Еленин Марк Соломонович


Еле́нин (наст. Чехановец, Чехоновец) Марк Соломонович [8.6.1924, М. - 3.1.1994, Иерусалим] - прозаик, критик, сценарист, кинодраматург.

Детство провёл в Л-де, где окончил среднюю школу. Пережил перв. блокадную зиму 1941. С 1942 по 1945 сражался на фронтах, был дважды ранен, инвалид войны.

Перв. рассказ опубл. во фронтовой газ. «Артиллерийский залп» в 1943. К 1945 был в звании мл. сержанта. После демобилизации учился на отд. журналистики ЛГУ (1951), по окончании учебы направлен по распределению в Узбекистан. Работал отв. секретарем ж-ла «Звезда Востока» (1921–59).

Член СП СССР (с 1957). Член Союза кинематографистов СССР (с 1958).

Тв-во Е. по тематике распределяется условно на три части: первая - кн. о жизни и строительстве в Ср. Азии, вторая - кн. о Великой Отеч. войне, блокаде и современниках, третья - произведения о белой армии и эмиграции. Хронологических рамок периодизации в данном случае не выделить, т.к. автор работал в разных направлениях одновременно. Переводил произведения узбекских авторов.

Перв. книги и киносценарии посвящ. Ср. Азии: «Последний экзамен» (1956), «Три шага в пустыне» (1963), «Тысяча отчаянных километров» (1965). Осн. проблематика произведений - это освоение целинных земель в Азии, отражение азиатских традиций и обычаев с позиций европейского человека. «Тысяча отчаянных километров» повествует о Памире.

Трилогия «Дни доброй надежды» (1974), «Добрый деловой человек» (1977) «Возвращение в Кызылкум» (1979) представляет историю жизни одного героя. В произведениях показано, как две стихии объединяются в судьбе Глеба Базанова - это Л-д и азиатская пустыня. В Л-де персонаж родился и окончил школу, отсюда ушел на фронт. Воспоминания и любовь заставляют его неоднократно возвращаться в родной город. В то время как Кызылкум - это не только жаркие пески, но и поиски легендарного золота, открытие богатейших месторождений, строительство нового города и огромного комбината - дело жизни героя, который по профессии геолог и строитель. Кн. напис. в рамках соцреалистических традиций и пронизана идеологич. мотивами: гл. персонаж является ответственным партийным работником. Герой идеализируется - это мечтатель и творец, и в то же время он замечательный и перспективный деловой человек. Жизнь героя представлена как путь среди многочисленных дорог. Но куда бы ни приводили его обстоятельства, рядом с ним показаны обязательно добрые люди, кот. становятся его друзьями. В кн. идеализированно показана судьба целого поколения сов. людей, к кот. принадлежит и сам автор. Это поколение выросло и повзрослело в годы Отеч. войны, а затем занималось восстановлением и строительством новой страны.

С 1960 жил и работал в Л-де. Писатель создал ряд книг воен. тематики: «Марш-бросок» (1988), «Люди и годы» (1955) и о блокаде Л-да ― «День длиною в жизнь» (1967) и «Ленинградская баллада» (1982). В кн. используются архивные ист. мат-лы, автобиогр. данные, воспоминания. В жанровом отношении эти рассказы и повести тяготеют к форме очерка, документальность в них взаимодействует с худож. элементами. В кн. «Ленинградская баллада» входит и цикл рассказов о современниках Е.

Писатель является и автором 15 киносценариев худож. и докум. фильмов. По его сценариям созданы кинофильмы « Во имя счастья » (в соавт. с Г. Марьяновским, 1956), « Пятеро друзей » (в соавт. с Г. Марьяновским, 1959), « Мощный пласт » (в соавт. с Г. Марьяновским, 1960), « 12 часов жизни » (в соавт. с Г. Марьяновским, 1963), « Солдаты Октября » (совм. сов.-югославский фильм). В архивах хранятся пьесы Е.: «За двумя зайцами», «Куда девался чижик», «Воскресенье после черной субботы» (1951–91).

Е. напеч. ряд критич. ст.: « Война и дипломатия (Валентин Пикуль. Пером и шпагой. Три романа и миниатюры )» (Звезда. 1973. № 4), « Г. Марьяновский .Книга судеб » (Звезда. 1977. № 7). Писатель создал докум. очерк истории лен. з-да им. И. Е. Котлякова « От подковы до эскалатора » (1972).

Осн. направлением заключительного этапа тв-ва Е. стало отражение темы истории белой эмиграции. Писатель посвятил мн. годы скрупулезной архивной работе, чтению мемуаров и воспоминаний русских эмигрантов, личным встречам с участниками событий. Одним из первых в российской лит-ре Е. представил широкое худож.-историч. изображение гражданской войны и жизни русской эмиграции, вне негативных идеологич. оценок. Результатом работы стал четырехтомный ист. роман-хроника «Семь смертных грехов» (1981–94). Сюжет в этом произведении ограничен чёткими ист. рамками событий, связанных с движением Белой армии в Крыму с весны по осень 1920. Центральные герои романа не являются реальными ист. персонажами - это князья Белопольские, на примере кот. представлена история гражданской войны и эмиграции, судьбы белой армии в Турции и на Балканах. Помимо этого действующими лицами в кн. являются генералы, бароны, князья, статские советники, гвардейские офицеры, денщики, врачи, солдаты и т.п. Среди героев романа есть реальные личности ― А. Деникин и П. Врангель, их окружение. В романе переплетается вымышленное и историческое, совмещается художественное и документальное. Творч. манера автора сочетает стилизацию русской прозы 1920–30-х и соцреалистические тенденции. Детективные сюжетные элементы, связанные с мотивами финансовых авантюр, и жёсткие натуралистические описания сражений и гибели людей придают тексту худож. выразительность. Непредвзято Е. показывает тяжёлые судьбы простых людей, вовлеченных в кровавые сражения гражданской войны, повествует о страшной участи чекистов, внедренных в эмигрантские круги. Некоторые отрывки романа изложены в соответствии с воспоминаниями генералов белой гвардии Деникина, Врангеля, А. Туркула и др. и представляют собой жанровую форму дневниковых записей, включённых в текст хроники. Е. использовал воспоминания Александра Вертинского, хотя последний в романе не изображён. Особое внимание уделяется перв. шагам дипломатии сов. страны, событиям на Генуэзской конференции.

Роман был встречен критикой неоднозначно: в печати есть как отрицательные (С. Семанов), так и положительные рецензии (М. Купченко). И. Минц в послесл. ко второму изд. отмечает: «Интересный сюжет романа М. Еленина местами - острый политический детектив, сочетается с углубленной психологической разработкой характеров и положений». В. Чичерюкин-Мейнгардт в кн. «Дроздовцы после Галлиполи» даёт положительный отзыв о романе Е., считая, что писатель-историк не должен идеализировать или очернять ту или иную противоборствующую сторону.

Кн. Е. «Соль чужбины» (1989) является продолжением романа-хроники «Семь смертных грехов». Действие в произведении развертывается на территории стран Европы, г.о. во Франции, кот. представлена как центр белой эмиграции. Автор художественным образом раскрывает на основе ист данных борьбу великих князей Кирилла Владимировича и Николая Николаевича за русский престол, попытки вождей эмиграции представлять несуществующую царскую Россию, мифич. планы победы над большевиками и т.п. В текст включены авантюрные и детективные элементы, мат-лы из мемуаров эмигрантов.

Писатель умер в Иерусалиме от болезни сердца. В посл. десятилетия ХХ в. кн. Е. были весьма популярны, переводились на разные яз., издавались во Франции и в Болгарии.

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 542. 52 х ед. хр. 1951–91 гг. - включает рукописи: повести «Семь смертных грехов», «Соль чужбины», «Золото», «Самый трудный маршрут», «Азбука войны» и др., пьес «За двумя зайцами», «Куда девался чижик», «Воскресенье после черной субботы», «Набат» и др., киносценариев «Вечный огонь», «Любовь длиною в жизнь», «Фортепианный концерт» и др., рассказов, статей; рецензии и отзывы на произведения Е. Автобиография.

Соч.: Последний экзамен: повесть. Ташкент, 1955. Люди и годы: Рассказы и очерки. Ташкент, 1955; Последний экзамен: повесть / илл. Г. Ткачев. Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1958; Жизнь после смерти: Киноповесть // Звезда Востока. 1961. № 5 (в соавт. с Г. Мартьяногвским); Три шага в пустыне: повесть. Л. 1963; Тысяча отчаянных километров: повесть. Л.: Лениздат, 1965; День длинною в жизнь: повесть / илл. А. Ушин. Л.: Лениздат, 1967; Солнечные города: Очерки. Ташкент, 1968; От подковы до эскалатора (История Лен. завода им. И. Е. Котлякова). Л., 1972; Дни доброй надежды: роман. Л.: Сов. писатель, 1974; Добрый деловой человек: роман. Л., 1977; Возвращение в Кызылкум: роман. Л.: Сов. писатель, 1979; Семь смертных грехов: роман-хроника. Л.: Сов. писатель, 1981; Ленинградская баллада: повесть, рассказы / худ. Е. М. Чехановец. Л.: Лениздат, 1982; Семь смертных грехов: роман-хроника в 4-х кн. М., 1986; Марш-бросок: повести и рассказы. Л., 1988; Соль чужбины: роман-хроника / худ. Е. М. Чехоновец. Л.: Сов. писатель, ЛО, 1989.

Лит.: Семанов С. История и сплетня // Наш современник. 1981. № 11; Купченко М. Обреченные историей (М. Еленин. Семь смертных грехов) // Звезда. 1982. № 7; Писатели Л-да: биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Минц И. Послесл. // Еленин М. Семь смертных грехов. Л., 1987; Чичерюкин-Мейнгардт В. Дроздовцы после Галлиполи. М., 2002.

С. Петрова

  • Еленин Марк Соломонович