Емельянов Аркадий Иванович


ЕМЕЛЬЯНОВ Аркадий Иванович [ 25.6.1879, Орлов Вятской губ. - ?] - этнограф, филолог, финно-угровед и тюрколог.

Сын священника. В раннем возрасте лишился отца. В 1883–93 учился на казенный счет в Вятском духовном уч-ще, по окончании к-рого поступил в Вятскую духовную семинарию. В 1899 окончил семинарию и был принят в том же году в Казанскую духовную академию, к-рую окончил в 1903.

Владел многими европейскими, финно-угор. и тюрк. яз. По окончании Академии направлен для работы в епарх. упр. в Вятке, где стал заведовать инородческими школами миссионер. к-та и преподавать вотяцкий, черемис. и татар. яз. на инородческих курсах. В 1907–19 - преподаватель русского яз. и словесности в Казанской учительской семинарии для крестьян из инородцев и руководитель обучения в образцовых при Семинарии школах (вотяцкой, черемисской, мордовской и чувашской).

С 1917 перешел на преп. работу в вузах. В 1917–21 в кач-ве преподавателя, а с 1919 - проф. преподавал марийский и фин. яз., этнографию финно-угор. народностей и введение в финно-угроведение в Казан. Сев.-Вост. археол. и этногр. ин-те, в 1919–21 читал лекции по этнографии в Казан. высшем ин-те нар. образования. Состоял чл. Востоковед. комиссии Об-ва археологии, истории и этнографии при Казан. ун-те, поставившей целью систематизацию и подгот. к печати материалов по этнографии и истории вост. племен России; был председателем Казан. комиссии по изучению вотяцских яз.

В 1921/22 уч. г. Е. работал проф. финно-угор. яз. Саратовского ун-та, а в 1922/23 - проф. финно-угор. яз. и этнографии Самарского ун-та. В 1923–25 - преп. Пермского ун-та, где вел различные курсы финно-угор. яз. и этнографии, а также рус. этнологии. В 1924 заведовал этнограф. отд. Пермского краеведч. музея.

В кон. 1925 переехал в Л-д, где с окт. 1925 по окт. 1931 преподавал в кач-ве доц. каф. финнологии ЛГУ, а затем Ист.-лингвист. ин-та; вел занятия по венгерсокму и марийскому яз. Неоднократно выезжал по заданиям разл. орг-ций в командировки для изучения яз. малых народов Севера: в 1924–26 от Уралплана - на Тобольский Север для изучения вогул. и остяц. яз., в 1927–29 - от АН на Кольский п-ов для изучения языка русских лопарей.

31 авг. 1931 Е. зачислен помощником библиотекаря ОНЛ ПБ, однако, 5 нояб. 1932 уволился. Свой уход из ГПБ мотивировал тем, что занимаемая им должность не соответствовала ни его специальности, ни его науч. квалификации, поскольку в осн. вынужден был заниматься чисто техн. работой (вырезка и расклейка материалов «Кн. летописи» и т.п.). Бюро СНР ГПБ в своем решении также указывало администрации биб-ки на неправильное использование Е. в период его работы там.

В нояб. 1932 Е. зачислен биб-рем Лен. фил. НИИТорф. промышленности; эта работа, по его словам, давала ему больше возможностей для науч. занятий по специальности. В мае 1933 уволен из ин-та по сокр. штатов. С июля 1933 начал работать в Ин-те народов Севера «библиотекарем по научному отделу», где наряду с библ. работой занимался преподаванием яз. студентам и аспирантам ин-та. С 1935 - проф. ЛИФЛИ.

10 окт. 1934 Е. вновь зачислен в ГПБ библиотекарем 1-го разр. на полставки в ОНЛ, где стал заниматься каталогизацией книг на финно-угор. и нек-рых тюрк. яз. Уволился в февр. 1938.

Автор трудов по языку и этнографии финно-угор. и тюрк. народностей. В нач. 1930-х взгляды Е. подвергались в печати критике за игнорирование классового подхода к изучению этнографии и лингвистики, «за великодержавный шовинизм», за проповедь методов буржуаз. ученых. 28 февр. 1933 был арестован по подозрению в националистической деятельности финских народностей СССР и шпионаже, освобожден из-под стражи 17 мая 1933 в связи с недоказанностью обвинений.

Архив: РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/4-55, 62, 70, 74; Ф. 4, оп. 2, 1932, д. 1, 6, 7; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 680.

Соч.: Памятники старой чувашской веры (A csuvas ös vallás emlékei). Д-р Дюла Месарош. Будапешт, 1909 г.: [Библиогр. очерк] // Известия Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. 1913. Т. 28. Вып. 6; Мухаммеданская неповременная печать на татарском языке в Приволжском и Оренбургском крае за 1912 г. Казань, 1913; Обзор содержания татарско-мусульманской печати за 1913 г. Казань, 1914; Черемисы-язычники: картины из быта черемисов. Казань, 1914; Татары-мусульмане: картины из быта татар. Казань, 1915; Краткий обзор татарско-мусульманской неповременной печати за 1915 г. Казань, 1917; Обзор учебников и учебных руководств по преподаванию русского языка и отечественной истории в татарских конфессиальных школах. Казань, 1917; Языческое моление черемис // Известия Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. 1921. Т. 31. Вып. 4; Курс по этнографии вотяков. Казань, 1921. Вып. 2–3; Грамматика вотяцкого языка. Л., 1927; За изучением лопарского языка // Карело-Мурманский край. 1928. № 3/6; К вопросам мансийской грамматики // Сов. Север. 1939. Вып. 3.

Лит.: Худяков М. Г. Против антимарксистских выступлений // Сов. этнография. 1932. № 1; Худяков М. Г., Супинский А. К. Этнография на службе классового врага: сб. ст. Л., 1932; Кононов А. Н., Пориш И. И. Ленинградский Восточный институт: страница истории отеч. востоковедения. М., 1977; Филологический факультет СПб. гос. ун-та. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2000.

Л. Шилов

  • Емельянов Аркадий Иванович