Евреинов Николай Николаевич


ЕВРЕ́ИНОВ Николай Николаевич [13(25).2.1879, М. - 7.9.1953, Париж, похоронен на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа] - драматург, режиссер, историк и теоретик театра.

Отец - служащий Мин-ва путей сообщения. Артистизмом и рано проявив­шейся любовью к театру Е. обязан матери, по происхождению француженке. В 1892–1901 Е. учится в СПб. училище правоведения, где активно участвует в театр. кружке: здесь постав его пьесы « Репетиция » и « Сила чар » (не сохр.), напис. драма « Болваны, кумирские боги » - сво­еобразное размышление о природе соц. маски. Училище Е. оканчивает с серебря­ной медалью; выпускное соч. его, « История телесных наказаний в России » (1913), не столько юридич. исследова­ние, сколько худож.-философское эссе на ин­тересовавшую его и позже тему (см., напр.: « Театр и эшафот »).

В 1901 Е. служит в Мин-ве юсти­ции, в 1901–14 - в Министерстве путей со­общения; одновременно изучает философию в СПб. ун-те, является вольнослу­шателем СПб. консерватории. 22 дек. 1905 в Александринском театре впер­вые идет его пьеса « Степик и Манюрочка »; как и всегда у Е., главное в ней не изображение действи­тельности (жизнь престарелой супружеской четы), а мысль о необходимости ее преодоле­ния, театрализации. В этот же период пьесы Е. ставятся и в Новом театре Л. Б. Яворской, и в петерб. Малом театре А. С. Суво­рина. В 1908 опубл. 1-й т. « Драматических сочинений », в кот. вошли пьесы (как определил их сам Е.) «лит.-драматические»: кроме вышеуказанных, это драма « Война », комедия « Фундамент счастья » и « Красивый деспот ». О послед­ней следует сказать особо: это перв. попыт­ка проиллюстрировать идею «театра для се­бя», т.е. театра в жизни. Герой пьесы мыс­ленно переместился во времени на сто лет назад, превратив игру в высшую реальность: здравомыслящий гость вынужден признать его правоту. Ощутимо влияние на Е. филосо­фии О. Уайльда с его апологией лжи и пре­зрением к действительности.

Важным этапом в творч. биографии Е. стал Старинный театр, созданный им вмес­те с Н. Дризеном в 1907. Теоретич. обоснование осн. идеи Старинного теа­тра - худож. реконструкции - дано Е. в ста­тье « Старинный театр » (Театр и искусство. 1907. № 50). Е. был и худруком театра, и реж., и драматургом. Театр ра­ботал 2 сезона, или «цикла»: 1907–08 («средневековый цикл») и 1911–12 («испан­ский цикл эпохи Возрождения»). Написанные для иллюстрации худож.-реконструктивного метода, « Три волхва » и « Ярмарка на ин­дикт св. Дениса » определили доминанту всего 2-го тома «Драматических соч.». Подчеркивая экспери­ментальный характер составивших его пьес, Е. определил их как «театрально-лит.». Во 2-й т. вошли, помимо упомянутых выше, « Веселая смерть», «Такая женщина», «Бабушка» и «Неизменная измена ».

Сезон 1908–09 работал у В. Комиссаржевской в театре на Офицерской, сме­нив на этом посту Вс. Мейерхольда; здесь Е. ставит «Франческу да Римини» Г. Д'Аннунцио, пьесу Ф. Сологуба «Ванька-Ключник и паж Жеан» и «Саломею» О. Уайльда, запре­щенную св. Синодом к постановке уже после генеральной репетиции. Еще одна пьеса Соло­губа, «Ночные пляски», поставлена в 1909 в Литейном театре. К этому периоду относятся и перв. важные теоретич. выступления Е.: в 1908 опубл. ст. « Сценическая ценность наготы » (Театр и искусство. 1908. 27); « Апология театральности » (Утро. 1908. 8 сент. № 15); реферат « Вве­дение в монодраму » (СПб., 1909). Теория монодрамы - драматич. представления, моделирующего мир в соответствии с тем, как он воспринимается действующим лицом,- практически проиллюстрирована пьесой « Представление любви » (в кн.: «Студия импрессионистов». Кн. 1. СПб., 1910). В то же время Е. активно работает как режиссер - 31 марта 1909 пьесой Е. «Веселая смерть» откры­вается созданный им совм. с Ф. Комиссаржевским «Веселый театр для пожилых детей», а в сент. 1910 он приглашен на долж­ность гл. реж. в созданный А. Кугелем и З. Холмской театр «Кривое зеркало». До самого отъезда из Сов. России Е. ак­тивно работает в этом театре как худож. руко­водитель, реж., драматург, композитор и ху­дожник. Пародийно-гротесковая грань творч. индивидуальности Е. становится опреде­ляющей для его «кривозеркальной» драма­тургии. Позднее пьесы из репертуара «Криво­го зеркала» были собраны им в 3-м т. «Драматических соч.» (Пг., 1923): «режиссерская буффонада» « Ревизор », мо­нодрама « В кулисах души », буффонада « Четвертая стена », пародии « Школа этуалей » и « Кухня смеха (Мировой кон­курсостроумия )». Все эти пьесы стали чрез­вычайно популярны и выдержали огромное кол-во представлений: понятие «четвер­тая стена» стало общепринятым в борьбе со сценич. натурализмом, «Ревизора» акте­ры «Кривого зеркала» даже играли по специ­альному заказу для Николая II и император­ской фамилии, а «В кулисах души» мн. совр. иссле­дователи рассматривают как прообраз театра абсурда.

Деятельность Е. в 1910-е весьма много­гранна, он участвует в работе студии импрес­сионистов, но близок и к футуристам; входит в правление Об-ва интимного театра; он один из основателей знаменитой «Бродячей собаки» (1912). С 1910 по 1925 появляются и важнейшие теоретич. работы Е.: « Те­атр как таковой » (СПб., 1912), « Рscenasua » ([Пг.], [1915]), « Театр для се­бя » (в 3 ч. Пг., [1915]–17), « Происхожде­ние драмы » (Пг., 1921), « Театральные инвенции » (М., 1922), « Театральные новации » (Пг., 1922), « Театр у живот­ных » (Л.-М., 1924), « Тайна Распутина » (Л., 1924), « Азазел иДионис » (Л., 1924).

Может показаться спорным мнение Б. Казанского, считавшего, что к теоретич. работам и тв-ву Е. «восходит вся идеология нового театра» (Ка­занский Б. Метод театра. Л., 1925), но нельзя не признать, что парадоксальные построения Е. прочно вошли в совр. мысль о театре. Само возникновение театроведе­ния нередко связывается с трудами Е. Идеи его оказались важны и для строительства междисциплинарного культурного контекста, без которого невозможно понять совр. гума­нитарную науку в целом. Мир, согласно Евреинову, интересен по­стольку, поскольку театрален или может быть театрализован. Реальное проявление господ­ства «театральности» в частной и обществен­ной жизни человека - «театрализация». Движущая сила театрализации - неразло­жимый на составляющие и необъяснимый ра­ционально «инстинкт преображения/театра­лизации» - не менее древний, чем инстинкт самосохранения или продолжения рода и, по мнению Е., более сильный. Непосредст­венно наиболее тесным образом с понятием театрализации связано понятие «театра в жизни». Практически любой значительный социокультурный феномен Е. склонен был рассматривать как театр. Для обозначения всепроникающей власти театра Е. вводит термин «театрократия». Под театрократией предполагается и вскрытие театрального смысла всего происходящего, театрократическое осознание жизни, и ее театрократическое упорядочение. По Е., «мания театрализа­ции» - существеннейшая черта именно рус­ской жизни.

Осенью 1917 Е. покидает Пг. и бо­лее двух лет путешествует по югу России (Одесса, Киев, Сухум, Тифлис и др.) с лекция­ми и концертами; вернувшись в 1920, он, воз­главив группу из 10 режиссеров, ставит массовое театрализованное действо « Взятие Зимнего дворца » к третьей годовщине Ок­тябрьской революции. В нояб. вместе с реж. К. Марджановым и Н. Петровым Е. со­здает театр «Вольная комедия», где в том же 1921 состоялась премьера самой знаменитой его пьесы - « Самое главное » (1921; поставлена более чем в 20-ти странах мира, в т.ч. в Риме - Л. Пиранделло; переведе­на практически на все европейские яз.). Сю­жет пьесы иллюстрирует идею Е. о театротерапии (Театротерапия: Quasi-paradox Н. Евреинова // Жизнь искусства. 1920. № 578–579), наиболее наглядном ва­рианте театрократического улучшения дейст­вительности. А. Эткинд отмечает: «Формули­руя и увлеченно доказывая свои концепции, Евреинов намного опередил целые направле­ния западной социальной психологии и пси­хотерапии...» (Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993). «Самое главное» - первая часть трилогии « Двойной театр », в кот. вошли пьесы « Корабль праведных » (Пг., 1924) и « Театр вечной войны » (Париж, 1928).

Перв. пол. 1920-х - важнейший период в жизни Е.: с постановки «Самого главного» начинается его мировая извест­ность; в России же в течение 1921–25 выхо­дит 17 его книг. В 1921 он женится на актри­се А. Кашиной (автор монографии о Е.). В это время Е. уповает на сотрудничество с со­ветской властью в деле театрализации жизни. Для этого у Е. есть основания: сам Л. Троцкий высказывается схожим образом и обе­щает этим идеям, почти впрямую, гос. под­держку (см., напр.: Троцкий Л. Лит-ра и революция. М., 1991). Яр­ким выражением гос. поддержки евреиновских идей стала книга Я. Бруксона «Про­блема театральности» (Пг., 1923), содержа­щая подлинную апологию его театрал. теории. Идеи Е. широко используются в пет­роградской режиссуре 1920-х. Однако сам Е. оказывается в этот период практически не у дел. В 1925 Е. навсегда покидает Россию.

В 1926 совершает длительную поездку в США, где гастролирует с лекциями, ставит «Самое главное». С 1927 живет почти посто­янно в Париже, работает в «Летучей мыши» Н. Балиева, ставит ряд спектаклей в па­рижской Русской опере и в театре Копо «Вье коломбье», в 1930-е - в Пражском нац. театре. Е. активно пытается объеди­нить силы русской творч. эмиграции: в 1934 он создает театр «Бродячие комедиан­ты», в 1935 организует «Объединение рус­ских артистов». Как теоретик в теч. 1930–40-х работает над философск. тракта­том « Откровение искусства » (РГАЛИ). Из пьес этого периода наиболее интересна «драматическая хроника партийной жизни в СССР» « Шаги Немезиды » (Париж, 1956).

Пьеса напис. по свежим следам только что закончившегося процесса по делу «троцкистско-зиновьевского блока» и населена подлинными ист. лицами. Е. усма­тривал и в политич. строе СССР, и в по­вседневной жизни рядовых членов об-ва феномен, кот. он изучал много лет, - «театр для себя», перенесение театра в жизнь. Более того, вся полит. исто­рия Сов. России осознается Е. именно как тотальная театрализация жизни. Осуще­ствление теоретич. построений, изло­женных в «Театре для себя» и в «Театре как таковом», на практике и притом в таких мас­штабах приковывало внимание теоретика те­атральности к СССР.

В 1940-е Е. напис. драма из жизни русской эмиграции « Граждане второго сорта », сатир. пьеса « Партбилет коммуниста » (обе в РГАЛИ), др. пьесы и ки­носценарии; наиболее интересна пьеса « Че­му нет имени: (Бедной девочке сни­лось) » (Париж, 1965). В 1941–43 Е. в окку­пированном Париже; голод, лишения, опас­ности этой эпохи нашли отражение в кн. мемуаров « Памятник мимолетному » (Париж, 1953). После войны Е. работает над циклом передач для французского радио о русской культуре (1945), пишет либретто для балетов и книгу воспоминаний « В шко­ле остроумия » (М., 1998), последняя его крупная теоретич. работа - « История русского театра: С древнейших вре­мен до 1917 года » (Нью-Йорк, 1955). В Париже состоял в масонской ложе «Друзья философии».

В 1978 на стене дома Е. по улице Буало в Париже установлена мемориальная доска с надписью «Человек театра»; в 1979 торже­ственное собрание в Сорбонне посвящ. 100-летию Е.

Соч.: Драматические соч. СПб., 1908. Т. 1; СПб., 1914. Т. 2; Пг., 1923. Т. 3; Pro scena sua. [Пг.], [1915]; Те­атр для себя: в 3 ч. Пг., [1915]–17; Самое главное. Ревель, [1921]; Театральные новации. Пг., 1922; Театр как таковой. М., 1923; Театр у животных. Л.-М., 1924; Тайна Распутина. Л.: Былое, 1924; Кре­постные актеры. Л., 1925; История русского театра. Н-Й., 1955; Ревизор, Четвертая стена // Русская театр. пародия XIX - нач. XX в. М., 1976; Тайна Распутина. M., 1990; Шаги Немезиды // Совр. драма­тургия. 1990. № 6; Суррогат бессмертия. Дважды убитый // Киноведч. записки. М., 1994. № 23; Театр и эшафот // Мнемозина: доку­менты и факты из истории русского театра XX в. М., 1996; В школе остроумия. М., 1998; Евреинов Н. Н. Откровение искусства / Изд. подготовила Клаудиа Пьералли. СПб., 2012; Евреинов Николай. Демон театральности / сост., общ. ред., ком. А. Зубкова и В. Максимова. М.; СПб., 2002; Евреинов Николай. Оригинал о портретистах / сост., подг. текста, комм. Т. Джуровой, А. Зубкова, В. Максимова. М., 2005; Евреинов Николай. Двойной театр / вст. ст. Т. Джуровой. М., 2007.

Лит .: Старк Э. Старинный театр. СПб., 1911; Каменский В. Книга о Евреинове. Пг., 1917; Зноско-Боровский Е. Русский театр нач. XX в. Прага, 1925; Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. М.-Л., 1928; Кашина-Евреинова А. Н. Н. Евреинов в мировом теа­тре XX в. Париж, 1964 (библ.); Дейч А. Голос памяти: Театр. впечатления и встречи. М., 1966; Бенуа А. Мои воспоминания. Т. 2. М ., 1980; Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: в 2 т. M., 1991; Бабенко В. Арлекин и Пьеро: Николай Евреинов, Алек­сандр Вертинский. Екатеринбург, 1992; Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России 1908–17. М., 1995; Абенсур Ж. Николай Евреинов // История рус­ской лит-ры XX в.: Серебряный век. М., 1995; Спиридонова Л. Бессмертие смеха: Комическое в лит-ре русского зарубежья. М., 1999; Чжиен Ан. За­метки о ранней драматургии Н. Н. Евреинова // Русская лит-ра. 2000. № 1; Семкин А. Н. Н. Ев­реинов и Ф. Сологуб. К истории постановки пьесы «Ванька-Ключник и паж Жеан» // Русская лит-ра. 2000. № 2; Вислова А. В. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX–XX вв. М., 2000; Маковский С. На Парнасе Серебря­ного века. М., 2000; Утехин И. Театральность как ин­стинкт: семиотика поведения в трудах Евреинова // Те­атр. 2001. № 2; Чубаров И. Театрализация жизни как стратегия политизации искусства: Повторное взятие Зимнего дворца под рук. Н. Н. Евреинова // Сов. власть и медиа: сб. ст. СПб., 2006; Иванов В. «Самое главное» в постановке Шарля Дюллена в контексте биографии Н. Н. Евреинова // От текста ― к сцене: Российско-французские театральные взаимодействия XIX–XX вв. М., 2006; Джурова Т. Театральность и реконструкция. Два сезона Старинного театра // Театрон. 2008. № 1; Джурова Т. Концепция театральности в тв-ве Н. Н. Евреинова. СПб.: СПГАТИ, 2010; Биневич Евг. Два сезона Старинного театра // Биневич Евг. Карикатуристы идут в театр. СПб., 2011; Николай Евреинов: к 130-летию со дня рождения (По мат-лам научной конференции, сост. 16 февр. 2009 г.) СПб.: РИИИ, 2012; Pieralli Claudia. Il pensiero estetico di Nikolaj Evreinov tra teatralità e “poetica della rivelazione”. Firence University Press, 2015 (Biblioteca di Studia Slavistici, 30); Николай Николаевич Евреинов: мат-лы к библиографии / Инф.-культурный центр «Русская эмиграция». СПб.: Сев. звезда, 2015.

А. Семкин

  • Евреинов Николай Николаевич