Елисеев Никита Львович


ЕЛИСÉЕВ Никита Львович [6.8.1959, Л-д] - лит. критик, писатель, телеведущий.

Родился в семье актеров. В 1981 окончил ист. фак-т ЛГПИ (ныне РГПУ) им. А. И. Герцена. Работал библиографом в РНБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В кон. 1980-х посещал семинар Б. Стругацкого. Напис. фантастич. произведения: рассказ « Мардук », роман « Судьба драконов в послевоенной галактике » и рассказ « Отстрел гномов » (последние два опубл. только в интернете).

Писать критич. статьи начал рано, но не публ. их. В нач. 1990-х жена Е. собрала все его эссе и отправила в ж. «Знамя». Их не опубл., но предложили автору написать рассуждение о совр. российских философах. Перв. журн. публикация Е. - эссе « Мыслящие вслух » (Знамя. 1993. № 2). Впоследствии Е. стал пост. автором это ж-ла.

В 1994 в ж. «Новый мир» (№ 11) опубл. ст. « Человеческий голос » о трехтомнике С. Довлатова. В 1995 написал о long-list премии «Русский Букер».

С 2000 стал обозревателем культуры в ж-ле «Эксперт Северо-Запад», где, в частности, опубл. ст. « Петербуржец в первом поколении. Памяти Владимира Уфлянда » (2007. № 17), « Писатель-издатель. Инт. с Александром Житинским » (2007. № 34) и др.

В том же году стал актив. сотрудничать с ж. «Сеанс»: « Россия в иностранных документальных описаниях. Хрестоматия » (2007. № 31), « Неудавшийся эксперимент » (2009. № 37–38), « Презумпция вины » (2011. № 47–48, номера посвящ. «Фаусту»). Написал неск. статей для выпущенного этим ж-лом изд. «Новейшая история отеч. кино. 1986–2000. Кино и контекст» (СПб., 2002).

В 2002 в изд-ве «Лимбус Пресс» вышла книга Е. « Предостережение пишущим »: сб., в кот. вошли как уже напечатанные ранее, так и никогда не публ. эссе. В 2009 - кн. « По теченью и против теченья… Борис Слуцкий: жизнь и тв-во » (в соавт. с П. Гореликом).

Отмечен премией ж. «Новый мир» (1998) за напечатанные там статьи: « Олеша и наследник » (1998. № 8), « Гамбургский счет и партийная лит-ра » (1998. № 1), « Памяти одного стукача – статья тайн » (1998. № 3), « Московский пленник и другие » (1998. № 5), « Что не дозволено ученому. Просто напоминание » (1998. № 7), « Последняя черта » (1998. № 9), « Наивный читатель и образованный автор » (1998. № 11).

Публ. в ж. «Звезда» (« Борис Слуцкий и Иосиф Бродский » ― 2009. № 7; и др.), «Нева» (« Борис Слуцкий и война » ― 2010, № 5), «Постскриптум», «Октябрь» (ст. « Толстовец со шпагой: “Война и мир” Максима Кантора » ― 2010. № 10), «Критическая масса» (« Андрей Синявский. 127 писем о любви » ― 2004. № 4; и др.), «Ступени», «Новая русская книга» (« Юрий Мамлеев. Блуждающее время » ― 2001. № 2; и др.), «Вопросы лит-ры» (« Клерк-соловей » ― 2000. № 5), «Вестник Европы» (« Я и Томас Манн » ― 2008. № 24), «Арион» (« Бормотание времени: О стихах Сергея Стратановского » ― 2010. № 3), « Питерbook », «Собака.ru», « Век XX и мир », газ. « Первое сентября », сетевых изданиях «Русский ж.», «Опушка» и др.

Выступая на круглом столе «Лит. критика: независимая и обслуживающая», организованном ж. «Прочтение» 25 нояб. 2007 ( prochtenie.ru/seminars/23291 ), сам Е. обратил внимание на то, что критика играет, в сущности, «обслуживающую» роль: и при этом «правильное обслуживание - это обслуживание читателя и писателя», а «неправильное» обслуживание - «это обслуживание тех или иных структур, кот. в силу каких-то причин указывают тебе, кого нужно похвалить, кого нужно поругать или кого ругать вообще не следует». Цель критика Е. видит в том, чтобы помогать читателю ориентироваться в лит. пространстве (Критика: последний призыв // Знамя. 1999. № 12).

А. Касымов полагает, что для Е. как для выпускника историч. фак-та в лит-ре интересна возможность связи, переклички времен, почему его следует признать критиком «именующим, а не классифицирующим»: «каждое имя под его пером становится часом, днем, месяцем, годом, веком», причем отношения Е. с любым персонажем его заметок «напоминают отношения сочинителя со своим любимым - неважно, положительным или отрицательным - героем». Называя Е. мастером не только критической, но и психологич. прозы, Касымов подчеркивает ту роль, кот. играет в статьях Е. собственно слово («мыслит сей автор… вербально»), в результате чего «читающего не оставляет ощущение, что он читает не столько критику, сколько критическую прозу, во всяком случае - повествования, написанные критиком».

Подобным же образом характеризует тв-во Е. и Е. Иваницкая: «Критическое кредо автора сомнений не вызывает: “главное умение писателя - умение ставить слово подле слова”, “язык, стиль - вот идеология писателя. Вот его патриотизм, религиозность или революционность”». Иваницкая отмечает, что «постоянный, сильнейший аналитический прием автора - сравнительно-сопоставительный, “компаративистский”. Е. великолепно умеет видеть доказательное сходство, включать текст в литературную панораму, находить разительные параллели».

С. Беляков, напротив, считает, что слабость Е.-критика состоит не только в отсутствии претензии на отражение лит. процесса, но порой и в недостаточной глубине анализа того или иного лит. произведения: «Е. - критик-коллекционер, он обращает внимание лишь на те книги, статьи, эссе, что позволяют ему проявить свой дар - дар насмешника, сатирика. Обратите внимание на его обзоры: каждая “Книжная полка” - своеобразный паноптикум, кунсткамера. Как правило, книги, поставленные на его “полку”, объединяет одно - Е. нашел в них что обыграть. В одном ряду могут оказаться, скажем, Акунин, Сальвадор Дали, Дмитрий Бортников и Хольм ван Зайчик. <…> Если книга… одиозна - то из-под пера Е. выйдет небольшая, изящная, ядовитая статья, кот. доставит наслаждение читателю, не лишенному чувства юмора».

Впрочем, М. Эдельштейн решительно возражает против такой оценки Е.: «Он критик-диагност, он умеет так определить писателя, что тот будет трепыхаться, как пришпиленная бабочка, …но с булавки ему уже не слезть и надпись на этикетке не поменять». Самым ярким образчиком тв-ва Е. Эдельштейн считает статью « Заметки краем », посвящ. книге А. Немзера «Замечательное десятилетие русской лит-ры», кот. называет «не рецензией даже, а непонятной жанровой природы сочинением в манере “бормочущей розановской записки”, агоном, стилевым состязанием, в кот. рациональной центростремительности насквозь логичного Немзера противопоставляется дионисийский хаос, распад, шушукание по углам: “Я здесь краем, краем”».

Тем не менее «имидж анфан-террибля современной российской критики» (определение М. Эдельштейна), отчасти наследующего розановским традициям, и откровенная язвительность многих лит.-критич. заметок Е., одними читателями воспринимается как «интеллектуальная веселость» (Е. Иваницкая), другими оценивается как бездоказательность, хотя и достаточно остроумная. Так, по мнению А. Кобринского, Е. - «критик, журналист, пытающийся разговаривать, как филолог. Его излюбленный жанр - эссе - ныне оттеснен почти что на задворки современного литературного процесса. И в самом деле, как определить то, что проделывает критик с “Моцартом и Сальери” или с “Ревизором”? Пожалуй, как очень талантливое, искрометное, даже блестящее (можно добавить и другие эпитеты)… школьное сочинение. Главными его признаками становятся безграничная, абсолютная бездоказательность».

В 2010 принял участие в создании учебника по русской лит-ре, написанном писателями о писателях «Лит. матрица» (В 2 т.), с разделом « Об авторах этой книги ».

С 2012 на ТК «100 ТВ» Е. ведет еженедельную передачу «Словораздел». Передача строится по принципу клуба, где писатели, поэты, литературоведы, режиссеры и художники обсуждают вопросы, связанные с лит-рой и искусством.

В 2002 получил первую премию конкурса русской сетевой лит-ры «Тенета» в номинации «Лит.-критич. статьи» (за ст. « Колбаса и “Офелия” »). Член СП СПб., Академии русской совр. словесности. Член жюри ряда лит. премий: премия им. Аполлона Григорьева (1997), «АБС-фантастика» (1999–2003), Большое жюри премии «Нац. бестселлер» (2002), «Русский Букер» (2004).

Соч.: Мардук: Рассказ // Октябрь. 1997. № 12; Судьба драконов в послевоенной галактике: Фантастич. роман // http://lib.ru/RUFANT/ELISEEV/drakon.txt ; Отстрел гномов: Рассказ // http://books.rusf.ru/unzip/xussr_gk/elisen02.htm?1/1; Колбаса и «Офелия» (или Рассуждения о «Зависти» Юрия Карловича Олеши) // Опушка. 2002. 7 июн. (www.opushka.spb.ru/text/eliseev_txt.shtml); Предостережение пишущим. СПб., 2002; Заметки краем // Русский ж. 2003. 4 июл. ( http://old.russ.ru/krug/kniga/20030704_ne.html ); По теченью и против теченья… Борис Слуцкий: Жизнь и тв-во (в соавт. с П. Гореликом). М., 2009; Разорванный мир: эссе // Корнилов Б. «Я буду жить до старости, до славы…» СПб., 2012.

Лит.: Касымов А. Номинатор, или Повествование Н. Е. // Знамя. 2001. № 4; Семанов С. Лит. критика либерального общепита // Завтра. 2001. № 7 (58); Чупринин С. Новая Россия: Мир лит-ры. М.-СПб., 2002–03. Т. 1; Беляков С. Критика и библиография // Урал. 2003. № 3; Эдельштейн М. [Постскриптум к инт. с Н. Елисеевым] // Русский ж-л. 2003. Вып. 2003. 26 дек. (http://old.russ.ru/krug/20031226_krit.html); Иваницкая Е. Никита Елисеев. Предостережение пишущим // Знамя. 2003. № 12; Кобринский А. Филология и журналистика. О некот. особенностях публицистич. извинений (Полемические заметки) // Дружба народов. 2004. № 2; Огрызко В. Русские писатели. Совр. эпоха. Лексикон: Эскиз будущей энц. М., 2004.

Е. Гречкина, С. Друговейко-Должанская

  • Елисеев Никита Львович