Эрль Владимир Ибрагимович


ЭРЛЬ Владимир Ибрагимович (наст. имя - Горбунов Владимир Иванович) [14.5.1947, Л-д] - поэт, прозаик, драматург, критик, текстолог, библиограф.

Отец - полковник в отставке; мать - воспитатель в детском саду. Образование среднее. Сменил мн. профессий: работал продавцом книг («книгоношей»), музейным рабочим, библиотекарем, оператором газовой котельной, киоскером «Союзпечати», ред. издат. кооперативов и др. С 1965 занимается текстологией. Тогда же основал самиздатское изд-во «Польза», в 1970 переименованное в «Палату мер и весов»; общее кол-во выпущенных им книг разного объема около 100. Познакомившись в 1968 с Вс. Петровым и А. Александровым, стал профессионально заниматься тв-вом Д. Хармса, позже К. Вагинова и А. Введенского; изучил архив Л. Аронзона, с кот. дружил. Итогом стал ряд авторитетных изд., подготовленных в соавт. с М. Мейлахом и Т. Никольской, в т.ч. Хармса (В 4 кн., Бремен, 1978–88), А. Введенского (В 2 т. Анн Арбор, 1980–84; М., 1993), прозы К. Вагинова (М., 1991; СПб., 1999); участвовал в подг. издания «Б-ки поэта» «Поэты группы “ОБЭРИУ”» (СПб., 1994). Подгот. изд. Аронзона (Л., 1985, совм. с А. Степановым; СПб., 2006, совм. с И. Кукуем, П. Казарновским). В « Curriculum vitae» (1998) Э. называет людей, «общению с кот. он считает себя бесконечно обязанным»: Дм. М. (Д. Б. Макринов), Н. Николаев, А. Миронов, Л. Аронзон, А. Хвостенко, А. Волохонский, Л. Богданов, Т. Никольская, В. Петров, А. Александров, А. Ник, К. Кузьминский, Г. Неменова, И. Бахтерев, М. Мейлах, С. Сигей, Н. Харджиев и В. Кондратьев.

Публ. в самиздатских ж. «Часы», «37», «Сев. почта», «Обводный канал», «Транспонанс», «Митин ж.», антол. «Живое зеркало», «Лепрозорий–23», печ. в альм. «Аполлонъ 77», «Wiener Slawistischer Almanach», «Черновик», «24 поэта и 2 комиссара», «Поэзия и Критика», «Urbi», «Мера всех вещей», в антол. «Лепта», «Острова», «У Голубой лагуны», «Поздние петербуржцы», «Зевгма», «Самиздат века», «Поэзия и живопись», «Року укор», «Вторая культура»; и др.

Стихи нач. писать в 1963, по собств. свидетельству, под сильным впечатлением от произведений Хлебникова и Крученых, прозу - в 1964. С 1964 стал пост. посетителем кофейни на ул. Малая Садовая и актив. участником жизни этого круга поэтов, художников, уличных философов (см. мемуары А. Гайворонского, Э., А. Миронова, Н. Николаева, И. Черняка). Перв. публикация состоялась в 1965 (альм. «Fioretti»), затем опубл. 6 стих. в моск. альм. «Сфинксы», перепеч. в ж. «Грани», № 59. Сам автор усматривает два этапа своего творч. пути: первый - с 1963–64 по 1970, названный «Тапир», второй - с 1970-го, названный «Трава».

Вместе с Дм. Макриновым становится инициатором создания дружеского объединения поэтов - движения Хеленуктов («Могучая кучка»; в 1966 - оформление Хеленуктизма, тогда же написан манифест «Вступительная статейка Хеленуктов» ); Э. выступает его идеологом и лидером. Опыты Хеленуктов в русской традиции находят истоки в тв-ве А. К. Толстого, Козьмы Пруткова, Хлебникова, Крученых, обэриутов. Культивируемые Хеленуктами «нелепость», «несуразность» «высвечивали идиотизм бытия». Согласно утверждению Э., все результаты его тв-ва - и самостоятельного, и коллективного - проникнуты духом Хеленуктизма. Позднее выступил публикатором ряда Хеленуктических текстов (Митин ж. № 11, 12, 13, 14–15), издал «Книгу Хеленуктизм» , ставшую гл. лит. памятником движения.

Поэтика Хеленуктизма направлена на воплощение алогизма не столько вещей, сколько слов, риторич. образований и принятых лит. форм. Игровой абсурд и «черный юмор» в произведениях Э. разоблачают претензии обыденного сознания и языка на истинность и достоверность. Но заложенные черты поэтич. облика знаменуют оба из названных периодов. Присущая Э. сдержанность оказывается следствием тщательно скрытой экстатичности: поэт незаметно балансирует между формо-жанровой структурой (сонет, рондо, хокку) и смысловой наполненностью или ее имитацией, так что его лиризм обрастает рядом условностей, а серьезность темы сочетается с пониманием Э. подлинного искусства как «священного безумия» («Неясность» , 1973). Отказ от декларации субъективности и выход за пределы сознания, осуществляемый в процессе или результате творч. акта, позволяет говорить об Э. как о представителе метафизич. абсурда. По словам К. Кузьминского, Э. становится одной из центр. фигур неподцензурного лит. процесса, а установка тв-ва Э. прежде всего на эстетич. начала дала ему основания делить всех представителей тогдашней свободной лен. словесности на «эрлезианцев» и «бродскианцев». Расширенное использование авангардистских стратегий привело Э. в 1978 к знакомству и творч. контакту с С. Сигеем, издателю вместе с женой Ры Никоновой ж. «Транспонанс», пост. участником кот. Э. был до 1985.

В прозе особое внимание уделяет жанровой природе произведений: докум. повесть («В поисках за утраченным Хейфом» , 1966), «роман воспитания», по авторскому определению («Вчера, послезавтра и послезавтра» , 1969–77), рассказы, выступления, статьи эстетич. и критич. содержания, автокомментарии. Так, в повести использованы самые разные источники: от «Апрельских тезисов» Ленина, специально отредактированных фрагментов официозных романов, рец. и науч. статей до писем, текстов объявлений и реклам, служебных бланков и записок («Разъяснения к докум. повести “В поисках за утраченным Хейфом”» , 2004), а сам «повествователь» ограничивается единственной авторской фразой, распространяющей ореол чистой литературности на весь текст. Доведя принцип цитатности до предела, автор эксплицирует «процесс восприятия произведения» (С. Сигей), создает «ранний шедевр русской деконструкции», «”теневое” краеугольное произведение неподцензурной русской литературы» (А. Скидан). Ту же сюжетообразующую роль играет создание текста и в романе «Вчера, послезавтра и послезавтра», где сам текст уравнивается с жизнью и личностью Виктора Р. - он же (?) Луций Гай Фабрицио дель Фернандо - своего рода alter ego автора и после смерти кот. оказывается своеобразным маршрутом в засмертье.

Э. подгот. к изд. «Изборник хрестомат Ийный» А. Е. Крученых (1986), книги стих. А. Миронова (1970 и 1993), С. Кековой (1995), А. Хвостенко (1995 и 2000), а также однотомник В. Кондратьева.

Лауреат премии Андрея Белого (1986) и Отметины Д. Бурлюка (1991); член международной Академии русского стиха (1999).

Произведения переводились на английский, французский, итальянский яз.

Соч.: Вчера, послезавтра и послезавтра // Часы. № 8, 10 (1977–78); Хеленуктизм (Книга Хеленуктизм). СПб., 1993; Трава, Трава. СПб., 1995; В поисках за утраченным Хейфом. СПб., 19999 (sic!); Кнега Кинга и др. стихотворения. СПб.: Юолукка, 2009; С кем вы, мастера той культуры? Книга эстатич. фрагментов. СПб., 2011; Вчера, послезавтра и послезавтра. Параллельные тексты. СПб., 2012; Собрание стихотворений (тяготеющее к полноте). СПб.: Юолукка, 2014.

Лит.: У Голубой лагуны / Сост. Кузьминский К. Ньютонвилль, 1983. Т. 4А; Николаев Н. Владимир Эрль - поэт и литератор // Гласность. 1988; Он же. О подлинности Виктора Хейфа в повести Вл. Эрля // НЛО. 2006. № 5 (81); Констриктор Б. Дышала ночь восторгом самиздата // Лабиринт / Эксцентр. № 1. Л .-Свердловск, 1991; Топоров В. …и для внутреннего употребления // Смена. 1993. 16 сент.; Кукулин И. Труженик перманентной эстетич. революции // Знамя. 1996. № 10; Он же. История пограничного языка // НЛО. 2005. № 2 (72); Савицкий С. Хеленукты в театре повседневности // НЛО. 1998. № 30; Скидан А. Ставшему буквой // Скидан А. Сопротивление поэзии. СПб., 2001; Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е: Лит. энц. М., 2003; Кукуй И. Лен. авангард 1960-х гг. и «лен. текст» // Russian Literature. LVII–III/IV, 2005; Маурицио М. Вудсток на Васильевском о-ве, или В поисках пространства: Беглый взгляд на неск. стихотворений Вл. Эрля // Зинзивер. 2005. № 2; Орлицкий Ю. «Драмагедии» Хеленуктов // Драма и театр. Тверь, 2005; Суховей Д. Поэтика Вл. Эрля: Автор (и /-) комментатор // Полилог: Теория и практика совр. лит-ры. 2008. № 1; Sabbatini M. «Quel che si metteva in rima»: Сultura e poesia underground a Leningrado. Salerno . 2008; Сумерки «Сайгона». СПб., 2009; Казарновский П. Продуманное случайное, или «Крик крыльев… карамель» // НЛО. 2009. № 4 (98); Степанов А. Рец. на кн.: Вл. Эрль. Хеленуктизм (Книга Хеленуктизм) // Степанов А. Старые/новые шестидесятые. СПб., 2010; Книжная полка Кирилла Корчагина // Новый мир. 2012. № 2; Рогов О. Эстетич. калейдоскоп // Волга. 2012. № 3/4; Кузнецова А. Вл. Эрль. С кем вы, мастера той культуры? Книга эстетич. фрагментов. СПб., 2011 // Знамя. 2012. № 5 ; Черных Н. Corpus Erlianorum (записки на полях эрилианы) // День и ночь. 2012. № 6; Уланов А. Друг текстов и людей // Знамя. 2012. № 9; Казарновский П. «Опыт нащупывания реальности»: О прозаич. произведениях Вл. Эрля, А. Ника, Б. Ванталова/Б. Констриктора // Вторая культура: Сб. по мат-лам Женевской конф. СПб., 2013; Казарновский П. «Настоящее, - иначе - правильное…» (о романе Вл. Эрля «Вчера, послезавтра и послезавтра») // НЛО. 2013. № 3 (121); Непомнящих Н. <Рец. на кн. Вл. Эрля «Собрание стихотворений (тяготеющее к полноте)»> // НЛО. 2015. № 134.

П. Казарновский, Н. Николаев

  • Эрль Владимир Ибрагимович