Эткинд Марк Григорьевич
ЭТКИНД Марк Григорьевич [1.5.1925, Л-д - 6.4.1979, Л-д] - искусствовед, историк изобразительных искусств России.
Младший брат Е. Г. Эткинда.
С 1934 учился в СХШ при Академии художеств. В 1943 призван в армию и направлен курсантом в ВНОС (Войск воздушного наблюдения, оповещения и связи), по окончании кот. - офицер связи на Лен. фронте. Демобилизован в 1948 в звании ст. лейтенанта. Тогда же поступил в Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (АХ) на фак-т теории и истории искусств, кот. окончил в 1953. Более других Э. привлекало русское искусства кон. ХIХ и нач. ХХ вв., биографии и искусство сов. художников. Этим темам посвящ. большинство публикаций искусствоведа.
Поначалу в печ. появляются исследования Э. о графике С. Юдовина, театр. художнике М. Григорьеве, рецензии о выставках и проч. Любимыми художниками Э. становятся Б. М. Кустодиев и Н. П. Акимов. Первые книги Э. о них выходят в 1960. Вскоре к ним присоединяются исследования о жизни и тв-ве А. Н. Бенуа и Натана Альтмана.
Служебную деятельность Э. начал в 1953. По 1956 преподавал историю искусств в лен. Академ хореографич. училище. В 1957 принят в Союз художников. В 1961 защитил канд. дис. о Б. Кустодиеве. С 1957 и по 1964 - ст. художественный ред. ЛО изд-ва «Искусство». С 1964 в качестве доцента переходит в ЛГПИ им. А. И. Герцена, где на худож.-графическом фак-те ведет курс истории русского и сов. искусства.
В ж-лах, сб-ках и отд. изданиями Э. опубл. около 70 работ. «С ним было легко и весело, он был демократичен, “коммуникабелен” (как нынче бы сказали), лишен (внешне во всяком случае) комплексов, - вспоминал о нем Мих. Герман. - …Поначалу жизнь и в самом деле его баловала, карьера складывалась благополучно, он умел ощущать ее блестящей. Много и рано печатался, да и писал еще о художниках, о которых мало кто писать решался: о Николае Павловиче Акимове, когда тот вовсе не был в чести; о Кустодиеве, который тогда, в начале шестидесятых, почитался чуть ли не формалистом; об Александре Бенуа, в ту пору тоже фигуре с точки зрения официоза достаточно подозрительной; о Чурлёнисе - претензиозном и трогательным дилетанте; о Натане Альтмане…» (М. Герман. Сложное прошедшее). Помимо этих публикаций Э. был сост., комм. и автором вст. статей к различным сб. об искусстве и их творцах.
Последняя задумка Э. была собрать воспоминания художницы Валентины Ходасевич, которые ему нравились, предложить ей пополнить их новыми главами; придумал для книги назв. - «Портреты словами» и даже написал к ней предислов.
Готовил докторскую дис. В «Заявлении» на имя председателя Совета по присуждению ученых степеней АХ СССР писал: «Среди опубликованных мною книг - монографии о советских художниках Кустодиеве, Акимове, Любимове, Альтмане, о мастерах конца ХIХ - начала ХХ века А. Бенуа, Чюрлёнесе. Моя научная специализация охватывает вопросы истории и теории русской художественной культуры конца ХIХ - начала ХХ вв. В 1975 г . мною закончена и представлена к защите докторская диссертация на тему: “А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца ХIХ - начала ХХ вв.”. Работа выполнена в Ленинградском государственном ордена Трудового Красного Знамени Педагогическом институте им. А. И. Герцена, доцентом кафедры графики и истории искусств которого я являюсь. 20 июня 1974 г .».
Но Э. не успел ни того, ни другого. 25 апр. 1974 старший брат Э., преподававший в ЛГПИ, по обвинениям КГБ был лишен всех званий и вынужден был уехать из России (см. статью об Е. Г. Эткинде). Э. поначалу получил партийный выговор за «политическую близорукость». Но весной 1976 не прошел очередной конкурс в институт и с «волчьим билетом» остался без работы. «Его любили студенты, - вспоминала его бывшая коллега А. Рохленко. - У Марка Григорьевича с Ефимом Григорьевичем было много общего: благородство, простота, дружелюбие, высочайший профессионализм. Когда Еф. Григ. выслали, руководство ин-та и партбюро устроили судилище над Марком Григ.». Почти наверняка, от него требовали отречения от брата или по крайней мере осуждение его…
В 1975 у Э. случился первый инфаркт. Союз художников, в котором Э. состоял с 1957, от него не отказался. Выступая 6 апреля на обсуждении сезонной выставки 1979, Э. вышел на сцену… - после второго инфаркта Э. не стало.
Был некот. временной провал в публикациях Э. Но через 10 лет его докт. дис. стала кн. « А. Н. Бенуа и русская художественная культура кон. ХIХ - нач. ХХ вв ». (1989) и « Александр Бенуа как худож. критик » (2008). Продолжали выходить и его книги - о Кустодиеве и Альтмане.
Соч.: Красота человека // Нева. 1955. № 3; Весенняя выставка в Л-де // Искусство. 1955. № 5; Всеволод Воинов // Искусство. 1956. № 2; По предвзятой схеме // Нева. 1956. № 5; Графика С. Юдовина // Лен. художник. 1958. № 5; Театр. портреты Н. П. Акимова // Театр и жизнь. 1958. № 1; Худож. оформление книги // Полиграфич. производство. 1958. № 2; Эскизы декораций М. А. Григорьева // Театр и жизнь. 1959. № 2; Ленин говорит с броневика Л.-М., 1958; Н. П. Акимов - художник. Л., 1960; Б. М. Кустодиев. Л.-М., 1960 (Л., 1968; Л., 1982); Мастер графич. рассказа: О книжн. графике Б. М. Кустодиева // Искусство книги. 1962. Вып. 3; Художник и его книга [Вст. cт. к кн.: М. А. Григорьев. Когда художнику шестьдесят…] Л., 1964; Александр Николаевич Бенуа: Биография отдельного лица. Л.-М., 1965; О некот. проблемах изучения русской худож. культуры кон. ХIХ - нач. ХХ в. // ХIХ Герценовские чтения. Л., 1966; Русское искусство кон. ХIХ - нач. ХХ в. (1890-е - 1917). М., 1968 (Л., 1989); Натан Альтман и театр // Театр. 1969. № 8; Натан Альтман // Искусство. 1969. № 10; Мир как большая симфония. Кн. о художнике М. К. Чурлёнисе. Л., 1970 (Вильнюс, 1976); Александр Михайлович Любимов. Л., 1971; Натан Альтман. М., 1971; Валентина Ходасевич // Искусство. 1971. № 8; «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского и начало сов. сценографии // ХХIV Герценовские чтения. Л., 1972; Пространство, время и ритм в искусстве оформления сцены (из творч. опыта мастеров сов. театральной декорации) // Проблемы ритма, худож. времени и пространства в лит-ре и искусстве). Л.: Сов. писатель, 1970; О диапазоне пространственно-временных решений в искусстве оформления сцены // Ритм, пространство и время в лит-ре и искусстве. Сб. Л.: Наука, 1974; Тв-во Т. Бруни. Л., 1974; Выставка Т. Бруни // Декоративное искусство СССР. 1974. № 5; Вст. ст. и составление альбома «Из иллюстраций к Толстому». Л., 1978: Щедрый талант // Смена. 1979. 21 март.; Николай Акимов. Сценография. Графика. М., 1980; Онуфриева С. А. Головин. [Рец.] // Сов. художники театра и кино. 1977/1978. М., 1980; «Союз молодежи» и его сценографич. эксперименты // Сов. художники театра и кино. 1979. М ., 1981; Борис Кустодиев: Живопись. Рисунок. Книжная графика. Театр.-декорац. искусство. Л., 1983 (то же - на англ., нем., франц.); А. Н. Бенуа и русская худож. культура кон. ХХ - нач. ХХ в. Л., 1989; Александр Бенуа как худож. критик. Двадцать лет худож. жизни в России (1877–1917). М., 2008; Предисловие к кн. В. М. Ходасевич «Портреты словами» // История и культура. Вып. 9. СПб., 2012.
Лит.: Березкин В. И. Сов. лит-ра по сценографии (1917–83). М., 1983; Герман М. Г. Портреты по памяти. СПб., 1991; Эткинд Марк Григорьевич // РЕЭ. Т.
Евг. Биневич