Феоктистов Евгений Иванович


ФЕОКТИ́СТОВ Евгений Иванович [11.11.1937, Л-д ― 9.2.1997, СПб.] - поэт, драматург.

О происхождении сведений нет. По обрывочным свидетельствам, окончил топографич. техникум, учился на лит. фак-те ЛГПИ им. А. Герцена. Работал подсобным рабочим, библиотекарем, кладбищенским сторожем.

Входил в круг Д. Дара, посещал ЛИТО под рук. Гл. Семенова, дружил с В. Соснорой, Е. Шварц, В. Алексеевым, Е. Пудовкиной, Е. Игнатовой. Перв. публ., вероятно, относится к 1972: в этот год два стих. Ф. ― «Три стога - три богатыря» и «Когда мелькают весла над волнами» ― были включены в альм. «Молодой Л-д». Вторая и последняя в сов. период офиц. публикация состоялась на следующий год в этом же изд. О том же периоде в своих «Автобиографических записках» говорит А. Миронов: «Какое-то время я посещал ЛИТО, руководил кот. <…> С. Давыдов. Туда же приходил великолепный и совершенно не разгаданный мною в то время поэт Евг. Феоктистов».

Печ. в самиздате: ж. «37» (1977, с предисл. В. Кривулина); «Часы» № 7 (1977), № 25 (1980), № 53 (1985). Выступал под псевд. А. Пасмур и Викентий Стогофеев. В 1998 четыре стих. Ф. опубл. в «Звезде» в № 8 (посмертно, с предисл. Е. Пудовкиной).

Единственный сб. Ф. ― « Внезапное лицо » ― выпущ. в 1994 изд-вом «Борей-Art» (СПб.). В него вошли 28 стих. разных лет (с 1960 по 1990).

Обилие аллитераций, следование слова за звуком, переплетение ассоциаций, муз. построение текста характерны как для раннего, так и позднего тв-ва Ф. Виртуозно владея словом, он ставил перед собой различные формальные задачи и мастерски разрешал их. Так, напр., стал создавать поэтич. азбуку, состоящую из стих., где все строки начинаются на одну и ту же букву, доминирующую на протяжении текста: «Стрижи неосторожные стригут / Сырое небо ножницами крыльев. / Сойдя с небес, старухи стерегут / Свое белье, соседствуя на стульях / С подругами по судьбам и стезям, / Сиреневые, серые, седые, / Сутулые, вдоль стен и здесь, и там / Сидят всем скопом, скорбные, худые, / Слегка святые, грешные весьма. / Сегодня время подвести итоги. / Сверяют с сутью суетность ума, / Смешные, суматошливы, убоги, / Сухи, как палки, суковаты, плоски, / Сварливы, кажется, но, вроде бы, добры…» Или на «И»: «Итак, Итака. Ода Одиссею. / Итог всех странствий - странность или страх? / Истолковать я толком не сумею. / Исчерпан путь, застрял на островах. // Исчиркан лист. Довольно с нас помарок. / Издерган мозг. Тетрадь испещрена. / Иронией эринний, муз и парок / Исполосован плащ, исхлестана спина…» С такой же кажущейся легкостью Ф. сочинял акростихи, многие из которых посвящены его знакомым поэтам: В. Кривулину, Е. Игнатовой, Е. Пудовкиной и др. В некоторых из них начальные буквы образуют целые фразы: «Елена Игнатова всем богам угодна», «Елена Пудовкина псалмопевица».

Стихи Ф. не только развиваются по законам музыки, но нередко и напрямую обращены к ней: «Стучит по глине посох пастуха. / В капелле слуха звонкие пустоты. / Заполнить их? Но чем? Покрой стиха / Нелеп и неуклюж. В постели мха / Маэстро, лежа, разбирает ноты. // Поэму гамм скрипичного ключа / Читай с листа, не поддаваясь лести. / Чтобы не сбиться с ритма сгоряча, / У изголовья сна стоит свеча / И метроном дежурит с нею вместе. // Маэстро спит. Он предал тишине / Сенат сонат, чему безмерно рады / Овец послушных пыльные отряды. / Они в собранье строк вошли извне, / И отрешенно стоя в стороне, / На спящих муз глядят из-за ограды» (1976). Тема музыки в той или иной степени присутствует и в стих. « Похож был Бах на Бюргера по виду », « Вот и кончилась колдовская », « Подхвачен вихрем золотого сора », « Московская симфония лягушек » и мн. др.

Стихи Ф. многомерны, как симфония, их структура подобна кустарнику, где на многочисленных ветках появляются все новые побеги. Летом Ф. иногда отправлялся в одиночные походы по малообитаемым просторам (напр., на резиновой лодке по лесным речушкам), столь же органичны для него были и странствия в зарослях слов. Косвенно он говорит об этом в своем стих. «Трамвайных молний судорожный свет» : «Люблю свободу бредить именами, / бродить по временам без провожатых, / века тасуя, вроде карт в колоде».

Ф. планировал выпустить поэтич. книгу « Свое ― чужое », составленную из стихов, написанных от имени неск. вымышленных авторов.

Свойственная Ф. полифоничность присутствует и в его драматич. произведениях, написанных в посл. годы жизни. Пьесы его нигде не публ. Одна из них - « Потерянная голова » (как и рукописи стихов) в наст. время находится в частном собр.

Соч .: Стихи // Молодой Л-д. 1972, 1973; Стихи // 37. 1977. № 11; Стихи // Часы. 1977. № 7; 1980. № 25; 1985. № 53; Стихи // Звезда. 1998. № 8; Внезапное лицо: Стих. СПб., 1994; Стихи // Волга. 2013. № 3–4; Стихи // Крещатик. 2013. № 4 (62).

Лит.: Кривулин В. «37» Л., 1977; Гозиас С. Неизвестный поэт России // У Голубой лагуны. Ньютонвилль, 1980–86. Т. 5А; Пудовкина Е. Предисл. // Звезда. 1998. № 8; Самиздат Л-да. 1950-е - 1980-е: Лит. энц. М., 2003; Миронов А. «Автобиографич. записки» и др. проза // НЛО. 2010. № 106.

Е. Пудовкина

  • Феоктистов Евгений Иванович