Ермолаева Вера Михайловна


ЕРМОЛÁЕВА Вера Михайловна [2.11.1893, с. Ключи Петровского у. Саратовской губ. - 26.9.1937, Караганда] - график, художник-иллюстратор, сост. детских книжек.

Отец, Михаил Сергеевич Ермолаев, помещик, занимал пост председателя земской уездной управы. Мать, Анна Владимировна, урожд. баронесса фон Унгерн-Унковская.

В детстве Вера упала с лошади , что вызвало паралич ног. Впоследствии могла ходить только с помощью костылей.

Получила образование в Европе - в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне, что в значительной мере было обусловлено необходимостью лечения.

В 1904 семья вернулась в Россию, в 1905 переехала в СПб. Отец продал имение, основал кооперативное об-во «Трудовой союз», издавал ж. «Жизнь» либерального характера (отец умер в 1911).

В 1910 Е. закончила гимназию кн. А. А. Оболенской , в 1911 - поступила в студию М. Д. Бернштейна , где стала интересоваться кубизмом и футуризмом . В 1915 –16 входила в футуристический кружок « Бескровное убийство » (вместе с Николаем Лапшиным , в будущем одним из основоположников российской школы иллюстрации). Члены кружка выпускали одноимённый журнал.

Помимо рисования, интересовалась историей - в 1917 окончила Археологический ин-т . Одновременно была участником худож. объединений «Свобода искусству» и «Искусств и революция».

В 1918 сотрудничала с книгопечатной артелью «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. По мнению некот. исследователей, это был «первый опыт конструирования детской книги, понятой как целостный художественный организм». Оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена . Иллюстрации в кн. делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некот. книгах не был наборным, но вырезался на линолеуме.

После революции участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театр. эскизы к опере М. Матюшина и А. Кручёных « Победа над солнцем ». В 1922 эскизы Е. выставлялись на выставке в Берлине .

В 1919 ИЗО отдел Наркомпроса направил Е. в Витебск преподавателем в Народное худож. училище , преобразованное позже в Витебский худож.-практический ин-т. В 1921 после ухода с должности Марка Шагала стала ректором ин-та. В Витебске под влиянием Малевича , кот. Е. пригласила преподавать, увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками участвовала в организации УНОВИСа (Утвердители нового искусства) - общества-лаборатории, где изуч. проблемы развития искусства и худож. формы.

В 1922 вернулась в Пг., где получила должность рук. лаборатории цвета в Гос. ин-те худож. культуры . Вела преподавательскую работу.

В кон. 1920-х сотрудничала с ж. «Воробей», «Новый Робинзон», « Чиж » и « Ёж ».

Работала как живописец и график. В 1920-е стала иллюстратором кн. «Топ-топ-топ» Н. Асеева , «Много зверей», «Рыбаки», «Подвиг пионера Мочина» (1931) А. Введенского , «Поезд» Е. Шварца (1929), «Иван Иваныч Самовар» Д. Хармса (1930), «Девчонки», «Кто кого?», «»Одень меня» Б. Житкова (все три - 1928), «Хорошие сапоги» (1930) Н. Заболоцкого; и др. Оформляла серию басен И. Крылова .

В 1920–30-е в М. и Л-де выходили в свет составленные ею детские книжки-картинки с рассказами и стихами, картинками для разрезывания, бумажными игрушками: « Зайчик » (1923), « Горе кучер» (1928), «Поезд», «Собачки » (1928), « Рыбаки » (в соавт. с А. И. Введенским), « Купаться, кататься » (в соавт. с Е. Л. Шварцем), « Зоосад на столе » (1930), « Бумага и ножницы», «Из бумаги без клея » (в соавт. с Л. Юдиным, 1931).

В 1929 вместе с худож. В. В. Стерлиговым , К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным , А. А. Лепорской составила «группу живописно-пластического реализма». На квартире Е. проходили творч. «вторники» художников и «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями.

Выставочная деятельность, проходившая в узком кругу единомышленников, стала поводом для доноса. 25 дек. 1934 была арестована, одновременно с В. В. Стерлиговым, Л. С. Гальпериным, Н. О. Коган и М. Б. Казанской. 29 марта 1935 осуждена согласно постановлению УНКВД по ст. 58-10, 58-11. Согласно мат-лам дела, в вину Е. вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». 29 марта 1935 отправлена отбывать наказание (трёхлетнее заключение) в 1-е отделение 3-го отдела Карагандинского ИТЛ. Вторично осуждена 20 сент. 1937 заседанием тройки УНКВД по статьям 58-10, 58-11 к расстрелу. Расстреляна в лагере около Караганды . 20 сент. 1989 реабилитирована.

Архив: УФСБ по СПб. и Ленинградской области: Арх. № 48469. Д. 1.

В М. с 2013 существует Фонд Веры Ермолаевой (ВЕРФ), ставящий своей целью поддержку женских инициатив в совр. искусстве.

Соч.: Зайчик. Пг.: Изд. С. Я. Штрайха, 1923; Горе-кучер. Л., 1928; Собачки. Л., 1928.

Лит.: Ковтун Е. Артель художников «Сегодня» // Детская лит-ра. 1968; Ковтун Е. Художник детской книги В. Ермолаева // Детская лит-ра. 1971; Марочкина А. Вера Ермолаева: Новые факты творч. биографии // Малевич: Классический авангард. Вып. 4 / Под ред. Т. В. Котович. Витебск, 2000; В круге Малевича: Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-50-х гг. / сост. И. Карасик. СПб.: Palace Exibitions, 2000; Шишанов В. Витебский музей совр. искусства история создания и коллекции. 1918–41. Минск: Медисонт, 2007; Стерлигов В. О Вере Ермолаевой. Шестнадцать пятниц: Вторая волна лен. авангарда. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. LA, USA, 2010. № 16. Ч. 1; Кроль Ю. Из недавнего прошлого // Звезда. 2011. № 11.

  • Ермолаева Вера Михайловна