Ершов Леонид Федорович


ЕРШÓВ Леонид Федорович [11.6.1924, д. Выставка Лихославльского р-на Калининской обл. ― 23.10.1988, Л-д] ― литературовед, критик.

Родился в крестьянской семье. Вскоре семья переехала в Лихославль, в 1930 ― в Л-д. В 1941 окончил 9-й класс общеобразовательной школы. 5 июля 1941 добровольцем вступил в армию народного ополчения, спустя месяц был отчислен по возрасту (не хватило года). Работа токарем на з-де им. Энгельса закончилась в момент призыва в армию. На фронте с июля 1942 по июнь 1944. Был дважды ранен. Первый раз в боях по прорыву блокады Л-да на Невской Дубровке. Будучи уже сержантом, командиром орудия батальона связи, получил второе тяжелейшее ранение в авг. 1943 под Синявином. Около года, до мая 1944, находился в госпитале в г. Прокопьевске Кемеровской обл., где и закончил 10-й класс. В этом же году вернулся в Л-д.

С 1944 по 1949 ― студент ЛГУ, закончил с отличием. В 1949–52 ― аспирант ИРЛИ (ПД) АН СССР. В 1952–57 ― мл. науч. сотрудник, в 1957–74 ― старший науч. сотрудник ИРЛИ. В 1969 утвержден в должности проф. по кафедре истории сов. лит-ры ЛГУ им. А. А. Жданова. В 1974–88 ― зав. кафедрой. В 1982 принят в члены СП СССР, в 1986 присвоено почетное звание «Засл. деятель науки РСФСР».

Говоря о Е., как исследователе в обл. русской сов. лит-ры, необходимо назв. две темы, кот. оказались альфой и омегой его работы на протяжении всей жизни. Это (1) русская стихотв. сатирич. поэзия и русская сов. сатирич. лит-ра в целом и (2) русский сов. роман и тв-во М. Шолохова и Л. Леонова.

Необходимо упомянуть и о деятельности Е. по межславянским связям, особенно русско-польским отношениям и состоянии польской русистики 1960–80-х. В 1970 стажируется в Варшаве и Кракове, в 1973 участвует в работе VII Междунар. конгресса славистов в Варшаве, выступает на III Конгрессе МАПРЯЛ. Сотрудничает с польским Об-вом русистов и Международным Союзом преподавателей русского языка и лит-ры. В 1977–78 приглашен в кач. проф. в Варшавский ун-т, где читает курсы лекций. Налаживает контакты с ин-том Славяноведения ПАН, выступает с лекциями для преподавателей-русистов Лодзи, Кракова, Люблина, Гданьска и др. Публикует многочисленные статьи в ж «Kierunki», «Przeglad Humanistyczny», «Slavia Orientalis» и др. Тесно сотрудничает с ун-том им. Я. Пуркине в Брно, с ун-том Праги.

Тему науч. работы «Русская сатирич. лит-ра» выбрал еще студентом. Позднее он напишет: «Сатира подобна запальной свече, воспламеняющей горючую смесь народного негодования. Этот вид творчества особенно тесно связан с социально-политическими и духовно-нравственными противоречиями людей и развитием общественных конфликтов». По окончании ЛГУ под рук. проф. Б. Бурсова подготовил и защитил канд. дис. « Проблемы сатиры в литературно-эстетических взглядах М. Е. Салтыкова-Щедрина » (1952). Собранный мат-л по тв-ву писателя был позднее использован в изд. «М. Е. Салтыков-Щедрин о языке» (подг. текстов и прим.). В нач. 1950-х появляются перв. работы Е.: « Сатира Щедрина и наша современность», «Сатирич. рассказ в “Крокодиле”» , « Удобная сатира», брошюра « Сов. сатирич. лит-ра » (1955), затем статья « Заметки о сатирич. прозе 20-х гг. » и, наконец в 1960-м кн. « Сов. сатирич. проза 20-х гг.» , в кот. история, проблематика, тематика и структура сатирич. новеллистики 1920-х анализируется на примере тв-ва Маяковского, Зощенко, Шишкова, Лебедева-Кумача, Катаева и др. За монографией последовал ряд книг и статей, посвящ. тв-ву писателей-сатириков 1930-40-х и далее вплоть до 1980-х. Опираясь на русскую и западную классические лит-ры, Е. последовательно прослеживает влияние русских сатириков XVIII–XIX вв. на формирование и становление сатиры в ХХ в. Автору важно показать, как традиции прошлого (темы, сюжеты, герои, худож. средства и пр.) будут проявляться в тв-ве сов. сатириков, что нового они внесут в сатиру сов. времени. Е. исследует сатирич. жанры от эпиграммы до романа и анализирует своеобразие тв-ва разных писателей, начиная с Горького и Маяковского вплоть до Шукшина.

«Сов. сатирич. проза 20-х гг.» начинается с истории появления и развития сатирич. ж. «Красный дьявол», «Красная колокольня», «Гильотина», повествует о др. появляющихся изданиях пролетарской сатиры, разных жанрах, темах, худож. приемах. Анализируется разносторонняя работа ведущего ж. «Крокодил» (с 1922). Говоря о прозаиках и поэтах сатириках (Бедный, Маяковский, Лебедев-Кумач, Архангельский, Кольцов, Асеев, Зорич, Ильф и Петров, Катаев и др.), Е. стремится показать индивидуальность пишущего, манеру его письма. Автором исследуются пути развития фельетона как жанра преимущественно сатирического с использованием иронии, гиперболич. заострений, с ассоциативным развитием комич. темы. Интересно прослеживается появление «маленького фельетона» в период Гражданской войны, роль эстетики монтажа в становлении «большого сов. фельетона». Анализируются осн. сатирич. жанры: рассказ, повесть, роман, пути и направления их развития в первое десятилетие после гражданской войны. Отдавая должное таланту Зощенко, своеобразию его сатиры и юмора, Е. говорит о противоречиях в его мировоззрении. Интересен обзор мат-ла о становлении сатирич. очерка в сов. лит-ре. Анализируется разнообразие форм повестей и романов: повести-хроники, сатирич. повести и романы с авантюрно-приключ., фантастич. и утопич. сюжетами. Исследуется их жанровое своеобразие, принципы типизации, средства и приемы создания комического у разных сатириков, традиции отеч. лит-ры, прежде всего Гоголя и Щедрина. Особенности развития сатиры на протяжении более шестидесяти лет, различные направления и дискуссии по проблемам сатиры, «малые» и «большие» жанры (сатира, басня, сказ, эпиграмма, эпитафия, каламбур, афоризм, баллада, пародия, фельетон, пословица, сатира-хроника, рассказ, повесть, роман) Е. исследует и в др. кн.: « Сов. сатирич. проза » (1966), « Сатирич. жанры русской сов. лит-ры » (1977), « Из истории сов. сатиры. М. Зощенко » (1973), « Сатира и современность » (1978).

Обращался к проблемам теории сатиры. Среди ранних ст. « Смелее разрабатывать теорию сатиры » (совм. с П. Выходцевым), « Проблема типичности и развитие сов. сатиры », позднее ― « Некоторые вопросы теории сов. сатиры ». Свое видение особенностей сатиры Е. изложил в ст. « Проблемы комического и сатиры в новых работах » (1958), « Сатирич. роман 20-х гг. » (1961), « Идеал, героическое и сатира » (1963), « Сатира и общество » (1966) и др.

Составитель трехтомной антол. «Муза пламенной сатиры» (1988–89), кот. посвящ. разным этапам становления и развития русской стихотв. сатиры (подбор текстов и вступ. ст.). В антол. вкл. лучшие образцы сатирич. произведений 117 русских поэтов-сатириков (с XVIII в. до 1917-го). В приложении даются краткие биографии и справочный мат-л.

Помимо исследований в обл. сатиры Е. работал над проблемами гуманизма, народности, традиций и новаторства в контексте формирования и развития сов. лит-ры. В разное время опубл. статьи, посвящ. этим вопросам: « Классич. традиции в русском сов. романе», «Типология сов. романа», «Эпос Шолохова и традиции эпич. искусства», «Национальный и народный характер эпоса Шолохова», «Искусство реалистического эпоса. М. Шолохов и Л. Толстой» ,«Леонов и западно-европейский философский роман ХХ в.», «Леонов и Томас Манн», «Этапы развития сов. философского романа» и др. Завершением этих работ стала докт. дис. Е. ― « Русский сов. роман. Национальные традиции и новаторство» (1967). В центре исследования оказались не отд. произведения или творч. путь конкретного писателя, но синтетич. анализ истории развития осн. форм русского сов. романа: социально-психологического, философского, романа-эпопеи и публицистического.

Во время работы в Варшавском ун-те напис. учебное пособие по истории русской сов. лит-ры для польских студентов (Варшава, 1979). Результатом стало создание книги « Русская сов. лит-ра. 1917–77 » (1979). Позднее в Праге (совм. с проф. М. Микулашеком) вышел ее вариант (в 2 ч.), предназначенный для студентов-русистов Чехословакии (Прага, 1982; 1985). В 1986 в Пекине вышел перевод «Истории русской сов. лит-ры» на китайский яз.

По предложению изд-ва «Высшая школа» напис. учебное пособие (фактически – учебник) для студентов филологич. специальностей « История русской сов. лит-ры » (1982). Впервые учебник, на страницах кот. освещается история отеч. словесности с 1917 до нач. 1980-х (2-е изд. 1988 продолжило учебное пособие почти на десятилетие), был создан не авторским коллективом, но одним автором. В «Истории…» Е. удалось достаточно емко осветить главное и характерное в лит. процессе за неск. десятилетий. Этому способствовали принятые автором осн. постулаты: единая концепция подачи мат-ла; жанрово-типологический принцип описания; строгий отбор имен, явлений, фактов, отражающих становые линии историко-лит. процесса. Е. создает укрупненную периодизацию, выделяя две осн. эпохи: 1917–40 и 1941 ― нач. 1980-х: и два периода - Октябрьская революция и Гражданская война, и Великая Отеч. война; и «под-этапы» по десятилетиям. Традиционные виды разделов – обзорные и монографические – дополнены третьим типом - «медальонами», введенными в обзорные главы. Согласно принятым канонам Е. исследует сов. лит-ру, деля ее на роды ― прозу, поэзию и драматургию, подчиняя анализ жанрово-типологическому принципу, что позволяет избежать описательности и перечисления в сравнительно сжатом изложении (32 п.л.). Важная проблема, кот. на протяжении всей кн. прослеживается Е., ― это идеи традиции и новаторства, связь минувших поколений русской (нередко и европейской) классики с развитием русской послерев. лит-ры.

Наиболее интересным разделом «Истории…», по мнению большинства рецензентов, является история лит-ры периода 1960-х ― нач. 80-х. Эти годы, как пишет Е., явились переломными как в прозе, так и в поэзии и драматургии. Происходит дальнейшее расширение и обогащение жанров сов. лит-ры, худож. стилей. В этот период роман и повесть занимают главенствующее положение. Е. подробно останавливается на своеобразии воплощения темы войны К. Симоновым («Живые и мертвые»), А. Чаковским («Блокада»), Ю. Бондаревым («Горячий снег»), жизни крестьянства ― С. Залыгин («На Иртыше»), В. Белов («Привычное дело») и мн. др. Рабочая тема («производственная тема») как большой пласт народной жизни представлена произведениями М. Колесникова, Б. Бондаренко, В. Липатова, О. Куваева и др. Е. отмечает тенденции, кот. характеризуют лит-ру этого периода: историзм в трактовке важнейших тем современности (Великая Отеч. война, произведения о рабочем классе, о жизни деревни), стремление к психологизму и углублению человеч. характеров, тяготение к эпичности. Такой вывод он делает на основе анализа произведений С. Залыгина, Ф. Абрамова, М. Алексеева, В. Распутина, В. Астафьева, П. Проскурина, В. Белова и др. Как отмечается в «Истории…», те же тенденции были характерными и для поэзии (А. Твардовский, Я. Смеляков, Н. Рубцов, В. Федоров, Л. Мартынов и др.). Исследуя тв-во совр. писателей, Е. старается максимально раскрыть творч. индивидуальность каждого, обрисовать, каким образом и какими худож. приемами писатель достигает нужного эффекта.

Рецензенты отмечали, что стиль кн. Е. сочетает строгую научность и лапидарность с эмоционально-образной манерой повествования, что помогает донести живое дыхание предмета, о кот. идет речь. Л. Леонов так характеризовал данную монографию: «Мне представляется, что безупречный по всем своим показателям (метод исследования, стиль, логика и положение) и познавательной ценности учебник профессора Л. Ершова “История русской советской литературы” вполне заслуживает университетской премии».

Соч.: Образы героической сов. молодежи в лит-ре. Л., 1951; Сатира Щедрина и наша современность. Л., 1953; Сов. сатирич. лит-ра. Л., 1955; Тема рабочего класса в сов. лит-ре. Л., 1958; Сов. сатирич. проза 20-х гг. Л., 1960; Сов. сатирич. проза. Л., 1966; Русский сов. роман: Национальные традиции и новаторство. Л., 1967; Листья и корни (совм. с А. Хватовым). М., 1971; Из истории сов. сатиры. М. Зощенко и сатирич. проза 20-х ― 40-х гг. Л., 1973; Сатирич. жанры сов. лит-ры. Л., 1977; Сатира и современность. М., 1978; Русская сов. лит-ра 30-х гг. (совм. с Е. Никулиной и Г. Филипповым). М., 1978; История русской сов. лит-ры. М., 1982; Память и время. М., 1984; Русская сов. лит. критика (1956–83) (совм. с В. Муромским). М., 1984; Волшебный кристалл: Соц. реализм сегодня и завтра (совм. с И. Кузьмичевым). М., 1987; Муза пламенной сатиры: Русская стихотв. сатира: в 3 т. / вст. ст. и сост. Л. Ершова. М., 1988–90; История русской сов. лит-ры. Изд. 2-е. М., 1988.

Лит.: Литвин Э. Пути сов. сатиры // Нева. 1961. № 4; Кантор В. Кого читать? // Новый мир. 1967. № 12; Хватов А. Истоки зрелости // Молодая гвардия. 1967. № 10; Barbz G. L. F. Ershov // Studii de literature universal. Bucuresti, 1968. № 12; Скрунда В. В кругу проблем польских русистов-литературоведов // Ceskoslovenska rusistika. Praha, 1973. roc 18. cis. 4; Старков А. Творч. путь М. Зощенко // Вопросы лит-ры. 1974. № 5; Молдавский Д. Л. Ф. Ершов. Из истории советской сатиры // Звезда. 1974. № 2; Филатова А. Лит-ра и время // Лен. правда. 1983. 23 март.; Ветрова Г. По пути итогов и обобщений // Лит-ра в школе. 1983. № 5; Муриков Г. История и современность // Наш современник. 1983. № 8; Бирюков Ф. Полнота и ответственность // Молодая гвардия. 1984. № 7; Bialokozowicz B. Leonid Jerszow jako teoretyk, historyk i krytyk rosyjskiej literatury radzieckiej // Slavia Orientalis. R. XXXIII. Warszawa. 1984. № 2; Романова Н. Диалектика лит. развития // Лит-ра в школе. 1985. № 1; Юдин В. Опираясь на плечи предков // Звезда. 1985. № 10; Цветов Г. К 60-летию со дня рождения // Вестник Лен. ун-та. 1985. № 2; Пантелеев А. Слово о Ершове // Русский альбом. Иркутск, 2010.

А. Ершов

  • Ершов Леонид Федорович