Ернев Олег Аскерович


Е́РНЕВ Олег Аскерович [26.9. 1949 , Ашхабад ] - прозаик , драматург , либреттист .

Окончил в 1973 филолог. фак-т Туркменского гос. ун-та. Уехал на Дальний Восток , где работал зам. директора школы, преподавал русский яз. и лит-ру в старших классах.

Позже перебрался в Рязань , устроился науч. сотрудником в Гос. музей-заповедник С. А. Есенина в селе Константиново , собирал фольклор, писал деревенскую прозу. С 1975 по 1981 жил в М., работал в Моск. культурном центре «Булгаковский дом». Подружился с актёрами Театра на Таганке - с Леонидом Филатовым они были знакомы еще в Ашхабаде. Предложил Театру свою первую пьесу « Слепые птицы» (1980). Драму готовы были принять к постановке, но цензура нашла в ней крамолу, хотя сюжет про режиссёра, решившего поставить трагическую версию «Двух веронцев» У. Шекспира не содержал никаких полит. выпадов. Пьеса пропала.

Е. переехал в Л-д , поступил в драм. мастерскую Игнатия Дворецкого .

С 1987 начал печататься и ставиться в театрах. Перв. большая пьеса Е. « Когда спящий проснётся » (реж. О. Леваков) появилась на сцене Театра им. Ленсовета в 1987. Вслед за лен. театром комедия была показана в 80 театрах страны. Она и сегодня идет в Челябинске, Мичуринске. Е. перерабатывал пьесу в киносценарий по предложению В. Е. Воробьёва, но фильм не был снят.

Е. не стремится к славе публициста. Но драма « Мы пришли » о жестокой жизни молодежи на чердаках носит характер перестроечно-публицистический. Поставлена при поддержке Г. А. Товстоногова в Мастерской Ларисы Малеванной, опубл. в ж. «Соврем. драматургия» в 1987. «Мы пришли» шла в двенадцати театрах страны.

Драматургия Е. условно делится на эксцентрические комедии и парафразы на мифологические и лит.-классические сюжеты. В редком жанре эксцентрической комедии написан « Загадочный мужчина ». Пьеса решена в стилистике немой эксцентрической комедии начала века. Гл. герой - вострадамка, на него буквально обрушивается весь мир вещей. Правда, не Муморцев виноват в том, что шкаф еле стоит на ножках и умывальник закрепили халтурно. Непрочность, искарёженность окружающего мира как бы сама собой разумеется. Герой тоже простых путей в жизни не ищет. Лежа на травматологической кровати в больнице, он делает выговор Наташе за служебную халатность. Выговор «естественно» переходит в предложение руки и сердца.

Е. любит кольцевую или зигзагообразную композицию. Финал почти всегда опрокидывает изначальную посылку. Скажем, « Вечер с хорошенькой и одинокой » (комедия поставлена на радио «Россия») первым эпизодом напоминает «Пришёл мужчина к женщине» С. Злотникова, но постепенно диалог становится бессмысленным, и в заключение выясняется, что знакомство с «хорошенькой и одинокой» мнимое. На самом деле, муж и жена после ссоры задумали помириться в игровой форме. Пьеса под назв. « Шерше ля фамм » поставлена в 1993 в СПб. театре «Эксперимент».

Иногда кажется, что Е. чистый комедиограф, заинтересованный обыгрыванием комизма ситуации, qui pro quo, но это не так. У Е. комизм на грани смерти. Если в «Загадочном мужчине» Муморцев чудом оказывается в живых, то в пьесах « Третий глаз » и « Час моржей » драматург знакомит читателя (зрителя) с самоубийцами, хотя реальность препятствует их намерению завершить земное существование. Напр., обмеление реки мешает достойному самоутоплению (в «Часе моржей»). Смех и смерть играют у драматурга в жмурки.

Самый сложный опыт Е. в стихах « Стареющий Дон Жуан » (в посл. варианте пьеса опубл. под назв. « Реквием по Дон Жуану ». СПб., 2013) представляет собой, в значительной мере, лит. игру - игру слов, нанизывание скрытых и откровенных цитат. Текст пестрит именами философов (в осн., античных), писателей-классиков (от Мольера до Хосрова Дихлеви, Уайльда). Слуга Аскольд советует Дон Жуану: «Прочтите Отто Вейнингера, Конфуция, Жан Вира и Бодлера». Пьеса - настоящее пиршество филолога. Разумеется, слуге знакомы и великие художники (кстати, рисунками Дюрера, Тициана и др. иллюстрирована книга), великие музыканты. В то же время в комедии выражены взгляды Е. на жизнь, их противоречивость. Это философско-лит. диспут с самим собой.

Не менее литературен « Тезей » (Соврем. драматургия. 1995), основанный на древнегреческих мифологич. мотивах (Тезей и Минотавр, Ариаднина нить), социально-политич. притча. При этом водевильный прием «одного принимают за другого» используется в сатирико-психологич. целях. Царь Минос, спасающий критян, оказывается циником, развратником, политиканом и… страдающим мужчиной. Невинная и страстная Ариадна чувственницей-кровосмесительницей и сложной психопатической личностью. Герой Тезей, простодушный и искренний воин, оборачивается приспособленцем. Очевидны переклички «Тезея» и «Дракона» Е. Шварца. Однако пьесы написаны в разные эпохи. Шварц ещё надеется на то, что «учеников» Дракона удастся излечить. В «Тезее» об этом уже нет речи. Народ настолько ослеплён, что правду воспринять в принципе не способен. Приход нового правителя-героя лишь меняет «декорацию», создаёт иллюзию радостных перемен, не более того.

Интеллектуализм у Е. соседствует с раблезианской шалостью. В какой-то момент немолодой писатель ощущает себя Котом-философом Альфонсом. Альфонс (кошка-подруга называет его «почти Ломоносовым») понимает, что философско-поэтическое вдохновение неотделимо от эротического хулиганства и прыгает вместе с бывшей возлюбленной кошкой Роксаной с крыши (« Весенняя рапсодия », опубл. в сб. «Реквием по Дон Жуану». СПб., 2013). «Весенняя рапсодия» - издевательская параллель к дон-жуановским возвышенным историям с дамами.

Еще более странна «опера» « Большой Ук-Ук » (поставлена в Ташкентском Молодёжном театре), кот. напоминает хармсовский абсурдизм. Три мужчины оказываются жертвами, купаясь в речке. Водяной Ук-Ук откусывает им самое дорогое, что у них есть. И только четвертый умудряется откусить самое дорогое Ук-Уку. Было бы напрасно искать в краткой шутке глубокий смысл. Наверно, «Большой Ук-Ук» - единственная пьеса у Е., в кот. видно простое отношение драматурга к жизни: на всякого изверга найдётся суперизверг.

Писатель ищет себя в разных жанрах. По предложению композитора В. Плешака Е. принял участие в работе над мюзиклом по «Ревизору» « Инкогнито из Петербурга » (1994). Мюзикл и сегодня появляется на сценах России под разными назв. Вслед за «Ревизором» совм. с Плешаком были созданы « Ночь перед Рождеством » (« Черевички для любимой ») и « Женитьба ». Для С. Баневича Е. написал либретто муз. « Сказки о Добре, Зле и Чудо-Соловье » и др. детских и не детских мюзиклов (напр., « Брак по конкурсу » по мотивам комедии К. Гольдони).

Параллельно работает в прозе для детей. Он живёт в доме на территории Ботанического сада. Есть у него там любимый горбатый мостик, кот. он сделал героем своих сказок (сериал « Горбатый мостик » поставлен на радио «России»). Сказки Е. фантастичны, оригинальны и смешны.

В посл. годы Е. выходит на эстраду (напр., Петерб. театра Дома актёра) и выступает с чтецкими программами (стихи Н. Гумилёва, С. Есенина) при участии гитариста, оранжировщика Игоря Ковалевского. В 2012 по инициативе Гильдии петерб. драматургов Молодёжный театр на Фонтанке провёл публичную читку трёх одноактных пьес Е. («Загадочный мужчина», «Третий глаз», «Час моржей»). Читка была повторена в Доме актера. В 2015 в РНБ прошла читка пьесы «Стареющий Дон Жуан» (актеры Н. Мартон и С. Паршин).

Е. напис. песни на муз. В. Плешака для рождественского мюзикла «Питер Пэн», « Когда весна приходит ». Создал сценарий 4-х серий для телесериала « Загадки доктора Никодима » (СПб. ТВ, реж. А. Мелентьев). Им подготовлен сценарий циркового представления ( СПб. гос. цирк на Фонтанке ). По сценариям Е. засняты фильмы об-ва «Любительское кино» «Час моржей» (приз «Золотой Лев») и «Загадочный мужчина».

Член СП СПб. и СП России, Союза театр. деятелей РФ.

Соч.: Мы пришли // Соврем. драматургия . 1989. № 2; Ален Делон говорит по-французски: одноакт. пьесы. М., 1991; Плата за перевоз. Большой Ук-Ук // Ландскрона. СПб., 1996; Третий глаз. Загадочный мужчина // Ландскрона. СПб., 1997. Вечер с хорошенькой и одинокой. Час моржей // Ландскрона. СПб., 2000; Тезей // Соврем. драматургия. 1995. № 1–2; Соврем. комедийная новелла. Запорожье: Кн. изд-во, 1996; Улитка. СПб., 2004; Мостик и Ласточка. СПб., 2004; Хомяк и Рак. СПб., 2004; Варан и Еж. СПб., 2004; Венера и Амур: ирон стихотворения на мифол. сюжеты. СПб., 2011; Веселые сны: сказки в стихах. СПб., 2012; Стареющий Дон Жуан. Весенняя рапсодия // Реквием по Дон Жуану: сб. СПб., 2013; Античность сквозь призму иронии: ирон. стихотворения. СПб., 2014; Гармония в теплых тонах: комедия // Гармония в теплых тонах. СПб., 2014; Маленькие комедии. СПб., 2016; Выкуп: комедия в 2 сценах // Соврем. драматургия. 2016. Вып. 2.

Лит. Соколинский Е. К. «…души болящие порывы» // Совр. драматургия. 2015. № 5.

Е. Соколинский

  • Ернев Олег Аскерович