Еремин Михаил Фёдорович


ЕРЁМИН Михаил Фёдорович [1.5.1936, окрестности Теберды Карачаевской авт. обл.] - поэт, переводчик, драматург.

Петербуржец в третьем поколении. Мать - Ирина Михайловна Е. (урожд. Торопова, род. 1913), отец - Федор Никитич Е. (род. 1910).

Учился на филол. фак-те ЛГУ (до четвертого курса). Окончил ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Е. - участник одной из перв. неформальных лит. групп Л-да кон. 1950-х, впоследствии получившей название «филологическая школа» Л. Виноградова (Л. Лосев (Л. Лифшиц), В. Уфлянд, С. Кулле, В. Герасимов, Е., А. Кондратов, М. Красильников, Ю. Михайлов), или «Круг Михаила Красильникова» (по имени старшего участника). С Виноградовым и Уфляндом учился в школе, с Лосевым и Кулле - на одном курсе в ЛГУ. По словам поэта, «филологическая школа», - «это не литературное объединение, не школа в привычном смысле слова, а просто содружество людей, объединенных общей эстетикой и взглядами на искусство» («Лица петербургской поэзии: 1950–90-е»). Авторов «филологической школы» сближает «пристальное внимание к семантическим нюансам, поливалентность смысла» (В. Кулле), установка на эпатажность (Л. Лившиц). Среди лит. приоритетов участников - поэзия футуризма (В. Маяковский, В. Каменский, Н. Асеев), акмеизма (О. Мандельштам, А. Ахматова), позднéе тв-во обэриутов: «от Маяковского шли к Хлебникову и Кручёных, а затем назад уже через Заболоцкого и обэриутов, т.е. приобщаясь к наивысшей иронии и философичности, какая только существовала в русской культуре» (Л. Лившиц. Тулупы мы // У Голубой лагуны. Т. 1).

В дек. 2004 в СПбГУ состоялась науч. конференция, посвящ. 50-летию «филологической школы». В 2006 В. Кулле и Уфляндом была подгот. антология «Филологическая школа», в кот. представлены избр. тексты участников группы, в т.ч. более ста стих. Е., воспоминания и библиография.

Е. датирует первым стих. «Боковитые зёрна премудрости...» (1957). В числе других оно было прочитано Е. на VI обл. конференции молодых писателей в 1958. Газ. «Смена», незадолго до этого выступившая с жесткой критикой стихов молодых поэтов, напечатанных в студенческих изд. «Голубой бутон», «Свежие голоса» и «Литфронт литфака», обрушилась на автора фельетоном (В. Кузнецов. «Боковитые зёрна премудрости» // Смена. 1958. 27 мая). Стих. «Боковитые зёрна премудрости...» и «Роскошно скошен луг...», в нем процитированные, оставались вплоть до нач. 1990-х единственными офиц. опубл. текстами автора.

В 1960 стих. Е. «Так горсть земли искали иудеи...», «Боковитые зерна премудрости...», «Сохатый крест рогов, как идола...», «Полночно светтение бухты Барахты...», «Мальчиком заплечных дел времен французской революции...» напеч. в третьем номере самиздатского ж. «Синтаксис» (120 экз.), представлявшем десять лен. поэтов (Д. Бобышева, И. Бродского, Г. Горбовского, В. Голявкина, Е., С. Кулле, А. Кушнера, Е. Рейна, Н. Слепакову, В. Уфлянда). Публикация воспроизведена в ж. «Грани» (1965. № 58). Подготовленный четвертый номер «Синтаксиса» был полностью посвящ. тв-ву Е., однако его выход не состоялся в связи с арестом ред.-сост. А. Гинзбурга. В 1964 стихи Е. опубл. К. Кузьминским и Б. Тайгиным в «Антологии сов. патологии» (100 экз.), - сб. независимой поэзии М. и Л-да. Два стих. Е. без указания автора были вкл. в антологию «Modern Russian poetry» (под ред. В. Маркова и М. Спаркса. Лондон, 1966) с параллельными текстами на английском яз.

С 1955 Е. занимается лит. переводом (с английского, пушту, фарси, киргизского, таджикского, грузинского, армянского, азербайджанского, коми, латышского, литовского, македонского, чешского, словацкого и др.). Одним из первых открыл для русского читателя американского «акмеиста» Х. Крейна. Переводчик и литературовед В. Муравьев подчеркнул поэтич. самостоятельность Е., использовавшего «английское многозвучие смысла затем, чтобы воспроизвести его по-русски» (Иностранная литература. 1989. № 9). М. Диксон во вст. заметке к циклу Крейна «Странствия» (Звезда. 2008. № 1) отмечал высокий уровень перевода Е., способного передать «увлечение автора самим языком».

В 1960 - сер. 1970-х Е. сотрудничает с ж. «Костёр». Изд. ряд книг для детей, в т.ч. « Слон и Оська » (в соавт. с Л. Виноградовым и В. Уфляндом; М., 1963), « Веселый троллейбус » (в соавт. с Л. Виноградовым; М., 1964), « Мчится поезд » (в соавт. с Л. Виноградовым; М., 1967). В 1963, получив рекомендацию И. Пырьева и А. Галича, Е. поступает на Высшие курсы сценаристов (М.). Пишет пьесы для драматич., муз. и кукольных театров: «Винни-Пух и его друзья» (в соавт. с Б. Заходером и Л. Виноградовым; Моск. ТЮЗ, 1969), «Слово о полку Игореве» (в соавт. с Л. Виноградовым и К. Мешковым: Моск. обл. ТЮЗ, 1970), «Защитник Ульянов» (в соавт. с Л. Виноградовым; БДТ им. М. Горького, 1970), «Медвезайцы» (в соавт. с Л. Виноградовым и Л. Лосевым, имя последнего в связи с эмиграцией не было указано на афише; Лен. гос. театр марионеток им. Е. Деммени, 1976) и др.

В 1977 Е., Уфляндом, Виноградовым, Кулле по случаю 40-летия Уфлянда выпущ. самиздат. антология «40» (цифровое значение было обозначено старославянской буквой «мыслите»), включавшая по 40 стих. каждого участника (приведена в кн. «Филологическая школа». М., 2006). В историю самиздата сб. вошел под назв. «УВЕК», по начальным буквам фамилий авторов, стоявшим на обложке. К 20-летию выхода антологии был издан спец. выпуск ж. «Лит. обозрение» (1997. № 5), посвящ. «филологической школе».

На рубеже 1970–80-х Е. публ. за рубежом в ж-лах «Эхо» (Париж), «Континент» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Значительная подборка стихов Е. 1957–70-х включена Кузьминским в антологию «У Голубой лагуны» (Newtonwille, 1980–86. Т. 1). Девять стих. Е. («Человек, не нашедший номера в гостинице» (1957), « Боковитые зёрна премудрости...» (1957), «Терлось тельце телка...» (1958), «Говорящее лицо ладони...» (1957), «Дождь» (1957), «Был день расстегнут...» (1957), «Роскошно скошен луг...» (1957), «По-за кряквой ходит селезень...» (1958), «Яблоки, отображающие действительность» (1959) вошли в самиздатскую антологию лен. неофициальной поэзии «Острова» (Л., 1982).

Перв. кн. Е. «Стихотворения» увидела свет в 1986 в Нью-Джерси (США) в изд-ве «Эрмитаж» (с предуведомлением о том, что «сборник составлен и издан без ведома автора»). Он включал в себя 122 стих. и организован по хронологич. принципу: стих. 1957–58, 1959–72, 1972–86. Большинство текстов имеют единую строфич. организацию- это восьмистишие, представляющее единое высказывание, целостность кот. подчеркнута синтаксически: граница строфы совпадает с концом предложения. Основу композиции составляет ступенчатое, «веерное» развитие образа, представляющего своеобразную онтологическую модель. Образ у Е. полифоничен - его чувственная сторона, подчеркнутая мáстерской визуальной и звуковой прорисовкой, дополняется насыщенной интеллектуальной составляющей (авторские комментарии, уточнения; реминисценции; расширение поэтич. словаря научными терминами, условными символами естественных наук; письменными знаками др. языков). Движение лирич. сюжета часто строится на метаморфозах знаковой стороны образа (переключение языкового кода). Созерцаемое, мимолетное порождает образ, кот. становится поводом для философской, историч. или художественной аналогии, для детализации кот. автор прибегает к новому сравнению, иной раз в форме метафорического экфрасиса, комментарию. Результатом сопоставления может стать как скрытая сентенция, так и каламбур. Стих. может строиться по алеаторич. принципу, тогда основой аналогии становится звуковое подобие. Совмещение в лирическом «я» разных типов худож. сознания (медитирующего и анализириующего) выражается в структуре стих. в соединении лирич. начала и повествовательного. С этим связаны особенности интонационно-синтаксич. плана стиха: наличие вставных конструкций в скобках с переносом на др. строку, анжамбеманов, внутренних rejets, и т.д. Отметим полигенетич. характер образов у Е., адресующих не только к опыту русского футуризма или англо-американского имажизма и вортицизма (Р. Олдингтон, Э. Паунд), но и к античной традиции (развернутым метафорам Гомера), китайской пейзажной живописи, метафизич. поэзии Гёте, натурфилософским стихам Н. Заболоцкого, языковым экспериментам Т. Элиота и Дж. Джойса.

В послесл. к кн. Е. «Стихотворения» Л. Лосев называет определяющей для поэтики Е. эйдологическую природу образа, в традиции поэзии А. Блока и Б. Пастернака. Лейтмотив тв-ва Е. - идея единосущности мира, что сближает его с мировидением Пастернака, поэтич. концепцией приятия жизни во всех ее проявлениях. Тема «жизненности» является своего рода «иероглифом» поэзии Е.: «Михаил Ерёмин пишет о жизни. Глагол жить у Ерёмина уже почти не синонимичен глаголам быть или существовать, как мы к тому привыкли, а наполнен куда более активным и самоценным содержанием.» (Лосев Л. Жизнь как метафора // Ерёмин М. Стихотворения. Tenafly, 1986). Идея органич. единства мира воплощается у Е. в особенности структуры метафоры («Трисмегистом метафоры» называет его Уфлянд), сопрягающей разные обл. знаний, предметное и абстрактное. Лосев, отмечая соположение в метафорах «лингвистических и биологических реалий», видит в этом ответ поэта «на главный из “проклятых вопросов”, о “двойном бытии” человека». Поэзия Е. продолжает линию русской философской лирики, традицию А. Фета, «но там, где Фет видел лист, ветку, траву, небо и слышал слово, Ерёмин видит ген, клетку, молекулу, атом, слышит индоевропейский корень» (Л. Лосев).

В СССР перв. сб. Е. («Стихотворения» ) вышел в 1991, его составили стих. с 1957 по 1991. Говоря о тв-ве Е., Г. Сапгир отмечает, что автор всю жизнь пишет одну кн., составленную из восьмистиший: «При чтении этих восьмистиший мне порой кажется, что я смотрю изнутри зеленого стебля травы, бесконечно увеличенного. И латынь, и греческие слова, и египетские иероглифы слагаются на странице в универсальную надпись, портрет самой природы...» (Г. Сапгир. Самиздат века).

В 1990-е стихи Е. начинают публ. в России и в журн. периодике («Аврора», «Лит. обозрение», «Митин ж.», «Новый ж.», «Черновик» и др.); входят в состав антологий и сб. («Самиздат века», «Genius loci», «Поэзия и живопись»). Е. участник поэтич. чтений, проводимых в Б-ке иностранных языков, в т.ч. фестиваля «Ленинград - Москва» (1992).

Отметим одну из первых значительных подборок, представляющих 29 стих. (1957–91), в ж. «Аврора» (1992. № 11–12). Во вст. ст. говоря о «необычайной плотности мышления поэта», А. Шарымов называет избранную Е. форму восьмистиший «квантом высказываемой мысли», демонстрирующим «дискретность самого хода сознания»: «Ерёмин не упускает случая поставить перед читателем ряд вопросов, касающихся пределов наших знаний» (А. Шарымов. Октогены Михаила Ерёмина // Аврора. 1992. № 11–12). Для М. Айзенберга тв-во Е. - это своего рода естественно-научное исследование, отдельно взятое стих. сравнимо с «кристаллом информации»: «Мысль здесь имеет свою логику созревания и свою замкнутую кристаллическую форму» (М. Айзенберг. Поэт Михаил Ерёмин // Моск. наблюдатель. 1992. № 5–6).

Вторая на родине поэтич. кн. Е. («Стихотворения» ) выпущ. в 1996 в М. (изд-во «АРГО-Риск»). В слове о Е. на его авторском вечере в Б-ке им. Чехова (М., апрель 1996) А. Найман обратил внимание на особую природу текстов Е., их контекcтуальное взаимопроникновение, метатекстовый характер: «каждое восьмистишие одновременно кажется фрагментом, вычлененным из какого-то эпоса, и является самостоятельным лирическим эпизодом. <…> Это эпос в том смысле, в каком сам мир - материальный и культурный, живой и неживой - описывал бы наблюдаемое им, этим миром» (А. Найман О Михаиле Ерёмине // Лит. обозрение. 1997. № 5).

С 1998 сб. Е. «Стихотворения» выходят в изд-ве «Пушкинский фонд» под ред. Г. Комарова (1998, 2002, 2005, 2009, 2013). 43 стих-я, оставляющие Кн. 5, объединяет тема познания природы Искусства, а книга в целом прочитывается как своего рода поэтич. трактат по эстетике, в традиционной для Е. форме - enigma-миниатюры. Открывающее Кн. 5. стих. «Когда предзимье гасит цвет за цветом...» вводит мотив Реставрации как искусства возрождения жизни, кот. сопряжен у Е. с темой наблюдения природы вещей, проверки значения эстетич. категорий. Сюжет кн. выстраивается в пространстве суждений и опровержений, антитез и парадоксов. Кн. 5, подобно предыдущим, насыщена мифологическими и библейскими мотивами, а также отсылками к текстам античности и эпохи Возрождения. Но в ней присутствует новая тенденция: от парадоксального «сведéния вместе» - к меткому выявлению парадоксального. В композиции миниатюр этого сб. заметна ориентация на античную философскую традицию, появляется трехчастная композиция, в кот. каждая из частей заключает в себе вопрос, отсылая к сократовской майевтике (напр., «Что видится прекрасным? Звёздный свод?..», «Кому как не Афине было знать, что скрыто в голове...»). В языковом плане это сопровождается переходом от метафоричности и «акварельной» размытости к педалированной точности. Кн. 5 признана ж-лом «Новый мир» лучшей поэтич. книгой года.

В 2000-е Е. публ. в ж. «Звезда», «НЛО», «Критич. масса», «Зинзивер», «Дети Ра», «Новый ж-л» (Н.-Й.). Стихи вошли в антологии петербургской поэзии: «Стихи в Петербурге. 21 век», «Петербургская поэтич. формация», «Актуальная поэзия на Пушкинской–10», «Собр. соч. Т. 1. Стихотворения 2009 года» (СПб., 2010) и др.

Стихи Е. перев. на англ. и нем. яз.

Лауреат премии А. Белого (1998). Лауреат ж-ла «Зинзивер» в категории «поэзия» (2008). Член Российского союза профессиональных литераторов (1964) и русского Пен-клуба (2005).

Соч.: [Стихи] // Синтаксис. 1960. № 3; Слон и Оська: пьеса в 2 д. (совм. с Л. Виноградовым и В. Уфляндом) // Выступайте с нами: сб. / сост. А. Розанова. М., 1963; Веселый троллейбус. М., 1964 (совм. c Л. Виноградовым); [Стихи] // Грани. 1965. № 58; Мчится поезд. М., 1967 (совм. с Л. Виноградовым); Слово о полку Игореве: пьеса. М., 1972 (совм. с Л. Виноградовым и К. Мешковым); Аэлита. Фант. трагикомедия в 2-х д. по мотивам повести А. Толстого. М., 1976 (совм. с Л. Виноградовым); Защитник Ульянов: пьеса в 2-х актах. М., 1978 (совм. с Л. Виноградовым); Стихи разных лет // Континент. Париж, 1979. № 21; Из старых и новых стихов // Эхо. Париж, 1979. № 2/3; Медвезайцы: пьеса в 2-х д. для театров кукол. М., 1981 (совм. с Л. Виноградовым и Л. Лосевым); [Стихи] // У Голубой лагуны: в 5 т. 9 кн. / сост. К. Кузьминский, Г. Ковалев. Newtonwille, 1980–86. Т. 1; [Стихи] // Острова: Антология лен. неоф. поэзии / сост. А. Антипов, Ю. Колкер, С. Нестерова, Э. Шнейдерман. Л., 1982; [Стихи] // NLR. 1981–82. № 4–5; Стихотворения. Tenafly, N.Y., 1986; [Стихи] // Континент. Париж, 1987. № 54; Новые стихотворения // Митин ж. 1987. № 18; [Стихи] // Континент. Париж, 1989. № 61; Стихотворения // Черновик. 1990. № 3; Стихотворения. М.: Мет, 1991; Стихотворения // Аврора. 1992. № 11–12; [Стихи] // Новый ж-л. СПб., 1993. № 1; [Стихи] // Русская мысль. Париж, 1993. 19–25 март. № 3971; Из новых стихов // Аврора. 1993. № 5; [Стихи] // Русская мысль. Париж, 1995. 25–31 мая. № 4079; Стихотворения. М.: Арго-Риск, 1996; Стихотворения разных лет // Митин ж-л. 1997. № 54; Стихотворения разных лет // Лит. обозрение. 1997. № 5; [Стихи] // Самиздат века / сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. М.-Минск, 1997; Стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 1998; Стихотворения // Поэзия и живопись: Сб. М., 2000; [Стихи] // Kates J. In the Grip of Strange Thoughts: Russian Poetry in a New Era. Boston, 1999; Стихотворения. Кн. 2. СПб.: Пушкинский фонд, 2002; [Стихи] // Звезда. 2002. № 7; [Стихи] // Новый ж-л. Нью-Йорк, 2002. № 227; «Считать ли происками заастральных сил...» // НЛО. 2003. № 62; [Стихи] // Новый ж-л. Н-Й., 2003. № 231; «Со временем отмеренную славу поглощает» // Критич. масса. 2004. № 2; Стихотворения. Кн. 3. СПб.: Пушкинский фонд, 2005; [Стихи] // Стихи в Петербурге. 21 в. Поэтич. антология. СПб., 2005; [Стихи] // «Филологическая школа». Тексты. Воспоминания. Библиография. М., 2006; [Стихи] // Петербургская поэтич. формация: сб. СПб., 2008; Стихи разных лет // Зинзивер. 2008. № 1; Крейн Харт. Стихи / Пер. с англ. Е. // Звезда. 2008. № 1; Стихотворения. Кн. 4. СПб.: Пушкинский фонд, 2009; [Стихи] // Дети Ра. 2009. № 3 (53); Актуальная поэзия на Пушкинской-10: Антол. К., 2009; [Стихи] // Собр. соч. Т. 1. Стихотворения 2009 года: антология совр. поэзии СПб. / сост. Д. Григорьев, В. Земских, А. Мирзаев, С. Чубукин. СПб., 2010; [Стихи] // Звезда. 2010. № 4; [Стихи] // Звезда. 2011. № 6; [Автобиография; Стихи] // Лица петерб. поэзии: 1950–90-е. Автобиографии. Авторское чтение/ сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Стихотворения. Кн. 5. СПб.: Пушкинский фонд, 2013; Стихотворения. Кн. 6. СПб.: Пушкинский фонд, 2016; Стихотворения. Кн. 7. СПб.: Пушкинский фонд, 2017.

Лит: Лосев Л. О Михаиле Ерёмине // Эхо. Париж, 1979. № 2/3; Наумов А. Восемь веков и пятнадцать сезонов // Театр. 1985. № 6; Уфлянд В. Могучая питерская хворь. Трисмегист метафоры // Звезда. 1990. № 1; Носов С. Поэзия изящной тишины // Новый ж-л. СПб., 1993. № 1; Айзенберг М. Несколько слов о Михаиле Ерёмине // НЛО. 1995. № 14; Кукулин И. [Рец.] // Медведь. М., 1997. № 3; Найман А. О Михаиле Ерёмине // Лит. обозрение. 1997. № 5; MacFadyen D. Where to find the Russian language: The poetry of Mikhail Yeryomin // World literature today. 1998. Vol. 72. № 1; Голынко-Вольфсон Д. Картины мира есть картина мира: [Рец.] // НЛО. 2002. № 57; Войтехович Р., Лейбов Р. О стихотворении М. Ерёмина «Считать ли происками заастральных сил...» // НЛО. 2003. № 62; Еремин М., Уфлянд В., Кукулин И. О Леониде Виноградове и его друзьях // НЛО. 2005. № 71; «Филологическая школа». Тексты. Воспоминания. Библиография. М., 2006; Житенев А. Худож. реальность и худож. интенция в поэзии М. Ерёмина // Классич. и неклассич. модели мира в отеч. и зарубежной лит-рах. Волгоград, 2006; Суховей Д. Седьмая книга восьмых стихов [Рец.] // НЛО. 2011. № 108; Житенев А. Михаил Ерёмин: поэтика словаря // НЛО. 2012. № 113; Валиева Ю. «Что видится прекрасным? Звёздный свод?..» // НЛО. 2013. № 124; Кукулин И. Подрывной эпос: Эзра Паунд и Михаил Еремин // Иностр. лит-ра. 2013. № 12; Юрьев О. Ерёмин, или Неуклонность // Новый мир. 2014. № 7; Корчагин К. В поисках предсказанного времени // Там же. Сайт премии А. Белого <belyprize.ru>

Ю. Валиева

  • Еремин Михаил Фёдорович