Филатьев Вадим Александрович


ФИЛÁТЬЕВ Вадим Александрович [5.4.1966, г. Киров (Вятка)] - поэт, прозаик.

В детстве обучался игре на муз. инструментах (скрипка, труба). Стихи начал сочинять в шесть лет. Активно писал стихи с 15 лет, позже перешёл на прозу. С 14 лет пас коров и работал помощником маляра. Учился в школе до восьмого класса, позже - в ПТУ. Работал год по специальности «машинист экскаватора». Один семестр отучился на филол. ф-те Пед. ин-та (г. Киров), год - в Училище искусств (г. Киров) на фак-те режиссёров народного театра.

Ф. пишет в автобиографии: «Модный кировский музыкант, мой друг, Игорь Жданов, напугал меня тем, что Ленинград закрывает лимит (лимитная прописка), и я устремился вслед за ним в город-герой, город трёх революций, город авангарда, рок-клуба, и вообще всего продвинутого на тот момент. Училище, как меня ни удерживали, я смело бросил и отправился в неизвестность... то есть в город Пушкина, Гоголя, Достоевского… и решил, что я должен быть только здесь… Днем я отсиживался в Дмитровском переулке (садик Ельфа), а вечером общался с местными маргиналами из кафе “Сайгон”. Спал я на лавочках, ближе к зиме перебрался в подъезды, именуемыми местными жителями исключительно парадными. Через год приобрел японскую трубу и играл на Дворцовой площади, точнее, под аркой Генерального штаба. Зарабатывал неплохо, по 30–70 рублей тогдашних денег (это примерно половина оклада успешного инженера). Был знаком, в качестве музыканта, с такими личностями, как Кинчев, Гайворонский, Курёхин, Башлачёв… играл с группой “Проходные дворы” и пр. В 1990 году Кировское ТВ сняло полнометражный фильм с моим названием “ Из-за такта ” (так первоначально называлась моя повесть “ На асфальте ”). В этом фильме я читал стихи, отрывки из прозы, играл на трубе, о чём-то философствовал. Впоследствии фильм получил какую-то премию как лучший фильм в документальном жанре и его демонстрировали по центральному телевидению…»

В Л-д с 1987. Некоторое время зарабатывал на жизнь кладкой печей.

Публ. с 1985 (г.о. в газетах - более 80 публ. в газ. «Кировская правда», «Комсомольское племя», «Киришский факел», «Семь плюс»), сотрудничал с театрами, работал на ТВ и на радио (Киров, Рига, Л-д, Москва). Печ. в лит. альм-х Киришей и Гатчины.

В 1999 поступил в Лит. ин-т им. М. Горького (оконч. в 2004), дипломная работа - роман/повесть « Калаус ». о постижения свободы. Одна из ярких совр. повестей, в кот. рассказывается о том, как молодой питерец, одержимый музыкой, мечтает рискованно подзаработать и вернуться к своей любимой и будущему ребенку. Он уезжает туда, где камыши до горизонта, где степной ветер, свои законы и каторжная работа, кот. никогда не кончается. В тот край за своим счастьем отправлялись многие. Но мало кто возвращался домой.

Некот. время проживал в Лен. обл. в Киришах (1997–2010), где организовывал лит. вечера, вел ЛИТО «Абрис», рубрику «Белая строка» в газ. «Семь плюс», освещал тв-во местных авторов. В Киришах под ред. Ф. издан сб. «Признание» (СПб., 2008) с рассказом Ф. « Папкино письмо ». В СПб. в 2012–13 вёл ЛИТО при СП на Звенигородской.

В. Попов пишет о тв-ве Ф.: «Проза Ф. производит впечатление очень сильное. Вятич по происхождению, пытающийся укорениться в Петербурге, он прошёл все тяготы выживания – безденежье, бездомность, тяжёлый физический труд. И это придаёт его сочинениям несомненную подлинность, вызывает у нас настоящее сострадание, что теперь случается не так часто. Не придуманные, горькие, социально острые его сочинения удались благодаря несомненному его литературному дарованию. Даже в первых его произведениях, относящихся к девяностым и имеющим экспериментальный характер (его кумир – Виктор Соснора) поражают абсолютная подлинность, весомость, конкретность слова. Чувствуется, что человеку, занятому тяжким ежедневным трудом, немыслимо и в литературе создавать что-то хлипкое и надуманное…»

У Ф. медитативный монолог – одно из решающих выразительных средств, кот. часто становится «диалогом» лирич. героя, спором с самим собой на «незаданную» тему, бесконечной попыткой убедить или переубедить себя, добраться до истины, докопаться до корней, найти первопричины, ответить на (не)риторические вопросы. Ф. придаёт большое значение мелочам, деталям, тонкостям повседневной жизни, потому в его произведениях вместо гамлетовского «Быть или не быть?» уместно звучит «Пить или не пить?»

Несмотря на кажущуюся приземленность персонажи Ф. думают не только о куске хлеба насущного, они любят, страдают, молятся. Боятся и плачут. Они ошибаются и побеждают. Живут. Герои Ф. упорно мыслят, и в этом заключается их объективная реальность. Герои произведений Ф. ярки, объёмны, чётки, созданы неск. густыми мазками, узнаваемо и твёрдо.

Член СП России с 2004. Финалист лит. премии «Северная пальмира» (1995).

Соч.: [Стихи] // Встречи: альм. Киров, 1988, 1989, 1990; Свобода натощак // Звезда. 2005. № 1; Сновидения // Братина. М., 2005. № 1; Калаус: Роман. М.: изд-во «Сова», 2005; Папкино письмо // Признание. СПб., 2009; Утка. Печаль-чайка: Рассказы. СПб.: Реноме, 2016.

Лит.: Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

М. Швец

  • Филатьев Вадим Александрович