Ефремов Андрей Петрович


ЕФРЕ́МОВ Андрей Петрович (в некот. изд. указано отчество Платонович) [18.7.1947, Л-д - 18.4.2008, СПб., похоронен на Красненьком кладб.] - прозаик, публицист, детский писатель.

Родился в семье воен. летчика. В 1964 окончил школу, в 1972 - Лен. гос. ин-т связи им. Бонч-Бруевича. В том же году был призван в армию. Служил рядовым в Германии (г. Лейпциг), с 1974 работал инженером. С 1982 Е. начал принимать участие в работе ЛИТО «Дружба» при изд-ве «Детская лит-ра», а в 1986 занял должность ред. дошкольного отдела в этом же изд-ве, где и работал в теч. 6 лет. Сам Е. тепло отзывался об этих годах: «Больше, как видно, у меня такой работы не будет никогда. Блестящее сотрудничество писателей, художников, редакторов оборвалось около 1992 года…» (Мир петерб. детской книги). Затем последовали годы работы в различных петерб. изд-вах - «Северо-Запад», «Питер», «Азбука» и пр.

С 1992 - член СП (СПб.).

В кон. 1980-х - нач. 90-х руководил поэтич. секцией в лит. клубе «Дерзание» при Дворце творчества юных (б. Дворец пионеров). В 1996 Е. приглашен на кафедру детской лит-ры СПб. ун-та культуры и искусств, где продолжал сотрудничать до конца жизни. Скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Интерес к чтению и лит. тв-ву возник у Е. еще с ранних лет, но под влиянием отца будущий писатель выбрал техническую специальность. После армии Е. пробует силы в поэзии и приходит со своими стих. опытами в ЛИТО «Дружба», где знакомится с писателем В. Воскобойниковым, руководившим ЛИТО в те годы. Воскобойников, сотрудничавший в ж. «Костер», оказал большое влияние на раннее тв-во Е. и вовлек начинающего писателя в сферу детской лит-ры.

Перв. публикацией Е. стала юмористич. сказка-миниатюра «Как воробьи на юг летали» , напеч. в 1982 в провинциальной газ. Затем последовали рассказы в ж. «Костер» ― «Медаль» (1984, № 11), «За дверью» (1985, № 2), «Самолет» (1985, № 6), «Час пик» (1987, № 9) и др. Гл. герои этих рассказов - мальчишки лет десяти-двенадцати, осн. тематика - переосмысление воен. темы в героико-романтич. ключе. В 1987 (№ 3–6) в ж. «Костер» была напечатана перв. повесть Е. «Я успею, ребята!» , а в 1991 вышла в свет повесть «Сквозняки» . Эти произведения, по жанру относящиеся к школьной повести, подводят своеобразную черту под ранним периодом тв-ва Е., когда он писал, г.о. про «жизнь мальчишескую». Повесть «Я успею, ребята!», основанная на детективном сюжете, является своего рода творч. экспериментом - здесь Е. реализует стилистику лексического минимализма, избегая сложных синтаксических конструкций (напр., деепричастных оборотов), пытаясь, таким образом, с максимальным эффектом воплотить дискурсивный ряд и мироощущение своих героев-шестиклассников. И в той, и в другой повести нашла отражение тема «борьбы с вещизмом», активно обсуждавшаяся в восьмидесятые годы.

В 1995 в ж. «Костер» (1995, № 10) печ. повесть Е. «Пирожки для секретного рядового» , кот. сам автор характеризует как «грустную повесть о любви», добавляя, что, по его мнению, «все повести о любви должны быть душераздирающими. И для взрослых, и для детей» (Мир петерб. детской книги). Гл. героиня этого произведения, девочка-подросток по имени Ветка, открывает череду «странных» героинь прозы Е., что впоследствии становится одной из центр. тем его тв-ва.

В 1990-е Е. участвует в ряде лит.-издательских проектов популяризаторского характера - петерб. писатели обрабатывают и пересказывают для детей легенды и мифы разных народов, средневековый эпос, жития святых и пр. Перу Е. принадлежат повести о христианских святых: «Брат мой, князь мой» (1993) - о святых Борисе и Глебе, «Крепче смерти» (1999) - об апостоле Петре, «Пострадай за имя мое» (1999) ― об апостоле Павле и пересказ романа Т. Мэлори о короле Артуре «Благородный король Артур и его доблестные рыцари» (1996), выполненный в манере эпической стилизации. Эту работу сам Е. особо ценил.

В 1996 в альтернативном лит.-худож. ж. «Ё» была опубл. пьеса Е. «Тесей и Паллантиды», где в гротескно-иронической манере переосмыслен мифологический сюжет о Тесее и пятидесяти его двоюродных братьях - Паллантидах. Установка на игру с читателем, использование приемов бурлеска и стилистики пастиша свидетельствует об обозначившихся постмодернистских тенденциях в тв-ве Е.

Повесть «Любовь и доблесть Иоахима Тишбейна» , напеч. в 2002 в ж. «Октябрь» (2002. № 12), развивает эти тенденции и отличается новой манерой письма. Осн. сюжет повести - роковая любовь немецкого офицера Тишбейна к петерб. красавице Агнии - развивается в полуфантастическом пространстве СПб. грядущих дней. Рассказ о сокрушительной страсти, фантазия на тему параллельной истории, классический мотив обольстительной и губительной магии города облечены в форму исповеди, пронизаны ощущением фантасмагории и описаны с психологической убедительностью, что позволило критикам (Топоров В. Петербургская Манон) отметить влияние Гофмана, Гоголя, Достоевского и рассматривать повесть как часть «петербургского текста».

«Любовь и доблесть Иоахима Тишбейна» вместе еще с двумя повестями «История о трех пистолетах» и «Искусство уводить чужих жен», вышедшими в 2007, составили своеобразную трилогию, осн. тема которой - бесконечно меняющийся и ускользающий образ роковой женщины - своего рода Вечной Женственности, - но не благодатной, а разрушающей: от демонической героини «Любви и доблести…» до водевильной Сони-Сонетки из трагифарсового «Искусства уводить чужих жен».

Роман «Бедный, бедный Барабанов», опубл. в 2009 (посмертно), весьма разнопланов по своей жанровой природе: авантюрно-детективное повествование включает в себя любовно-лирич. коллизии, элементы антиутопии и насыщено автобиогр. мотивами. Критик В. Топоров, отозвавшийся на выход романа, оценил его как творч. неудачу, подчеркнув, что, по его мнению, подлинного мастерства и воплощения своего «камерного» таланта Е. достигает в повестях, а книгу «Искусство уводить чужих жен» Топоров называет «лучшим авторским сборником в этом жанре за долгие годы» (Топоров В. Почти эпитафия). Однако окончательная оценка тв-ва Е. пока вряд ли возможна, т.к. часть его лит. наследия еще не опубл.

Автор ряда литературоведч. статей, посвящ. проблемам детской и юношеской лит-ры, среди кот. наиболее значительными являются работы «Герои Алексина: Болезнь и смерть как доблесть и добродетель» (2003); «Евангельский сюжет в повести А. П. Гайдара “Школа”» (2003) и «Эволюция представлений о грехе в детской лит-ре» (2005).

Cоч.: Я успею, ребята!: повесть, рассказы. Л., 1989; Брат мой, князь мой: повесть о Борисе и Глебе. СПб., 1993; Благородный король Артур и его доблестные рыцари: легенды в переск. для детей. М., 1996; Искусство уводить чужих жен: повести. М.-СПб., 2007; Бедный, бедный Барабанов: роман. СПб., 2009.

Лит: Андрей Петрович Ефремов: Автобиография // Мир петерб. детской книги. Авторы. Переводчики. Художники: творч. биографии. СПб., 2000; Топоров В. У вас, батенька, Гоголи как грибы растут // Взгляд. 2006. Авг.; Топоров В. Петербургская Манон // Город. 2007. № 3; Топоров В. Почти эпитафия // Частный корреспондент [интернет-издание]. 2009. Сент.; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / автор-сост. Н. Н. Бутенко. СПб., 2013.

И. Сергиенко

  • Ефремов Андрей Петрович