Филиппов Василий Анатольевич


ФИЛИ́ППОВ Василий Анатольевич [23.4.1955, пос. Лосиный Свердловской обл. - 21.8.2013, СПб.] ― поэт.

Родители - науч. работники. В 1972–75 учился на биологич. фак-те ЛГУ и филологич. фак-те Горьковского ун-та. В 1976–78 - разнорабочий в Эрмитаже, лифтер, библиотекарь, лаборант в археологич. экспедициях.

Принадлежал к молодежному окружению Д. Дара. Участвовал в Религиозно-философском семинаре Т. Горичевой. Опубл. в ж. «37» д-д о Вяч. Иванове.

В 1979 попал в психиатрич. больницу им. Кащенко; после бегства оттуда в марте 1981 был заключен в Лен. спецпсихбольницу (Арсенальная ул., 9), где провел более двух лет. Выйдя оттуда в 1984, начал писать стихи и за два годы создал около 400 стих. В дальнейшем неоднократно попадал в больницу.

В сер. 1980-х был актив. участником лен. сообщества неподцензурной лит-ры, интенсивно общался с В. Кривулиным, Е. Шварц, С. Стратановским и др. Личные и культурные впечатления от этих встреч легли в основу поэзии Ф., кот. М. Шейнкер назвал «коллективным бессознательным “второй культуры”». Стихи Ф. представляют собой подробную документацию внешней и внутренней жизни лирич. «я», не различающую внутреннего и внешнего, важного и несущественного, реального и воображаемого; при отсутствии очевидных взаимовлияний они складываются со стихами С. Кулле и прозой Л. Богданова в одну из теневых тенденций в лен. неподцензурной лит-ре.

Для поэтич. текстов Ф., преимущественно верлибров, характерна речевая спонтанность, они подобны импровизациям и «словно творятся на наших глазах» (С. Иванова); за их композиционной эффектностью читатель открывает «текучую стройность организмического образования» (В. Кривулин). Постепенно они складываются в подробную, буквально повседневную летопись жизни автора в одном из «спальных» районов. Л-д конца 1980-х становится в его стихах местом, где время и история остановились. Он населяет город сквозными персонажами, столь же мифическими, сколь и биографически конкретными, нередко упоминает имена известных неофициальных поэтов, вплетает в текст цитаты из их произведений. Реальные люди (С. Стратановский, Елена Шварц, Ася Майзель), превращаются в его стихах в неких иномирных персонажей: «Ася Львовна живет в водной стихии / Своих слов... Она меня ест».

Постеп. в его стихах на перв. план выходит тема прощания. Жизнь по-прежнему протоколируется, но все больше ощущается как оболочка, кот. предстоит сбросить в преддверии посмертного существования. Последним прибежищем поэта становятся сначала его «комната и книги», затем Церковь, выстроенная из собств. видений, куда он уходит «из заколоченного дома».

Лирике Ф. свойственно прямое выражение чувств и мыслей, смысловая прозрачность. В кач-ве осн. тем выступают любовь, смерть, память, одиночество.

Тексты Ф. характеризуются особой модальностью, кот. можно обозначить как модальность странного. Мир видится загадочным и необъяснимым. А. Урицкий пишет: «Необычна особенность зрения поэта, преобразующего Ленинград конца 1980-х в мистическое вибрирующее пространство, где смешаны бытовые реалии, сны и видения». В основе образной структуры его текстов (в соответствии с ключевой лирической темой этих стихов ― темой времени и вечности, на границе с кот. проходит жизнь человека) лежат семантические оппозиции жизни и смерти, земной жизни и загробного существования. Эти смыслы оказываются ключевыми в его текстах и выражаются рядом худож. среств, среди кот. особую роль играют такие средства, как метафора (а также сравнение), эпитет в форме приложения. Именно благодаря метафоре происходит преображение Ф. окружающей действительности, в результате чего мир приобретает свойство таинственности, загадочности, становится особым пространством между жизнью и смертью, миром земным и инобытием. Этот эффект создается благодаря соотнесению предметов, представляющих различные семантич. сферы («физический мир ― человек», «человек ― природный мир», «психический мир ― физический мир»): «я живу вдали от душевного срыва и слома», «человек-гиена», «Дева расцветёт словом», «прыгает водопад с откоса», «голос-трость», «брошка-дева», «город-перстень». Часто сопоставляются заведомо несопоставимые реалии, когда основание для сопоставления найти невозможно: «пыль поднимается расцветающими лютиками», «на партсобрнии-балу», «Дева-точка». Метафоры воплощают ключевые для поэтич. картины мира автора смыслы: человек ― сосуд смерти («тела полны пылью до горла зрачков, тоже неодушевленны»), он покорно идет по своему пути, приближаясь к смерти («Проходили буйволы как часы» в описании похорон). Мир осмысляется как замкнутое пространство, из которого мучительно ищется выход: «С пятью чувствами / Словно с пятью пальцами рука слепого / Упирается в стену дома, / Ищет окно, / И жужжит дней веретено». Время представляет инобытие, предстоящую смерть уже в земном существовании человека (отсюда такие метафоры, как «люди-часы»).

В текстах Ф. находит своё отражение мифопоэтич. мышление. Все образы обыденной действительности одновременно выступают как архетипич. символы или содержат к ним отсылку («прогулка вдоль Летнего сада», образы леса и хвои, традиционно связанные в культуре с переходом в иной мир, образы цветов и т.д.). Поэт в соответствии с архаич. представлениями оказывается особой фигурой, находящейся на границе между миром реальным и загробным. Указания на пограничность изображаемого пространства могут иметь различный характер. Так, во мн. стих. действие происходит ночью или вечером, на закате. Может происходить неожиданный переход из мира реального в мир смерти, изображаемый при помощи ряда деталей: «На лице твоём не таял снег, / И в дворцах умирал похожий на Пушкина человек». Так создается особый мир, где реальность срастается со снами, видениями, мечтами, когда невозможно определить, который из миров в данный момент является предметом изображения. Этот эффект создается и при помощи эпитета в форме приложения, когда остается неясным, что выступает в качестве определяемого, а что ― определяющего: «дрожь ― дождь», «чай ― струи Леты». Характерно построение текста как череды вопросов: «Стоит ли вспоминать?... Стоит ли жить?.. Правда ли, что в этом городе люди когда-то были?».

Особое место среди образных средств Ф. занимают средства выразительности, основанные на привлечении реалий растительного мира (в особенности цветов) и драгоценных камней, которые становятся носителями гл. ценностей автора (любовь, тв-во и т.д.), «знаком самого любимого, драгоценного, того, с чем жалко расстаться» (С. Иванова): «изумрудные» волосы бабушки, «Знаю одно: награда ждет ТУТ, / Если поцелую изумруд». Названные образные средства создают смысловую глубину текста, моделируют особый авторский мир, передают переживания лирич. субъекта, окрашивают текст эмоционально, становятся выражением особого мифопоэтического мышления.

В 2000 вышла кн. Ф. « Стихотворения », в кот. включено написанное поэтом в 1984–90. В 2002 ― « Избр. стихотворения 1984–90 » (М.: НЛО, 2002). На рубеже 1990–2000-х, с появлением постконцептуализма, способ письма Ф. вызывает к себе повышенное внимание.

В 2001 стал лауреатом лит. премии Андрея Белого, присужденной за кн. «Стихотворения» ― драм. канонизацию достижений лен. нонконформистской поэзии 1970–80-х.

Соч.: Стихи // Обводный канал. 1986. № 9; Стихи // Волга. 1992. № 5/6 (предисл. А. Любегина); Стихи // Индекс–2: Альм. М., 1993; Стихи // ВНЛ. 1992. № 4; 1994. № 8; Стихи // Арион. 1994. № 2; Стихи. СПб., 1998; Стихотворения Василия Филиппова / Сост. А. Майзель. СПб., 2000; Избр. стихотворения 1984–1990. М., 2002; Стихотворения (1984–1986). М., 2011.

Лит.: Майзель А. Из «Рассказа о Васе Филиппове» // ВНЛ. 1994. № 8; Кривулин В. [Рец. на кн. «Стихи»] // Коммерсантъ. 1998. 17 февр.; Иванова С. «Поэзия, в оба смотри…» // Веч. Петербург. 1998. 31 март.; Урицкий А. [Рец. на кн. «Стихи»] // Знамя. 1999. № 1; Шубинский В. [Рец. на кн.: Стихотворения…] // Новая русская книга. 2000. № 6 (7); Иванова С. Поэт в убогое время // ЛГ. 2000, 29 нояб. - 5 дек.; Иванова С. Некоторые аспекты изображения флоры и фауны в произведениях поэтов «второй культуры» (Елена Шварц, Василий Филиппов, Сергей Стратановский) // ИЛНЛ. СПб., 2000; Иванова С. Театр-вертеп Василия Филиппова // Петербургский книжный вестник. 2001. № 21; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003; Иванова С. [Предисл.] // Ф. Стихотворения. М., 2011. Сайт премии Андрея Белого - <belyprize.ru>

А. Вытушняк

  • Филиппов Василий Анатольевич