Фадеева Людмила Леонидовна
ФАДÉЕВА Людмила Леонидовна [1.10.1938, пос. Ульяновка Лен. обл.] ― детский писатель.
В авг. 1941 семья попала в фашистский плен. Ф. в возрасте двух лет была увезена с матерью в Эстонию. Перв. воен. ощущения ребенка, рост его самосознания в условиях войны переданы в автобиогр. повести Ф. « Милая Мойтя ». С матерью и родственниками (отец умер в плену в 1942) Ф. была освобождена в авг. 1944, вернулась в Л-д. По окончании семилетней школы поступила в Лен. Художественно-графическое пед. училище. По окончании направлена в Кемеровскую обл., работала в ср. школе учителем рисования и черчения. Близость к детям и опыт воен. детства определили осн. темы тв-ва Ф.
Перв. публикацией стало стих. « Будущей ученице » в газ. «Ленинское знамя» в 1957. В 1961 в Кемеровском кн. изд-ве вышла перв. кн. стихов для детей « Подсолнушек » с рисунками автора, в кот. обозначились осн. темы и образы тв-ва Ф. В 1965 «Подсолнушек» был переизд., в том же изд-ве появились новые кн.: « Кто мы? Стихи-загадки » (1979), « Автобус для зверей » (1982), « Дорогие люди » (1983).
С нач. 1960-х до кон. 70-х Ф. работала художником-конструктором на Ижорском з-де г. Колпино, в этот период творя «в стол». С 1982 рук. лит. кружком в Колпинском доме тв-ва. С этих пор работа с детьми надолго увлекла автора и помогла почувствовать ценность тв-ва для детей. В 1983 Ф. получила премию ЦК ВЛКСМ.
С 1980-х кн. Ф. выходят в Л-де и М.: « Будем слушать тишину » (1984), « Как зовут тебя, Семенов? » (1986), « Продленный день » (1986) и др. С. Сахарнов в ст. «Запишите и меня…» (Семья и школа. 1989. № 2), посвящ. «школьным» стихам Ф., отмечал, что поэзия для школьников существует лишь в виде маленьких и редких островков между двумя густонаселенными материками: поэзией для малышей и взрослой поэзией, и Ф., создавая свои образы школьников, заполняет эту нишу, способствует росту популярности поэзии среди детей школьного возраста. А. Крестинский так отозвался на выход кн. «Как зовут тебя, Семенов?»: «Перед нами новый поэт со своим миром и голосом. Со своей поэтической территорией, на кот. он чувствует себя хозяином. Что это за территория? В первую очередь поэзия переломного возраста – переломного от дома к школе» (Детская лит-ра. 1988. № 5). Школьные стихи Ф. отражают глобальную смену мировосприятия, происходящую с ребенком, только что пришедшим в стены школы. Ребенок сталкивается с новыми словами («окружающая среда», «точки зрения»), с новыми видами деятельности (поиск существительных и глаголов), с новыми отношениями (что-то там скрывается за фамилиями, как зовут Семёнова?) и др.
В 1986 Ф. вступила в СП СССР.
В нач. 1990-х в связи с переходом мн. изд-в на коммерч. основу наступил перерыв в изд. книг Ф. В сер. 1990-х стихи стали изд. в «экономном» режиме: в сб. «Ижорских берегов», без илл., отд. книгами на газетной бумаге. В 1992 в «Российской энциклопедии загадок» было напеч. 94 загадки Ф. Особо выделяется в эти годы кн. « Отдохнули ». Оформленная рисунками автора, она привлекла вним. удивительным единством словесного и зрительного образов. Черно-белый рисунок, по-эскизному минимальный в прорисовках, поразительно точно схватывал эмоц. состояние лирич. героя.
С нач. 2000 Ф. за свой счет изд. неск. книг маленьким тиражом. В новых книгах Ф. появляются и «домашние» стихи для малышей. В те годы Ф. была приглашена к участию в составлении сб. воспоминаний воен. времени, представила перв. часть повести «Милая Мойтя» (вторая часть не полностью напеч. в ж. «Костер», ост. части находятся в рукописи).
В прозе Ф., особенно в «Милой Мойте», заметен особый тип худож. центрации, суть кот. состоит в смещении эпич. центробежных сил к лирич. центростремительному началу. Юная героиня творит поэзию жизни из любого мат-ла. Потребность в «духовных витаминах» толкает ее на пост. и увлеченный поиск новых связей слов и ощущений. И слово, будучи мат-лом для расширения мира, словно в благодарность за вслушивание-вглядывание, кот. была занята напряженная мысль маленькой Люды, дарит невидимую защиту от чувства глухой тревоги, прочно засевшего в душах военнопленных. В этом нет расслоения внешней, военной реальности, и внутреннего, духовного, от неизбежности фантазийного (чтобы скрыться) мира ребенка. Это не спекуляция на теме войны, вызывающей в сознании читателей стойкие ассоциации, и не традиционно трагическое поляризованное столкновение «нежной детской души» с ужасами войны. Сюжетный зародыш здесь не взращивается на кумуляции или причинно-следственных связях (как можно было использовать внешние события), он сам прорастает из образа, имеющего в своей основе лирич. начало, из сюжетной валентности, в нем заложенной. И даже герой экологич. сказки (« Красный жилетик, или Приключения маленького муравья Тини », рукопись) ― не субъект, нечто претерпевающий, а актив. исследователь мира и творец. Худож. реальность книг Ф. буквально прошита деятельной и упорной мыслью героя. В этом видится ценный для совр. детской лит-ры сдвиг от внешней сюжетности (при этом повествование у Ф. остается захватывающим) к сознательному вчувствованию в мир.
Лирич. начало в прозе и сюжетн. начало в лирике ― это сильный и смелый голос Ф., ободряющий, утверждающий ценность не только интересного и цветного объективного мира, но способ видения его каждым героем, пришедшим в него за опытом самопознания.
Ф. продолжает работу с детьми, ведет переписку со школьниками. На данный момент Ф. подготовлено 10 рукописей, многое находится в процессе создания.
Соч.: Подсолнушек. Кемерово, 1961; Кто мы? Загадки о зверятах. Кемерово, 1979; Автобус для зверей. Кемерово, 1982; Будем слушать тишину. Л., 1984; Как зовут тебя, Семенов? Л., 1986; Продленный день. М., 1986; Лиса в классе. М., 1987; Ежик в азбуке. М., 1989; Задача про голубей. Л., 1990. Отдохнули: Веселые стихи для мл. школьников. СПб., 2004; Милая Мойтя // Как это с нами было. СПб., 2004; Тарелкина дочка: 100 загадок. СПб., 2007; Мечта номер один: Школьная лирика. СПб., 2008; Секретик: Стихи и скороговорки для дошкольников и первоклассников. СПб., 2008; Твоя шагалочка. СПб., 2010; Иду учиться! Стихи для первоклассников. СПб., 2012; Хорошо бы!.. // Зубренок: Прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2013. № 5; Первое задание // Зубренок: Прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2014. № 6; Большой прозаик и про «заек»: Вспоминая С. В. Сахарнова // Вестник детской лит-ры. 2014. Вып. 8.
Лит.: Максимова С. …Родом не из детства, из войны: автобиографическая проза Людмилы Фадеевой // Вестник детской лит-ры. Вып. 3. СПб., 2011; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Автор-сост. Н. Бутенко. СПб., 2013.
А. Бубнева