Епифанов Геннадий Дмитриевич


ЕПИФÁНОВ Геннадий Дмитриевич [21.7(3/4.8).1900, Ростов Великий - 4.9.1985, Л-д, похоронен на Северном кладб.] ― художник-график, гравер, мастер книжной иллюстрации.

Родился в семье потомственного типографского рабочего- переплетчика, позолотчика и мармориста (мастера изготовления форзацев), с детства занимался переплетением книг и нот, постигал искусство создания книги и знакомился со средневековой книжной культурой Ростова Великого. Рано проявил способности к рисованию и музыке. Окончив Ростовский муз. техникум по классу скрипки, с 1919 по 1922 работал в оркестре и был сотрудником Ростовского музея древностей (с 1922), поступив в Ярославский худож.-пед. техникум (1924). В 1925 был принят на живописный фак-т лен. Вхутеина (Академия художеств), где тогда преподавали К. Петров-Водкин, А. Савинов, А. Карев; вскоре перешел на графич. фак-т, окончив его по отд. книжной графики у Д. Митрохина, В. Конашевича и В. Замирайло и избрав своей специальностью гравюру.

Еще до завершения учебы начал профессиональную творч. деятельность, сделав в 1930 иллюстрации к роману Э. Синклера «Юг и Север» по заказу Ф. Нотгафта, работавшего тогда в ЛО Гослитиздата. После окончания ин-та, в 1930-е, руководил типографией изд-ва «Молодая гвардия» и оформил для него целый ряд изд. в акцидентном наборе (шрифтовые обложки, титулы, заставки и концовки с применением цвета и фотоиллюстраций) политич. и массовой лит-ры, подняв своим мастерством эти дешевые книжки до высокого худож. уровня, несмотря на недостаточное разнообразие шрифтовых гарнитур тех лет («Лицо Ленинского комсомола в цифрах», 1930; «От Берлина до Москвы» А. Курелла, 1931; «От подпольного кружка к пролетарской диктатуре», 1931). Пробовал свои силы в жанре экслибриса, сохранившего привлекательность для художника и в последующие годы.

В 1934 выполнил заказ изд-ва «Academia», переживавшего в это время краткий период своего расцвета, ― иллюстрации и оформление двухтомного изд. «Назидательных новелл» М. Сервантеса. Переплет, суперобложка, титул, фронтиспис и буквица к каждой новелле, илл. в тексте решены в технике цветной гравюры на дереве и воссоздают дух и общую атмосферу Испании эпохи позднего Возрождения, тщательно изученной художником. Цвет в этих гравюрах при всей условности разнообразен по насыщенности и использованию - то сплошным тоном, то отд. пятнами, и становится главным средством выразительности, что сделало «сервантесовский цикл» смелым и индивидуально-своеобразным опытом применения цвета, истоки кот. можно найти в увлечении японской гравюрой, изучаемой и коллекционируемой художником.

В довоен. годы Е. был оформлен ряд книг (Л., Гослитиздат), среди кот. «Тень друга» Н. Тихонова (1936), «Повести Белкина» и «Драмы» А. С. Пушкина (1936), «Сказки Красноярского края» (1937), «Лит.-критич. статьи и письма» И. А. Гончарова (1938). Оформление и иллюстрирование романов Ч. Диккенса «Большие надежды» и В. Гюго «Отверженные», начатые перед самой войной и обещавшие стать интереснейшим явлением в кн. графике, так и не были закончены и изд.

Годы войны и блокады, прожитые в Л-де, прервали творч. планы художника и привели его к работе в «Боевом карандаше», где он участвовал в создании серии плакатов и нашел новый метод их тиражирования с применением акцидентного набора. Для атласа ВМА делал зарисовки операций, для Управления по делам искусств Ленгорсовета разработал диплом за работу художников в годы войны, кот. был награжден и сам. Не оставлял и кн. - в 1942 оформил «Альбом боевых действий кораблей эскадры Краснознаменного Балтийского Флота в дни Великой Отеч. войны» (М., Военкориздат), представляющий военно-морские зарисовки художников, а в 1943 ― патриотич. сб. «Русские поэты о Родине» (Л., Гослитиздат).

В 1940-е продолжает работу над оформлением науч. и научно-популярных изд. («М. Ломоносов: сб. статей и мат-лов»; «И. И. Ползунов. Труды и жизнь перв. русского теплотехника» В. Данилевского; оба - М.-Л., изд. АН СССР, 1940; «Сокровища Эрмитажа», то же изд., 1948; и др.), создавая для них обложки, переплеты и титульные листы, в осн. шрифтовые, ставшие классикой оформительской графики. Параллельно работает над оформлением и иллюстрированием худож. лит-ры - переплеты, обложки и титулы в живописно-романтической манере (Слово о полку Игореве. Л.: Сов. писатель, 1945; Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Л.: Лениздат, 1951) и изысканно-графической (О. Форш. Михайловский замок. Л.-М.: Сов. писатель, 1946; А. С. Пушкин. Поэзия. М.-Л.: Гослитиздат, 1949). Из множества кн., оформленных им в 1950–60-е, особенно интересны след. изд. ― «Комедии» Г. Фильдинга (М.: Искусство, 1954), «Драмы» В. Гюго (то же изд., 1955), «Соч. А. С. Пушкина»: в 3 т. (М.: Гослитиздат, 1957), «Былины»: в 2 т. (то же изд., 1958), «Ирландские саги» (то же изд., 1960), «Польские народные легенды и сказки» (то же изд., 1964).

Из проиллюстрированных Е. в послевоен. годы книг целый ряд следует отнести к замечательным достижениям отеч. книжной графики. Иллюстрации к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (Л.: ЛО Худфонда СССР, 1947) ― 14 пейзажных, сюжетных и портретных гравюр, выполненных сложными приемами сочетания линий, точек и пятен, представляют глубоко драматич. историю гибели простой девушки, полемизируя с изысканной элегантностью иллюстраций М. Добужинского (1921). Большая работа, связанная с романом А. Дюма «Королева Марго» (М.-Л.: Гослитиздат, 1953) и включающая весь комплекс оформления- обложка, переплет, титул и сюжетные шмутцтитулы к главам, полустраничные заставки и страничные иллюстрации-портреты, к сожалению, завершилась неудовлетворительным воспроизведением в печати как в названном, так и в последующем азербайджанском изд. Драматичные по настроению и с ювелирной тонкостью и динамизмом выполненные гравюры возможно по достоинству оценить лишь в авторских оттисках, хотя художник видел гл. смысл работы именно в кн., в ее тиражированном поступлении к читателю и глубоко связывая ее с лит. текстом. Более 7 лет он работал над иллюстрированием и оформлением гомеровской «Одиссеи» (М.: Гослитиздат, оформл., 1953; то же изд., оформл., илл., 1958), в грандиозном замысле создавая архитектонич. единство всех элементов кн. Совершенное владение языком гравюры позволило мастеру в страничных илл., опираясь на текст Гомера и свое знание истории, явить реальные картины древней жизни и пейзажи Греции, сияющие светом, психологически убедительные образы героев поэмы.

Наиболее полным и цельным примером конструирования кн. и композиционного единства худож. замысла стала многолетняя работа Е. над повестью Пушкина «Пиковая дама» (Л.: Гослитиздат, 1966). Экспрессия пейзажных и портретных илл. и заставок, усиленная цветом, совершенная разработка шрифтовых решений сделали это изд. выдающимся явлением сов. книжной графики.

Наряду с книгой Е.работал в станковой графике - натурные интерьеры, пейзажи Ростова и Усть-Нарвы, выполненные кистью, пером и карандашом и слегка подцвеченные акварелью и сепией (кон. 1930–60-е). Виды Ростова, его архитектурные памятники и его жители стали мотивами серии живописных по манере цветных ксилографий «Ростов Великий»(1940-е). Черно-белые гравюры, посв. Л-ду и решенные в классически строгом стиле, вышли отд. альбомом в суперобложке, переплете, с титулом и шмуцтитулами (Ленинград. Виды города. М.: ИЗОГИЗ, 1953).

За период с 1932 по 1967 участвовал в 47 отеч. и 17 зарубеж. выставках (Франция, Англия, Греция, Дания, Норвегия, Финляндия, Германия, Чехословакия, Америка).

Творч. успехи мастера отмеч. рядом высоких наград (диплом I ст. за участие в Моск. юбилейной выставке к 40-летию ВОСР, 1957; серебряная медаль за участие в Международной выставке кн. в Лейпциге, 1959; диплом I ст. МК РСФСР за участие в конкурсе по лучшему оформлению 25 книг и 50 книг; 1960; бронзовая медаль Международной выставки кн. в Лейпциге, 1971; диплом и премия V Междунар. выставки прикладной графики в Брно, 1972). Засл. деятель искусств РСФСР, член-корр. АХ СССР.

Замечательный гравер, уникальный художник-шрифтовик и мастер высокой культуры оформления кн., Е. был строгим, взыскательным и требовательным педагогом. Много лет являясь проф. Полиграфич. ин-та и графич. фак-та ЛИНЖАСа им. И. Е. Репина, Е. учил мастерству неск. поколений лен. графиков.

О. Родосская

  • Епифанов Геннадий Дмитриевич