Эзрохи Зоя


ЭЗРО́ХИ Зоя (Буркова Зоя Евсеевна) [21.7.1946, Л-д] - поэт.

Отец - экономист, мать - химик. Окончила Химико-технологич. техникум им. Д. Менделеева. В 1967–87 работала в ГИПХ лаборантом, техником, инженером. Подрабатывала уборщицей, посудомойкой, почтальоном, подсобницей на Ломоносовском фарфоровом з-де и на мебельной ф-ке. С 1987 пенсионер по инвалидности. В новые вр. писала стихи на заказ (поздравления, рекламу). Неск. лет жила с семьей на свою торговлю игрушками у метро, потом на рынке, была «челноком».

Стихи пишет с четырёх лет. В 1970-е посещала ЛИТО «Нарвская застава» (рук. Гл. Семенов) и др., но единственным лит. руководителем и первым критиком считает свою мать, Лидию Львовну Эзрохи. «Все, даже мудрый Семенов, пытались меня “причесать” и привести в какую-то норму, даже самых благожелательных учителей смущали “инфантильность”, “альбомность” и “мелкотемье”. Конечно, немало полезного я слышала на занятиях, но все равно остаюсь при мнении, что если есть в моих стихах что-то ценное, то это не благодаря, а вопреки литобъединениям».

Публ. в ж. «Нева», «Юность», сб. «День поэзии», альм. «Молодой Л-д», в 1980-е - в ж. «Часы» и альм. «ЛЕА», в ж. «Континент» (Франция; 1987. № 53). Стих. Э. были включены в антол. «Острова» (1982). Печ. в США (Калифорния, 1980-е). Неск. стих. (с произвольными ред. искажениями) опубл. в альм. «Молодой Л-д» (1990) и «День поэзии» (1990), сб. «Первая встреча», ант. «Поздние петербуржцы», «Антология авторской песни», ант. «Русские стихи 1950–2000 гг.».

Сб. стихов «Зимнее солнце» в кассете «Октава» (ЛО СП, 1990) - единственная книга, выпущ. гос. изд-вом. Впоследствии, не доверяя изд-вам, кн. «стряпала сама», выступая в кач-ве автора, ред., корр., художника. Её рисунки непрофессиональны, но выразительны. Сб. «Шестой этаж» » (СПб., 1995) номинировался на премию «Сев. Пальмира». Затем изд. шуточная «Кошачья переписка» (СПб., 1993), прозаич. заметки «Ослиные уши царя Мидаса» (СПб., 1999).

Входила в «Клуб–81». После 1985 участвовала в демократ. движении. С 1991 - член СП СПб., с 2007 - член МФРП.

В. Кривулин в 1995 писал: «Поэзия Зои Эзрохи существует как самобытное и неординарное явление, образуя совершенно особый мир на карте современной отечественной словесности. Познакомившись впервые с ее стихами - даже пропущенными сквозь мясорубку ленинградско-брежневской цензуры - где-то в конце 70-х годов в одном из тогдашних предельно тоскливых “Молодых Ленинградов”, я был поражен абсолютным несоответствием пронзительно-искреннего, естественного, где-то даже нарочито приватного тона этих строк с общим, напряженно-патетическим “выражением лица” тускловатой питерской официозной Музы. Стихи Зои Э. тогда стали для меня подлинным открытием именно благодаря их несвоевременной раскрытости, отсутствию в них и тени снобизма, столь присущего господствующей в Петербурге манере письма».

О сб. «Шестой этаж» Ю. Колкер пишет: «Новизна Эзрохи целиком сосредоточена в ее авторской индивидуальности. С таких позиций русская поэзия на мир прежде не взирала. <…> Она «пишет, как дышит» <…> Самобытность - в естественности поэтического дыхания, в терпкой смеси трагического и комического на фоне ужасающего советского и российского быта (данного с удивительной живостью)… В сущности, Э. - авангардистка в прямом и единственном смысле этого слова» (Колкер Ю. Седьмой этаж // Вестник online. 1997).

Поэзия Э. насыщена лирикой обыденной жизни; ее излюбленные темы - дети, кошки и собаки, трудный брак, родственники, дачная природа, реалии квартирного и уличного быта. «Стихи кажутся “слишком простыми”, но их кажущаяся простота не имеет ничего общего с требованием общедоступности и “принудительной демократичности”» (В. Кривулин).

«У поэтессы есть убеждение, что и в жизни, и в поэзии нет главного и неглавного - все важно, все равновелико: мировые события и проказы любимой кошки, выстраданная мысль и мимолетное впечатление. Потому-то в книге рядом с удивительно тонкими и глубокими стихами - мгновенные зарисовки, экспромты, фрагменты…» (И. Фоняков).

Цельная и неделимая «единственная» кн. Э. - «На всякий случай» (СПб., 2002) ― изд. малым тиражом, неоднократно переизд. с доп. «600 страниц стихов (в основном в два столбца) с рисунками автора, фотографиями и несколькими прозаическими страницами - не дневник, несмотря на документальность и населенность реальными лицами, не полное собрание вроде тех, что позволяют себе именитые поэты, а некий новый жанр, трудно поддающийся определению. <…> Все написанное и собранное под одним переплетом явило органическое единство <…> Я не буду даже пытаться анализировать этот феномен. Книгу можно открывать наугад: на каждой странице есть стихотворение, которое сразу же хочется прочитать кому-нибудь вслух» (Б. Лихтенфельд. Танцы за плугом // Крещатик. 2002. № 3; Нева. 2002. № 11).

Оценки тв-ва Э. могут быть самыми восторженными: «”На всякий случай” не сборник стихотворений, а роман в стихах, единственный по-настоящему масштабный роман после “Евгения Онегина”» (М. Матренин). «Попробуйте день за днем пересказывать мелочи своей жизни… и делать это остроумно, метко, без раздражения и злобы, с горькой и счастливой - сквозь слезы - улыбкой… Получится - Зоя Э. Точнее - нет, не получится. Только у нее самой и получается. Есть некое чудо и загадка в том, как она все это делает. Секрет дамасской стали. Если поэзия не умрет, Зоя Э. будет со временем стоять в одном ряду с самыми известными поэтами наших дней. А вот литературоведы ее не похвалят. Для академических исследований она - самый невыгодный материал… Стихи для этого слишком хороши, слишком живы» (Ю. Колкер). «…кто-то прислал мне (Вы привезли?) Зою Э. <…> и обнаружил - трагичнейшую, грустно-веселую, насквозь “бабскую”, до невероятности искреннюю - поэтессу, поэта... за 2 дня (вчера и сегодня) прочел все 2 сотни страниц. И от ее “еврейскости” (РУССКО-еврейскости) меня не тошнит и не коробит: НЕ спекулирует...» (К. Кузьминский о кн. «Шестой этаж» 20 нояб. 2002. США, Хэнкок. Из письма А. Гиневскому). «Э. всегда была в стороне и от официальной, и от неофициальной литературы. Не вписалась она и в новую эпоху, где господствуют другие вкусы и ценности. Книга “На всякий случай” свидетельствует об удивительном единстве судьбы и творчества. <…> Думаю, что поэзия Зои Э. - на сегодня самый убедительный аргумент в защиту классического стихосложения. Врожденное мастерство, метрическое разнообразие, преимущественно точная рифма, неожиданные образы и при этом - внутренняя свобода, ощущение необыкновенной легкости, - все это, кажется, просто не может не удовлетворить самых придирчивых традиционалистов. И вместе с тем в этой книге, в ее построении, в экспериментах с языком, в неиерархичности тем и персонажей, в самом складе сознания, причудливо сочетающем серьезное с игровым, есть нечто абсолютно новаторское» (Б. Лихтенфельд).

Э. сост. сб. стихов Ю. Кашина, А. Гималутдинова и др. поэтов. Она сост. и ред. кн. своей матери Лидии Э. «Осмелюсь возразить» (СПб.: Деан, 1999). «Книга Лидии Э. беспрецедентна. <…> Прекрасно написанный биографический роман, главная ценность которого отнюдь не в “спасенных от забвения” представителях эпохи, а в образе автора, складывающемся из фрагментов гипертекста. <…> Что до мастерства - профессионал от бога» (Е. Лобков).

Соч.: Стихи // Нева. 1974. № 3; 1991. № 9; 2004. № 9; Стихи // Первая встреча. Л., 1980; Стихи // Острова: Антол. лен. неофиц. поэзии / Сост. А. Антипов, Ю. Колкер, С. Нестерова, Э. Шнейдерман. Л., 1982; «Обняв Пегаса теплого за шею…» // Континент. 1987. № 53; Стихи // День поэзии. Л., 1989; Стихи // Часы. 1989. № 77; 1990. № 80; Зимнее солнце: Стихи. Л., 1990; Кошачья переписка: Стихи / Соавт. Л. Фадеева, М. Аникин. СПб., 1993; Стихи // Ключ: Лит. альм. / Ред.-сост. Е. Звягин. СПб., 1995; Стихи // Поздние петербуржцы: Поэтич. антология / Сост. В. Топоров. СПб., 1995; Шестой этаж / Предисл. В. Кривулина. СПб., 1995; Стихи // Речитатив. 1995. № 1; Стихи // День и ночь. 1999. № 2; Ослиные уши царя Мидаса: Прозаич. заметки. СПб., 1999; Стихи // Крещатик. 2001. № 12; На всякий случай. СПб., 2002; Стихи, проза // Антология авторской песни. Екатеринбург, 2003; Стихи // Дальний Восток. 2009. № 1; Стихи // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 2.

Лит.: Кривулин В. Предисл. // Э. Шестой этаж. СПб., 1995; Ходоров Л. Эзрохи З. Шестой этаж // Нева. 1996. № 4; Вольтская Т. Зоя Эзрохи: Шестой этаж // Знамя. 1996. № 11; Михалевич А. О кн. Зои Эзрохи «Шестой этаж» // Невский альбом. 1997. № 1; Колкер Ю. Седьмой этаж // Вестник online. 1997; Лихтенфельд Б. Танцы за плугом: О кн. Зои Эзрохи «На всякий случай» // Крещатик. 2002. № 3; То же // Нева. 2002. № 11; Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е. Лит. энц. М., 2003; Фоняков И. Жизнь тяжела, зато легка строка: Поэтич. феномен Зоя Эзрохи // Островитяне. СПб., 2005; Матренин М. Слона-то вы не разглядели // Нева. 2005. № 2; Колкер Ю. С чем рифмуется Эзрохи // Петербург. На Невском. 2006. № 11.

Е. Биберган

  • Эзрохи Зоя