Етоев Александр Васильевич


ЕТÓЕВ Александр Васильевич [9.1.1953, Л-д] - прозаик, редактор.

Е. - выпускник Лен. механического ин-та по специальности «инженер-механик» (1976). Работать по распределению не стал: чтобы у ин-та не возникло претензий, устроился в проектный ин-т недалеко от Троицкого собора. Запойно собирал и читал кн., пробовал писать что-то свое. Поскольку интерес к словам в те годы зачастую вел к самиздату, через два года Е. уволили «за недоверие» (была такая статья в сов. трудовом кодексе).

С подачи приятеля Е. нашел приют в Гос. Эрмитаже. В тамошней хозчасти было немало людей, плохо уживавшихся с сов. властью по причине наличия худож. убеждений. Там, под лестницей, Е. поставил себе пишущую машинку: было очевидно, что переквалификация в «инженера человеческих душ» неизбежна.

В 1991 опытный читатель с многолетним стажем и скромный молодой писатель Е. закономерно оказался на должности ред. в петерб. изд-ве «Terra Fantastica». Оно не один год служило центром притяжения для мн. литераторов - от сибиряков Ю. Буркина, М. Успенского и А. Лазарчука (в те годы еще красноярца) до прибалтов Д. Трускиновской и С. Иванова. Мало кто из них задумывался над тем, что за образование получил Е., но авторитетом во всем, что касается слов и их употребления, он был для всех - от мэтров до начинающих.

В качестве отв. ред. Е. выпустил множество кн. И множество ляпов, допущенных неизв. переводчиками, благодаря Е. никогда не увидели свет. Курировал СС Р. Хайнлайна.

Член СП СПб. (1998).

С июля 2000 Е. стал выпускающим ред. отдела совр. лит-ры перв. крупного российского интернет-магазина «оЗон», специализировавшегося на кн. и кинофильмах. На том этапе своего существования «оЗон» был не только и не столько магазином, сколько информационным интернетом-порталом, посвящ. кн., фильмам и людям, их создающим.

В 2001 вернулся в обычное книжное изд-во, сначала работал в «Олма-Пресс-Нева», а затем в «Домино».

Перв. публикацией Е. стал двухтомник, состоящий из 2 ч. - « Эксперт повдохам и выдохам » и « Бегство в Египет », напис. (или придуманный) в основном под лестницей в Эрмитаже; обе кн. изданы А. Житинским в 1998. В 1999 повесть Е. «Бегство в Египет» получила сразу три лит. премии: «Интерпресскон» (за лучший дебют), «Странник» (в номинации «Повести и рассказы») и «Малый Золотой Остап» (за самое смешное произведение средней формы 1998-го).

В лен. (не петербургские) декорации Е. вписан забавный приключ. сюжет. Коммунальная квартира: «Сизый дым сковородок, застоявшееся в тазах белье, храп инвалида Ртова, от кот. дрожат стены и мигает лампочка в коридоре, утренняя очередь в туалет...». Город: «на фасаде кариатида, похожая на гипсовых физкультурниц из ЦПКО; когда-то кариатид было две, но напарницу ее в прошлом марте убила ледяная сосулька, когда скалывали с крыш лед». Трамвай: «Он дремал, трамвай ему не мешал; вагон был пустой и сонный; на остановках, когда хлюпала резина дверей, люди тихо входили и выходили: без песен, без мордобоя, что бывают в дни больших праздников и в веселые часы пик». Е. - это совмещение контурной графики и акварели. Они существуют отдельно друг от друга, но на одном пространстве, создавая вместе нечто третье, уникальное.

Повесть Е. « Человек из паутины » (2004), многими причисляемая по формальным критериям к магическому реализму, интересна не только сама по себе, но и зарисовками из издательской жизни СПб. В 2005 литераторы достойно оценили «Человека из паутины», вручив его автору премию им. Н. В. Гоголя.

В 2006 получил признание как детский писатель. Этот поворот был неожидан даже для него самого, эксперта по вдохам и выдохам, многими причисляемого к фантастам. В повести «Бегство в Египет» фантастической является только способность автора одним глазом видеть прозу жизни во всех ее мелких и четких подробностях, а другим - примечать каскад поэтич. образов, теней и отражений, отбрасываемых действительностью, - и совмещать оба поля зрения в едином тексте. Но вот детской эту повесть назвать вполне естественно, потому что она как раз про детей. Цикл про Улю Ляпину, супердевочку с нашего двора, начатый в 2003 с легкой руки издателя В. Назарова (изд-во «Амфора»), целенаправленно создавался для детской аудитории. Как обычно говорит сам автор: «…я сторонник говорить с детьми на таком же литературном языке, на каком разговариваешь с взрослыми. Исключая ненормативную лексику. И еще я не приемлю политкорректности ни во взрослой литературе, ни в детской».

Вторая повесть Е. из этого цикла получила премию «Алиса», врученную на Росконе-2006. И автор не слишком удивился, когда за повесть « Правило левой ноги », вышедшую в 2007, получил премию им. С. Я. Маршака.

Есть еще один облик Е. - поэтический. Маленькая книжечка о лирич. героях Саше и Маше, проиллюстрированная Ю. Беломлинской (рисовавшей и супердевочку тоже), изданная у митьков, почуявших в Е. родственную душу, в изд-ве «Красный матрос», успех имела тихий - соответственно лиризму и простодушию героев.

Шумный успех выпал на долю произведений non-fiction. Пристрелочный вариант кн. « Душегубство и живодерство в детской лит-ре » вышел в 2001, в том же «Красном матросе». В 2007 был изд. объемный труд « Книгоедство. Выбранные места изкнижной истории всех времен, планет и народов », в интернете моментально получивший статус культового. Профессиональная оценка также высока - АБС-премия. Вторая часть « Экстремальное книгоедство » (со значащим подзаголовком «книга-мишень») была удостоена Беляевской премии.

Книг у Е. не то чтобы много, но примерно столько же, сколько и лит. премий. За эти годы образ жизни его практически не претерпел изменений, стиль работы тоже. Большую часть времени он проводит за рабочим столом с карандашиком или с клавиатурой. Пожалуй, это и есть единственное существенное изменение - появление компьютера. Е. по-прежнему собирает кн. и складирует их у родителей, потому что в собственной квартире уже ничего не помещается. И внешне он почти не изменился: все тот же высокий стройный и седой, с мальчишеским взглядом. И окружающую действительность Е. воспринимает чисто и непосредственно - как мальчишка. Е. провел в Коломне самые важные для себя годы - детство, оттуда он и произошел.

Б. Стругацкий: «Ясность и точность слога. Изящество выдумки. Безграничная доброта героев… Повести и рассказы Александра Етоева способны удовлетворить самый взыскательный литературный вкус».

М. Успенский: «Проза Александра Етоева - питерская в лучшем смысле этого слова: чёткая, ироничная и в то же время неистребимо романтическая. И уж подавно стоит времени, затраченного на её прочтение».

В. Курицын: «Истории из Истории, пусть даже и выдуманной, сложнейший жанр. Трудно обойтись без эскалации экзотики и доморощенной геополитики. Александр Етоев сочиняет такие истории удивительно легко…»

А. Лазарчук: «Клянусь, никогда ещё я не встречал такого чистого и детски-непосредственного восприятия мира, как у Александра Етоева…»

В 2010 вошел в число авторов «Лит. матрицы» (Учебник, написанный писателями) со ст. по тв-ву М. Зощенко « Великий учитель смеха ».

В 2012 получил премию Интерпресскон (критика, публицистика) за « Книгу о Прашкевиче, или От Изысканного жирафа до Белого мамонт а» (совм. с В. Ларионовым).

С оч.: Бегство в Египет. СПб., 1998; Эксперт по вдохам и выдохам. СПб., 1998; Душегубство и живодерство в детской лит-ре. СПб., 2001; Кому лебедь, кому выпь. Книжка для Николая Романецкого, сочиненная Александром Етоевым, нарисованная Юлией Беломлинской, изданная Александром Житинским и издательством «Геликон Плюс». СПб., 2003; Человек из паутины. М., 2004; Планета лысого брюнета. СПб., 2004; Полосатая зебра в клеточку. СПб., 2005; Правило левой ноги. СПб., 2007; Книгоедство: Выбранные места из книжной истории всех времен, планет и народов. Новосибирск, 2007; Простодушные стихи. СПб., 2007; Уля Ляпина против Ляли Хлюпиной. СПб., 2008; Экстремальное книгоедство. Книга-мишень. М., 2009; Великий учитель смеха // Лит. матрица: в 2 т. СПб.-М., 2010. Т. 2; Книга о Прашкевиче, или От Изысканного жирафа до Белого мамонта ( в соавт. с В. Ларионовым). СПб., 2011; По морям, по волнам: Рассказ // Сибирские огни. 2014. № 1.

Лит.: Елисеев Н. Об авторах этой книги // Лит. матрица: в 2 т. СПб.-М., 2010. Т. 2.

И. Андронати

  • Етоев Александр Васильевич