предпосылки об ошибочности ее принципов и установок, а из анализа границ и возможностей формального метода. Э. показал, что формальная школа дала в итоге лишь морфологич. систематику или сравнительно-историч. сопоставления фактов, но ее метод не позволяет поставить проблему образности и не приложим к изучению процесса создания произведения. Для формализма слово - коммуникация, но слово в то же время еще и форма объективации мысли, и если объектом изучения становится процесс эстетич. оформления объективирующегося в слове внутреннего и внеш¬него опыта, то для изучения этого объекта нужно построение др. методологич. системы. Публикуемые в этой книге работы Э. и отра¬жают поиски такой методологической системы. Они рождались в обстановке методологических споров в стенах ГИИИ. И остались незавершенными.

Занимался изучением тв-ва И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, А. А. Блока, Ф. М. Достоевского.

В ИРЛИ АН СССР был принят науч. сотрудником сверх штата, с 1 нояб. 1920 - науч. сотрудник в штате. С 1 июля 1924 служил в БАН сначала библиотекарем, затем науч. сотрудником I разряда.

16 нояб. 1930 был арестован по «академическому де­лу» и сослан на Север, в район строительства Беломоро-Балтий­ского канала. Был и второй арест менее продолжительный. Освободился без права проживания в Л-де и работы на прежнем месте. В 1932 вернулся из ссылки сначала в Малую Вишеру, позднее в Л-д. Получить работу по специальности он не мог и жил на случайные заработки, принимая участие в подготовке науч. изданий, печатая историко-лит. статьи на самые разнообразные темы, делая переводы и «переложения» классической лит-ры для детского чтения (Гуливер, Дон Кихот, Айвенго, Крошка Доррит и др.). Однако в его квартире на ул. Кирочной собирались в те годы его прежние друзья и знакомые, г.о. его коллеги по ГИИИ: В. Жирмунский, В. Виноградов, Ю. Тынянов, Б. Томашевский, Б. Бухштаб, М. Лозинский, Л. Гинзбург и др., из поэтов - А. Ахматова и Ю. Верховский. Впрочем, из истории этих отношений почти ничего не сохранилось. только дневники Л. Андриевской (второй жены Э.), чудом сохранившиеся у их дочери Татьяны Борисовны Фабрициевой. В 2006 « Странички из дневника » были изд. (СПб.: Нива, 2006; тираж 500 экз.).

Начиная с 1930-х, после разгрома российского литературоведения, работал только как переводчик. Переводил Стендаля, Ги де Мопассана, Ч. Р. Мэтьюрина. Для философско-пед. изд-ва О. Богдановой пере­водил труды К. Форлендера, В. Вундта, Б. Прейера, В. Штерна.

Публиковал рец., ст. по педагогике в ж. «Совр. мир», «Новый ж. для всех», «Радостная наука», «Новая жизнь» и др.

Участвовал в колл. трудах ИРЛИ «Неизданный Пушкин» (Пг., 1922); «Радуга» (Пг., 1922), сотрудничал с ЛН.

Умер во время блокады Л-да (жена умерла через неск. дней).

Э. воплощал в себе опр. тип культуры. Это была не дворянская культура вообще, а ее опр. срез, к кот. если и подходит слово «аристократизм», то не в расхожем его значении, а как аристократизм внутр. мира, органично соединяющий в себе нормы дворянского благородства и чести, высокий интеллектуализм и образованность, а главное - обусловленные всем этим органичные нормы гуманности. Эти кач-ва личности обнаруживаются в трудах Э.: их отличает не только высокий интеллектуализм, обширность знаний, но и пристрастность в поисках истины, кот. меньше всего похожа на нетерпимость; это проявление «культурной активности» - необходимого свойства всякой личности, как полагал Э. Стиль его полемик мягок и объективен, но при этом бескомпромиссен там, где речь идет о непреходящих ценностях культуры. Пафос защиты идеи свободы тв-ва - весьма ха¬рактерное проявление его отношения к жизни.

Высшие поэтич. достижения Э. называет «идеал-реализмом» и отмеча¬ет, что их характеризует «идеалистич. приятие мира и жизни», кот. не делает поэта «равнодушным и холодным свидетелем всего совершающегося как внутри, так и вне его». «Оно учит видеть во всем обнаружение сверхэмпири¬ческой целесообразности и потому с особым вниманием относится к каждому проявлению жизни. В мире нет ничего незначительного, ничего ничтожного, ничего такого, ради чего не стоило бы унизиться. Оно с исключительной силой утверждает достоинство человека на земле и требует любовной внимательности к нему. Прозревая имманентную данность мира явлений, оно неизбежно приводит к высокому гуманизму с вытекающей отсюда огромной культурной активностью. Этот идеализм не уводит личность от мира, но - обратно - привязывает ее к нему и тому, что в нем полно величайшего интереса, к человеку и его земной жизни. Он учит любви к жизни, любви к людям, кто бы и каковы бы они ни были, к их жизненному делу, к интересам, и мелким и возвышен¬ным, к их занятиям и самым незначительным поступкам». Таковые были и идеалы самого Э.

Соч.: Историзм Пушкина : К вопросу о характере пушкинского объективизма // Пушкинист / Под ред. С. Венгерова. Пг., 1916; В пути погибший: Очерк тв-ва А. Блока . [Б.м.], 1921; И. А. Гончаров и И. С. Тургенев / Предисл. и прим. Б. Энгельгардта. Пг., 1923; Александр Николаевич Веселовский. Пг., 1924; Формальный метод в истории лит-ры. Л., 1927; Стендаль и Италия // Стендаль Ф . СС. Л., 1936; Гончаров И. Повести и очерки / Ред., предисл. и прим. Б. Энгельгардта. Л., 1937; Роман о крушении надежд // Диккенс Ч. Большие надежды. Л., 1941; Избр. труды / Под ред. А. Б. Муратова. СПб., 1995; Феноменология и теория словесности / Сост., предисл., послесл., науч. комм. А. Б. Муратова. М., 2005; Странички из дневника. СПб., 2006.

Перев.: Диккенс Ч. Большие надежды. Л., 1941; Свифт Дж. Путешествие в некот. отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана неск. кораблей. М.-Л., 1946, 1949 (М., 1955, 1979, 1984, 1991, 1999; Орджоникидзе, 1973; Л., 1966, 1980, 1989; Ташкент, 1984, 1985, 1989; Архангельск, 1986; Душанбе, 1990; Минск, 1992); Сервантес Сааведра М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / Обраб. для детей, авт. послесл. и прим. Б. М. Энгельгардт. М.-Л., 1938, 1941 (Л., 1955, 1977; Мн., 1976; М., 1986; Днепропетровск, 1986); Скотт В. Айвенго. М.-Л., 1936 (Рига, 1959); д'Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика / Обраб. Б. Энгельгардта. М.-Л., 1941 (М., 1969, 1973, 1991; Л., 1970; Краснодар, 1982, 1990; Челябинск, 1985; Калининград, 1990) и др.

Лит .: Муратов А. Б. Феноменологическая эстетика нач. XX в. и теория словесности: (Б. М. Энгельгардт). СПб., 1996; Голоса из блокады: Лен. писатели в осажденном городе (1941–1944) / Сост. З. Дичаров. СПб.: Наука, 1996.

Т. Ухмылова

  • Энгельгардт Борис Михайлович