Евреинов Николай Николаевич
ЕВРЕ́ИНОВ Николай Николаевич [13(25).2.1879, М. - 7.9.1953, Париж, похоронен на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа] - драматург, режиссер, историк и теоретик театра.
Отец - служащий Мин-ва путей сообщения. Артистизмом и рано проявившейся любовью к театру Е. обязан матери, по происхождению француженке. В 1892–1901 Е. учится в СПб. училище правоведения, где активно участвует в театр. кружке: здесь постав его пьесы « Репетиция » и « Сила чар » (не сохр.), напис. драма « Болваны, кумирские боги » - своеобразное размышление о природе соц. маски. Училище Е. оканчивает с серебряной медалью; выпускное соч. его, « История телесных наказаний в России » (1913), не столько юридич. исследование, сколько худож.-философское эссе на интересовавшую его и позже тему (см., напр.: « Театр и эшафот »).
В 1901 Е. служит в Мин-ве юстиции, в 1901–14 - в Министерстве путей сообщения; одновременно изучает философию в СПб. ун-те, является вольнослушателем СПб. консерватории. 22 дек. 1905 в Александринском театре впервые идет его пьеса « Степик и Манюрочка »; как и всегда у Е., главное в ней не изображение действительности (жизнь престарелой супружеской четы), а мысль о необходимости ее преодоления, театрализации. В этот же период пьесы Е. ставятся и в Новом театре Л. Б. Яворской, и в петерб. Малом театре А. С. Суворина. В 1908 опубл. 1-й т. « Драматических сочинений », в кот. вошли пьесы (как определил их сам Е.) «лит.-драматические»: кроме вышеуказанных, это драма « Война », комедия « Фундамент счастья » и « Красивый деспот ». О последней следует сказать особо: это перв. попытка проиллюстрировать идею «театра для себя», т.е. театра в жизни. Герой пьесы мысленно переместился во времени на сто лет назад, превратив игру в высшую реальность: здравомыслящий гость вынужден признать его правоту. Ощутимо влияние на Е. философии О. Уайльда с его апологией лжи и презрением к действительности.
Важным этапом в творч. биографии Е. стал Старинный театр, созданный им вместе с Н. Дризеном в 1907. Теоретич. обоснование осн. идеи Старинного театра - худож. реконструкции - дано Е. в статье « Старинный театр » (Театр и искусство. 1907. № 50). Е. был и худруком театра, и реж., и драматургом. Театр работал 2 сезона, или «цикла»: 1907–08 («средневековый цикл») и 1911–12 («испанский цикл эпохи Возрождения»). Написанные для иллюстрации худож.-реконструктивного метода, « Три волхва » и « Ярмарка на индикт св. Дениса » определили доминанту всего 2-го тома «Драматических соч.». Подчеркивая экспериментальный характер составивших его пьес, Е. определил их как «театрально-лит.». Во 2-й т. вошли, помимо упомянутых выше, « Веселая смерть», «Такая женщина», «Бабушка» и «Неизменная измена ».
Сезон 1908–09 работал у В. Комиссаржевской в театре на Офицерской, сменив на этом посту Вс. Мейерхольда; здесь Е. ставит «Франческу да Римини» Г. Д'Аннунцио, пьесу Ф. Сологуба «Ванька-Ключник и паж Жеан» и «Саломею» О. Уайльда, запрещенную св. Синодом к постановке уже после генеральной репетиции. Еще одна пьеса Сологуба, «Ночные пляски», поставлена в 1909 в Литейном театре. К этому периоду относятся и перв. важные теоретич. выступления Е.: в 1908 опубл. ст. « Сценическая ценность наготы » (Театр и искусство. 1908. 27); « Апология театральности » (Утро. 1908. 8 сент. № 15); реферат « Введение в монодраму » (СПб., 1909). Теория монодрамы - драматич. представления, моделирующего мир в соответствии с тем, как он воспринимается действующим лицом,- практически проиллюстрирована пьесой « Представление любви » (в кн.: «Студия импрессионистов». Кн. 1. СПб., 1910). В то же время Е. активно работает как режиссер - 31 марта 1909 пьесой Е. «Веселая смерть» открывается созданный им совм. с Ф. Комиссаржевским «Веселый театр для пожилых детей», а в сент. 1910 он приглашен на должность гл. реж. в созданный А. Кугелем и З. Холмской театр «Кривое зеркало». До самого отъезда из Сов. России Е. активно работает в этом театре как худож. руководитель, реж., драматург, композитор и художник. Пародийно-гротесковая грань творч. индивидуальности Е. становится определяющей для его «кривозеркальной» драматургии. Позднее пьесы из репертуара «Кривого зеркала» были собраны им в 3-м т. «Драматических соч.» (Пг., 1923): «режиссерская буффонада» « Ревизор », монодрама « В кулисах души », буффонада « Четвертая стена », пародии « Школа этуалей » и « Кухня смеха (Мировой конкурсостроумия )». Все эти пьесы стали чрезвычайно популярны и выдержали огромное кол-во представлений: понятие «четвертая стена» стало общепринятым в борьбе со сценич. натурализмом, «Ревизора» актеры «Кривого зеркала» даже играли по специальному заказу для Николая II и императорской фамилии, а «В кулисах души» мн. совр. исследователи рассматривают как прообраз театра абсурда.
Деятельность Е. в 1910-е весьма многогранна, он участвует в работе студии импрессионистов, но близок и к футуристам; входит в правление Об-ва интимного театра; он один из основателей знаменитой «Бродячей собаки» (1912). С 1910 по 1925 появляются и важнейшие теоретич. работы Е.: « Театр как таковой » (СПб., 1912), « Рrоscenasua » ([Пг.], [1915]), « Театр для себя » (в 3 ч. Пг., [1915]–17), « Происхождение драмы » (Пг., 1921), « Театральные инвенции » (М., 1922), « Театральные новации » (Пг., 1922), « Театр у животных » (Л.-М., 1924), « Тайна Распутина » (Л., 1924), « Азазел иДионис » (Л., 1924).
Может показаться спорным мнение Б. Казанского, считавшего, что к теоретич. работам и тв-ву Е. «восходит вся идеология нового театра» (Казанский Б. Метод театра. Л., 1925), но нельзя не признать, что парадоксальные построения Е. прочно вошли в совр. мысль о театре. Само возникновение театроведения нередко связывается с трудами Е. Идеи его оказались важны и для строительства междисциплинарного культурного контекста, без которого невозможно понять совр. гуманитарную науку в целом. Мир, согласно Евреинову, интересен постольку, поскольку театрален или может быть театрализован. Реальное проявление господства «театральности» в частной и общественной жизни человека - «театрализация». Движущая сила театрализации - неразложимый на составляющие и необъяснимый рационально «инстинкт преображения/театрализации» - не менее древний, чем инстинкт самосохранения или продолжения рода и, по мнению Е., более сильный. Непосредственно наиболее тесным образом с понятием театрализации связано понятие «театра в жизни». Практически любой значительный социокультурный феномен Е. склонен был рассматривать как театр. Для обозначения всепроникающей власти театра Е. вводит термин «театрократия». Под театрократией предполагается и вскрытие театрального смысла всего происходящего, театрократическое осознание жизни, и ее театрократическое упорядочение. По Е., «мания театрализации» - существеннейшая черта именно русской жизни.
Осенью 1917 Е. покидает Пг. и более двух лет путешествует по югу России (Одесса, Киев, Сухум, Тифлис и др.) с лекциями и концертами; вернувшись в 1920, он, возглавив группу из 10 режиссеров, ставит массовое театрализованное действо « Взятие Зимнего дворца » к третьей годовщине Октябрьской революции. В нояб. вместе с реж. К. Марджановым и Н. Петровым Е. создает театр «Вольная комедия», где в том же 1921 состоялась премьера самой знаменитой его пьесы - « Самое главное » (1921; поставлена более чем в 20-ти странах мира, в т.ч. в Риме - Л. Пиранделло; переведена практически на все европейские яз.). Сюжет пьесы иллюстрирует идею Е. о театротерапии (Театротерапия: Quasi-paradox Н. Евреинова // Жизнь искусства. 1920. № 578–579), наиболее наглядном варианте театрократического улучшения действительности. А. Эткинд отмечает: «Формулируя и увлеченно доказывая свои концепции, Евреинов намного опередил целые направления западной социальной психологии и психотерапии...» (Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993). «Самое главное» - первая часть трилогии « Двойной театр », в кот. вошли пьесы « Корабль праведных » (Пг., 1924) и « Театр вечной войны » (Париж, 1928).
Перв. пол. 1920-х - важнейший период в жизни Е.: с постановки «Самого главного» начинается его мировая известность; в России же в течение 1921–25 выходит 17 его книг. В 1921 он женится на актрисе А. Кашиной (автор монографии о Е.). В это время Е. уповает на сотрудничество с советской властью в деле театрализации жизни. Для этого у Е. есть основания: сам Л. Троцкий высказывается схожим образом и обещает этим идеям, почти впрямую, гос. поддержку (см., напр.: Троцкий Л. Лит-ра и революция. М., 1991). Ярким выражением гос. поддержки евреиновских идей стала книга Я. Бруксона «Проблема театральности» (Пг., 1923), содержащая подлинную апологию его театрал. теории. Идеи Е. широко используются в петроградской режиссуре 1920-х. Однако сам Е. оказывается в этот период практически не у дел. В 1925 Е. навсегда покидает Россию.
В 1926 совершает длительную поездку в США, где гастролирует с лекциями, ставит «Самое главное». С 1927 живет почти постоянно в Париже, работает в «Летучей мыши» Н. Балиева, ставит ряд спектаклей в парижской Русской опере и в театре Копо «Вье коломбье», в 1930-е - в Пражском нац. театре. Е. активно пытается объединить силы русской творч. эмиграции: в 1934 он создает театр «Бродячие комедианты», в 1935 организует «Объединение русских артистов». Как теоретик в теч. 1930–40-х работает над философск. трактатом « Откровение искусства » (РГАЛИ). Из пьес этого периода наиболее интересна «драматическая хроника партийной жизни в СССР» « Шаги Немезиды » (Париж, 1956).
Пьеса напис. по свежим следам только что закончившегося процесса по делу «троцкистско-зиновьевского блока» и населена подлинными ист. лицами. Е. усматривал и в политич. строе СССР, и в повседневной жизни рядовых членов об-ва феномен, кот. он изучал много лет, - «театр для себя», перенесение театра в жизнь. Более того, вся полит. история Сов. России осознается Е. именно как тотальная театрализация жизни. Осуществление теоретич. построений, изложенных в «Театре для себя» и в «Театре как таковом», на практике и притом в таких масштабах приковывало внимание теоретика театральности к СССР.
В 1940-е Е. напис. драма из жизни русской эмиграции « Граждане второго сорта », сатир. пьеса « Партбилет коммуниста » (обе в РГАЛИ), др. пьесы и киносценарии; наиболее интересна пьеса « Чему нет имени: (Бедной девочке снилось) » (Париж, 1965). В 1941–43 Е. в оккупированном Париже; голод, лишения, опасности этой эпохи нашли отражение в кн. мемуаров « Памятник мимолетному » (Париж, 1953). После войны Е. работает над циклом передач для французского радио о русской культуре (1945), пишет либретто для балетов и книгу воспоминаний « В школе остроумия » (М., 1998), последняя его крупная теоретич. работа - « История русского театра: С древнейших времен до 1917 года » (Нью-Йорк, 1955). В Париже состоял в масонской ложе «Друзья философии».
В 1978 на стене дома Е. по улице Буало в Париже установлена мемориальная доска с надписью «Человек театра»; в 1979 торжественное собрание в Сорбонне посвящ. 100-летию Е.
Соч.: Драматические соч. СПб., 1908. Т. 1; СПб., 1914. Т. 2; Пг., 1923. Т. 3; Pro scena sua. [Пг.], [1915]; Театр для себя: в 3 ч. Пг., [1915]–17; Самое главное. Ревель, [1921]; Театральные новации. Пг., 1922; Театр как таковой. М., 1923; Театр у животных. Л.-М., 1924; Тайна Распутина. Л.: Былое, 1924; Крепостные актеры. Л., 1925; История русского театра. Н-Й., 1955; Ревизор, Четвертая стена // Русская театр. пародия XIX - нач. XX в. М., 1976; Тайна Распутина. M., 1990; Шаги Немезиды // Совр. драматургия. 1990. № 6; Суррогат бессмертия. Дважды убитый // Киноведч. записки. М., 1994. № 23; Театр и эшафот // Мнемозина: документы и факты из истории русского театра XX в. М., 1996; В школе остроумия. М., 1998; Евреинов Н. Н. Откровение искусства / Изд. подготовила Клаудиа Пьералли. СПб., 2012; Евреинов Николай. Демон театральности / сост., общ. ред., ком. А. Зубкова и В. Максимова. М.; СПб., 2002; Евреинов Николай. Оригинал о портретистах / сост., подг. текста, комм. Т. Джуровой, А. Зубкова, В. Максимова. М., 2005; Евреинов Николай. Двойной театр / вст. ст. Т. Джуровой. М., 2007.
Лит .: Старк Э. Старинный театр. СПб., 1911; Каменский В. Книга о Евреинове. Пг., 1917; Зноско-Боровский Е. Русский театр нач. XX в. Прага, 1925; Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. М.-Л., 1928; Кашина-Евреинова А. Н. Н. Евреинов в мировом театре XX в. Париж, 1964 (библ.); Дейч А. Голос памяти: Театр. впечатления и встречи. М., 1966; Бенуа А. Мои воспоминания. Т.
А. Семкин